Мінфін - Курси валют України

Встановити
14 січня 2009, 11:48

Страхование: бег переходит на лёгкую трусцу

 В 2009 году сектор страхования будет расти не столь высокими темпами. Так, если ежегодно прирост рискового рынка страхования составлял 130%, а лайфового 170—180%, то в следующем году рисковый рынок страхования вырастет не более чем на 110%, а лайфовый до 130%. Если говорить об абсолютных показателях, то здесь также уже можно делать приблизительные прогнозы. По итогам 9 месяцев текущего года по рисковым видам страхования было получено 16,5 млрд грн, а по лайфовому направлению — 0,8 млрд грн. По итогам года можно ожидать, что валовой показатель собранных премий по сегменту non-life составит около 18 млрд.грн., а по сектору life не дотянет до отметки в миллиард. Таким образом, учитывая такие показатели 2008 года, можно ожидать, что в следующем году рисковый рынок может достигнуть отметки 19—20 млрд, а лайфовый сегмент соберет валовых премий в пределах 1,2 млрд грн.

Страхование: бег переходит на лёгкую трусцу
Фото Visualphotos

Впрочем, эти показатели при пессимистическом сценарии даже могут оказаться завышенными, особенно в случае, если правительству не удастся стабилизировать банковский сектор, который до сих пор давал значительное поступление платежей страховым компаниям (за счет страхования залогового имущества — автомобилей, ипотеки).

Кризис ликвидности

Кризис банковской ликвидности привел к снижению ликвидности активов страховых компаний. С одной стороны, банки, потерявшие 6 млрд.грн. средств, которые вкладчики в срочном порядке сняли с депозитов, оказались в патовой ситуации. И в этой связи вполне понятны меры, предпринятые НБУ по введению ограничения на досрочный разрыв депозитных договоров. С другой, эти меры коснулись как физлиц, так и юрлиц, включая страховые компании. Многие из них в условиях кризиса уже начали испытывать снижение объема платежей, в этой связи у ряда СК начал ощущаться дефицит средств для текущих выплат по страховым событиям. «Если не будут предприняты меры, — говорит Олег Спилка, председатель наблюдательного совета НАСК „Оранта“, — задолженность СК перед клиентами может достигнуть 2 млрд грн».

На сегодняшний день на банковских депозитах у страховщиков лежит в общей сложности 8 млрд грн. В этой связи, если НБУ не предпримет шагов по снятию ограничений на досрочный разрыв депозитов между банком и СК для целевого осуществления выплат, считают участники рынка, это может привести к остановке страховой отрасли. Сами же компании в этой ситуации намерены подавать массовые судебные иски к коммерческим банкам, с депозитов которых они не могут досрочно снять деньги, а также непосредственно к Нацбанку.

Дабы сдвинуть ситуацию с мертвой точки страховой рынок начал принимать активное участие в работе государственных органов, целью которых является выработка антикризисных мер. Предложения звучат предельно конкретные. В частности, речь идет о снятии депозитных ограничений со стороны НБУ. Тем более, что в условиях снижения рейтингов надежности отдельных банков ниже оговоренного законом уровня, страховщики не имеют права держать в таких банках свои средства. Это, в частности, подчеркивают и представители регулятора — Госфинуслуг. Письмо Нацбанка, которое должно быть включено в комплекс антикризисных мер, оговаривает возможность снятия таких депозитных ограничений «в экстренных случаях», однако, по мнению страхового рынка, подобные случаи прописаны таким образом, что к ним можно отнести разве что «падение метеорита». В этой связи, считает рынок, необходимы четкие предписания.

Также в условиях кризиса страховщики выдвигают предложения позволить держать до 100% средств на текущих счетах, что даст возможность проводить оперативные выплаты. И предоставить госрегулятору расширенные полномочия на период финансового кризиса с точки зрения контроля платежеспособности компаний. «В ближайшее время Госфинуслуг сформирует команду санационно-кризисных управляющих, будет их вводить в компании с проблемами. Они должны будут мониторить состояние компаний, чтобы не допускать банкротства и проводить переговоры с собственниками о возможной продаже этих компаний. Потому что о рекапитализации или национализации страховых компаний речи не идет», — рассказывает Олег Спилка.

Лига страховых организаций обратилась в профильный комитет Верховной Рады с предложением внести изменения в закон Украины «О страховании» относительно расширения перечня инвестиционных инструментов, которые страховщики могли бы использовать для размещения средств страховых резервов, в первую очередь долгосрочных средств компаний по страхованию жизни. «Также мы предлагаем усовершенствовать систему начисления полученного инвестиционного дохода лайфовыми компаниями и создать фонд гарантирования страховых выплат по договорам страхования жизни», - замечает Александр Филонюк, президент ЛСОУ. Лига предлагает утвердить и дополнительные требования к нормам достаточности капитала, диверсификации и качеству активов страховщика путем принятия соответствующего постановления Кабмина. Ко всему прочему ликвидировать норму о получении индивидуальной лицензии НБУ для покупки евробондов и ценных бумаг иностранных эмитентов.

На сегодняшний день СК стараются решать возникающие проблемы собственными силами. Правда, запаса финансовой прочности хватит не у всех. В наименьшей степени пострадают компании, которые не были связаны с банкострахованием. Самые крупные из них пока что будут обходиться текущими страховыми поступлениями, из которых в условиях депозитных ограничений будут осуществлять выплаты. Что касается средних и мелких компаний, по мнению экспертов рынка, они пострадают больше, и при снижении объемов платежей (что уже происходит) могут придти к необходимости сворачивания деятельности и продажи бизнеса. Как отмечает Олег Спилка, «нам активно предлагают купить компании, но они либо фактические банкроты или потенциальные. Часть компаний предлагается кептивных, а такие нам тоже не нужны».

«Автомобильный» кризис

Следующий год станет серьезным испытанием для рисковых страховщиков: многим из них придется уйти с рынка, поскольку применяемая ими в прошлом стратегия просто не позволит развиваться дальше. Бездумное наращивание портфелей без просчета разумной убыточности, а также практика выплаты возмещений из текущих премий не позволят компаниям работать в новых условиях. Особенно пострадают те участники рынка, которые ранее непродуманно наращивать автомобильные портфели. Страховые компании, уже испытывающие снижение уровня ликвидности в условиях кризиса, будут нести дополнительную нагрузку в виде высоких выплат по «автогражданке». Особенно пострадают те компании, доля автострахования в портфеле которых была чрезмерно велика. Таким страховщикам придется приложить максимум усилий для сохранения допустимого уровня платежеспособности. В противном случае их ждет уход с рынка или слияние с более сильными игроками.

На сегодняшний день ввиду ограниченного доступа к денежным ресурсам многим СК уже не всегда достаточно средств для текущих выплат по автострахованию. В этой связи на рынке отмечается наличие задолженности по выполнению обязательств перед клиентами. Соответственно, растет количество жалоб клиентов, требующих урегулирования страхового события. Наряду с этим для работы по ряду видов страхования — таких как обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) опять-таки требуется наличие свободных финансовых средств. Например, для перечисления в фонд гарантирования Моторного (транспортного) бюро Украины (МТСБУ), а также в качестве членских взносов в эту же организацию. Данные требования являются обязательными для исполнения компаниями, иначе они будут исключены из МТСБУ и автоматически потеряют право продавать полисы ОСАГО. Такая ситуация уже имела место. Например, с рынка автострахования уже ушла компания «Бонус», а недавно МТСБУ заявило о том, что в конце ноября будет рассматриваться вопрос об исключении из состава Бюро таких компаний как «Континент» и «Авионика». Это грозит компаниям приостановкой платежей по «автогражданке», хотя они и будут обязаны выполнять свои обязательства перед клиентами по ранее заключенным полисам. Учитывая рост убыточности не в первый, а последующие годы страхования, для компаний такая ситуация может обернуться чистыми убытками.

Впрочем, убытки грозят и тем СК, которые заранее не сбалансировали собственные портфели. Так, если доля автострахования (КАСКО И ОСАГО) в портфеле страховой компании составляет 50—60%, это может обернуться снижением финансовой стабильности компании, поскольку «автогражданка» сама по себе является достаточно убыточным видом страхования. У некоторых компаний убыточность по автострахованию достигает 130%, что само по себе довольно показательно. В целом по оценкам экспертов, в сегменте «автогражданки» наиболее лакомым сектором (с точки зрения окупаемости) являются продажи краткосрочных полисов. «Это чистый заработок компании, — говорит руководитель компании, пожелавший остаться неизвестным, — и на нашем рынке есть всего одна компания, которая в свое время смогла наладить систему продаж таких полисов на территории МРЭО». Остальные страховщики в условиях грядущего введения контроля полисов «автогражданки» на дорогах воспринимают данный вид скорее как входной билет на рынок массовых продаж и элемент стратегии развития ритейла.

По оценкам экспертов, введение контроля приведет к серьезному росту количества застрахованных водителей. «Даже до увеличения штрафов мы наблюдали значительные темпы роста застрахованных, — рассказывает Владимир Романишин, президент МТСБУ. — Так, если в 2006 году их количество выросло на 6% по сравнению с 2005 годом, то в 2007-м — на 70% по сравнению с 2006 годом. Кроме того, за весь прошлый год было реализовано 4,31 млн полисов, а только за девять месяцев текущего года — уже 4,53 млн. Предполагается, что к концу года полисы ОСАГО уже будет иметь более 5,5 млн владельцев автомобилей, а это значит, что данным видом страхования будет охвачено более 50% владельцев транспортных средств. Если возьмем средний ежегодный показатель роста сбора страховых платежей более 40%, то можно спрогнозировать, что к концу года по этому виду страхования будет собрано более 1 млрд грн страховых платежей, а к 2010 году -2—2,5 млрд грн». Именно поэтому работа с «автогражданкой» — отличный способ для компании быстро увеличить клиентскую базу и обеспечить приток средств, тем более, что страхование ОСАГО нередко происходит в пакете с КАСКО, а это уже на порядок другие суммы относительно «автогражданки» (КАСКО в среднем стоит в год 6—7 тыс грн, тогда как полис ОСАГО в среднем по Украине 210 грн), при этом убыточность по КАСКО значительно ниже. Подобные стратегии наращивания до сих пор были популярны в предпродажный период для компаний. Поэтому и наращивание портфеля происходило не всегда обдуманно. Теперь же, в период кризиса, когда покупка может затянуться или вовсе не состояться, компаниям придется реально оценивать свои возможности по дальнейшему обслуживанию портфеля. И перспективы в этом вопросе далеко не у всех радужные. «Очень вероятно, что отдельные страховщики вынуждены будут затягивать с выплатами, а некоторые уйти с рынка», — отмечает Олег Спилка, глава наблюдательного совета НАСК «Оранта».

Впрочем, эксперты рынка видят в этом и свои плюсы. Например, то, что произойдет естественный отбор компаний. Останутся наиболее сильные, способные даже не в самый лучший период для экономики нести обязательства перед клиентами. Что же касается клиента, ему это будет только на руку. Уже сейчас жесткие меры контроля со стороны Госфинуслуг и МТСБУ привели к тому, что уровень выплат по «автогражданке» вырос. По официальной статистике, за 9 месяцев 2008 года страховые компании выплатили клиентам более 300 млн грн, что в 2,5 раза больше, нежели за аналогичный период пришлого года. При этом, объем собранных премий вырос только в 1,5 раза. Это значит, что уровень выплат увеличился. И это однозначный позитив для клиента. Ну а самим компаниям необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы рост выплат не стал непосильным грузом для самой компании.

Лайфовый оптимизм

Сектор страхования жизни пострадает гораздо меньше, поскольку работал по принципиально иной системе. Сюда в первую очередь можно отнести консервативное размещение активов и страховых резервов, а также жесткий механизм создания резервов под средства клиентов (в размере 105% от взноса). Таким образом, даже в тяжелой ситуации у компании будут в наличии средства на возврат вклада клиента плюс еще 5% на выплатные и иные расходы. В этих условиях лайфовые компании не испытывают серьезной проблемы ликвидности и напротив намерены активно развивать агентские сети, оговаривая, что теперь у них есть ряд контраргументов в продажах страхования жизни.

Так, если раньше многие клиенты отдавали предпочтение банкам и размещению средств в депозиты, покупаясь на более высокую доходность, то теперь, наученные горьким опытом, будут в первую очередь обращать внимание на надежное вложение с гарантиями. Именно таким, по мнению страховщиков жизни, является сектор лайфа. Еще один аргумент в свою пользу, который намерены использовать «лайфовики», — это то, что в условиях «проседания социальных выплат» (зарплат, пенсий, что неминуемо в условиях бюджетного дефицита и растущего дефицита пенсионного фонда), население еще раз убедится в необходимости наличия накопительного пенсионного полиса. Так что можно прогнозировать рост спроса на продукты страхования жизни.

Что касается агентского рынка, ему предрекают бурный рост. Как видно, экономить на агентах страховые компании не намерены. Немалый интерес к компаниям-посредникам начали проявлять и банки. Подобное сотрудничество особенно актуально в условиях, когда банковские учреждения вынуждены сокращать филиальную сеть, так что привлеченные посредники становятся выгодным вариантом сохранения объемов продаж. А если верить оптимистам рынка, они предрекают новую тенденцию: так, если раньше страхование продавалось в пакете с банковскими продуктами, то теперь последние могут продаваться как приложение к гарантированному страховому продукту.

Прогноз по отрасли

 В целом, по прогнозам экспертов, следующий год будет отмечен большим количеством сделок M&A как в страховом, так и в банковском секторе. Что касается ожиданий страховщиков относительно прироста рынка в этом году, они не особо пессимистичны. «От прогнозируемого ранее прироста в 35—40% на конец года останется процентов 20—25%», — считает Максим Удовиченко, председатель правления СК «Галактика».

Также не на руку страховщикам играет снижение покупательской способности и доходов населения, которое в следующем году будет преимущественно покупать более дешевые страховые продукты. Это фактически означает хоть и сохранение или даже увеличение охвата населения страхованием, однако в абсолютных показателях страховщики вряд ли покажут намного лучший результат. Ситуация будет такова, что при наличии большего числа клиентов компании не смогут показывать серьезную динамику роста премий, при этом будут серьезно расти аквизиционные расходы (на обслуживание клиентов). Так что у компаний прибавится мелких клиентов, расходы увеличатся, следовательно прибыльность компаний снизится. На прибыльности скажется и удорожание перестраховочных емкостей, что связано также со снижением прибылей крупных перестраховочных концернов мира, с которыми отечественные компании заключали облигаторы.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися