Украина вошла в очередной этап
стремительного повышения цен на горючее. На протяжении последних
полутора месяцев высокооктановый бензин
Бензин снова дорожает
Если в первых числах декабря 2008 г. наиболее востребованный
бензин
Правда, в отдельных регионах топливом можно было разжиться за
Повышая стоимость, нефтяники по традиции ориентируются на Секретариат экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефти и нефтепродуктов, который ежедекадно публикует бюллетень с рекомендованными ценами на топливо.
Показательный пример — Крым. В начале зимы
Еще полтора месяца назад розничный рынок нефтепродуктов демонстрировал прямо противоположную тенденцию. Бензин дешевел в среднем на 2% в неделю. Базой для этой динамики было стремительное обесценивание нефти на мировых рынках: на протяжении второй половины прошлого года она упала на 70% — до $36/баррель. В течение последних двух недель нефть начала дорожать. На сегодняшний день баррель черного золота стоит уже $41. Но даже эти обстоятельства не могли послужить основанием для произошедшего в Украине удорожания нефтепродуктов. В первую очередь потому, что сейчас переработчики закупают нефть на февраль.
До последнего времени нефтяники объясняли текущий рост цен на горючее девальвацией гривни по отношению к доллару. В принципе такая мотивация имеет право на жизнь: из импортной нефти, которая закупается за валюту, производится порядка 80% украинских светлых нефтепродуктов. А более 40% отечественного рынка наполнено импортным топливом. Наряду с этим эксперты говорят, что поднятие цен на нефтепродукты стало следствием уменьшения доходов участников рынка.
«Объемы продаж снижаются: если в августе 2008 года в высокооктановом сегменте финансовая емкость рынка составила около $900 млн, то в декабре — порядка $400 млн. В таких условиях единственной возможностью сохранить прежние доходы можно считать увеличение цен на нефтепродукты, что мы сейчас и наблюдаем», — считает директор НТЦ «Психея» Сергей Сапегин. Самое неприятное для отечественных автомобилистов заключается в том, что нынешний рост цен — только начало.
На минувшей неделе Секретариат экспертно-аналитической группы
опубликовал новый бюллетень с прогнозом на очередное повышение. Так,
согласно расчетам этого объединения, в течение второй декады января
«экономически обоснованные» розничные цены на дизельное топливо и
Президент Виктор Ющенко уже завизировал это решение парламента, поэтому оно вступит в силу (после опубликования) в ближайшее время.
Премьер-министр Юлия Тимошенко считает, что увеличение акциза не приведет к росту стоимости топлива. Правда, такая уверенность главы правительства опровергается ее же решением, принятым осенью прошлого года. Тогда Юлия Владимировна провела встречу с нефтетрейдерами, по итогам которой отказалась от плана поднять ставку акциза взамен на обещание участников рынка снизить стоимость горючего. Та договоренность является прямым подтверждением, что налоговая нагрузка и цена на топливо имеют прямую корреляцию.
С этим предположением соглашаются и эксперты рынка. По
расчетам Сергея Сапегина, повышение акциза может поднять стоимость
высокооктановых нефтепродуктов на 50 коп./л. «Розничный рынок
отреагирует на увеличение налоговой нагрузки через
В свою очередь директор компании «Юпеко» Сергей Куюн предполагает, что новый налог (при условии сохранения курса евро к гривне в соотношении 1:10,5) может повысить стоимость бензина примерно на 45 коп./л.
Такие прогнозы говорят о том, что в ближайшей перспективе
Дмитрий Рясной
Коментарі