По прогнозам в текущем году рост рынка должен был составить от 18 до
25%, а вместо этого…успехи оказались гораздо скромнее: большинство
экспертов полагают, что в среднем автопродажам удалось вырасти всего на
Покупаем автомобили во время кризиса
Можно конечно, подобно некоторым автодилерам, пытаться
поиграть с цифрами, «рисуя» некоторый (
Машина — снова роскошь?
Увы, несмотря на временное падение цен на топливо (не за горами новый рост цен на нефть), новый автомобиль в ближайшей перспективе вряд ли станет предметом первой необходимости в среднестатистической украинской семье, на привлечение внимания которой и настроено преимущественное большинство автодилеров.
Кризис, в виде сокращения производства и сопутствующего ему сокращения штатов, сегодня привел к тому, что практически каждый третий украинец трудоспособного возраста либо уже утратил работу, либо опасается этого со дня на день. Добавим к этому многочисленную армию наших сограждан, «добровольно» переведенных на сокращенную рабочую неделю или отправленных в неоплачиваемые отпуска — и мы сразу поймем, что полку потенциальных покупателей авто значительно поубавилось.
С падением доходов, хотим мы этого или нет, меняются и приоритеты в планах по их расходованию.
На первое место выходит оплата продуктов питания (цены, в среднем,
выросли на
Те же из должников, у кого заложенными банку остались квартира или
другая недвижимость, еще более настроены продать своих «железных коней»
(или, по крайней мере, не приобретать новых), дабы в одночасье не
оказаться на улице — блаженные времена начала
Не будем забывать и про продолжающееся падение курса гривны, которое вновь смешало в головах украинцев понятия о ценностных категориях и заставило лихорадочно искать новые варианты вложения своих сбережений. Забегая вперед отметим, что если эти сбережения были сосредоточены исключительно в национальной валюте, да еще на «замороженных» НБУ вкладах, то они уже(!) обесценились — только за неполных три месяца гривна «официально» потеряла свыше 56% своего покупательного «веса». Большинство же из тех наших соотечественников, кому удалось заблаговременно перевести гривны в доллары или евро, продолжают заворожено следить за обвальным падением национальной валюты и вряд ли намерены в обозримом будущем тратить валютную заначку на новый автомобиль.
Итак, количество потенциальных покупателей объективно снижается. Чем же рынок может помочь оставшимся?
Кредит почти не виден
Если
еще в начале сентября этого года украинцами в кредит приобреталось до
Судите сами: уже к началу декабря эффективные ставки по кредитам , в среднем, достигли 26,79% годовых, в долларах — до 19,25%, а в евро — до 19,44% годовых . При этом средняя эффективная ставка по кредитам для новых иностранных автомобилей в гривне составила 26,53% . Для новых же отечественных автомобилей этот показатель составил 27,05% годовых. Долларовые эффективные ставки для новых иностранных авто составили 19,07%, а новых отечественных выросли до 19,52% годовых. Эффективные кредитные ставки в евро достигли величин: для новых иностранных авто — 19,26% , а для новых отечественных — 19,72%.
Добавим к этому повышение начального взноса на авто минимум до 30%
(а в большинстве своем — 50%), а также значительное сокращение
долгосрочных (до 7 лет) программ кредитования, и нам станет понятно
мнение экспертов, отводящих кредитам в первой половине 2009 года лишь
скромные
Да здравствует лизинг?
Кредитный вакуум может в некоторой степени быть заполнен лизингом автомобилей физическим лицам. До начала криза в Украине на долю лизинга приходилось около 18% общего объема реализации авто, причем большую часть пользователей лизинговыми схемами составляли корпоративные клиенты - компании и фирмы.
За 11 месяцев 2008 г. объем портфеля транспортного лизинга в Украине, составив, по оценкам компании «Евролизинг», 3 млрд. грн. До конца года он имеет все шансы еще подрасти, ведь теперь лизинг на авто предоставляют не только производители, но и дилеры.
Так, концерн «Укравто», который на Запорожском автомобильном заводе собирает автомобили марок ЗАЗ, ВАЗ, Lanos, Sens, Оpel, Chevrolet, Chery, уже объявил о начале реализации программ финансовый лизинга, при которых новое авто можно приобрести заплатив 50% стоимости сразу, а остальную сумму в течение 13 месяцев, под 4,99%
годовых.
Лизинговые программы со значительными скидками для физических лиц предлагают сегодня также компании RCI Financial Services Ukraine - автомобили Renault и Dacia под 5,9% годовых и ООО «Порше Лизинг Украина» (группа «Фольксваген») — автомобили Volkswagen под 14% годовых. Несомненно, их примеру последуют и другие автопроизводители, оптимизирующие дилерскую сеть в условиях кризиса.
Однако и лизинг авто
в сложившейся обстановке вряд ли явится в новом году панацеей для
авторынка: лизинговые компании также нуждаются в кредитах, которыми в
новых условиях их смогут обеспечить только крупные банки и под
соответствующий процент, что не может не отразиться на конечной
стоимости программы, а ведь уже сейчас общая переплата для лизинга в
отдельных случаях достигает 60% стоимости авто. Все это, очевидно, и
сдерживает оценку перспектив лизинга экспертами, которые, предвидя рост
его доли в автопродажах 2009 года, все же ограничили его
Альтернативные способы продажи
В условиях нестабильности национальной валюты стоит обратить внимание на такой непривычный способ реализации автомобилей, как «продажа в группах».
На украинском рынке сейчас действует несколько крупных операторов, пользующихся подобной практикой. Доля рынка до осени была небольшой исключительно в виду доступности кредитов для среднего украинца. Однако на сегодня ситуация для такого способа продажи складывается более благоприятно. Например в Латинской Америке такой способ покупки автомобилей стал действительно «народным» (до 40% рынка) именно в период нестабильности экономики страны.
На сайте Автоконсалтинга приведен пример работы одного из таких операторов. Несмотря на то, что у «продажи в группах» есть ряд существенных минусов, можно предположить, что доля рынка таких операторов удвоится за счет сокращения количества «кредитных» автомобилей. Ведь привязка к ежемесячному взносу в процентах от текущей стоимости автомобиля именно в гривнах и небольшой ежемесячный взнос (сравнительно с банковскими кредитами банков) могут привлечь тех клиентов, которые не смогли получить кредиты в других финучреждениях.
Более того, отобрать автомобиль у клиента, задерживающего оплату таким операторам будет все же сложнее, чем банкам.
Тряхнем мешком с наличкой…
Приобретать
автомобили за наличные «вошло в моду» сравнительно недавно: если до
конца лета текущего года общая доля подобных покупок в общем объеме
едва достигала
Эксперты отдают должное устойчивости этой тенденции, которая ,
безусловно, не отомрет с Новым годом — в первые месяцы 2009 г. объем
100%-ных покупок автомобилей за наличные, по предварительным данным,
все еще составит
Дополнительно же сокращению объемов продаж авто за наличные в 2009 году может способствовать реализация следующих законодательных инициатив:
- Повышение транспортного сбора при регистрации импортных авто
— при этом стоимость растаможки иномарок останется прежней, однако с
владельца будут взимать деньги при регистрации авто в МРЭО. Его
стоимость в итоге вырастет на
15—30 % — в зависимости от объема двигателя. Это позволит поднять цены на авто украинского производства. Данный проект не противоречит принципам ВТО. - Временное повышение таможенных пошлин — в антикризисном законопроекте была заложена идея о возможности предоставления Кабмину права регулировать ввозную таможенную пошлину. Несмотря на то, что мысль эта в пакете законов не прошла, от нее не отказались. Правда, ВТО не одобряет подобной инициативы и грозит исключением Украины, однако риск того, что законодательное лобби в ВР пересилит, остается. Тогда цена на иномарки вырастет на 15%, до уровня апреля 2008 года.
- Возвращение налоговых льгот украинским автопроизводителям. В ВРУ зарегистрирован законопроект, согласно которому предлагается
продлить действие Закона «О развитии автопромышленности Украины» до 31
декабря 2013 года. В случае принятия этого законопроекта наши
автопроизводители могут получить преференции перед импортерами более
35%: цена на отечественные авто упадет на
10—15 %, а на иномарки — не изменится, но только в случае, если Кабмин не повысит акцизный сбор. Тогда цены на иномарки вырастут на20—25 %.
Даёшь конфискат!
Этот,
до последнего времени достаточно экзотичный способ обзавестись новым
(или практически новым) авто по сниженным ценам, сегодня становится все
более популярным, по мере того, как
При этом отнюдь не все практически новенькие авто из числа выставляемых на продажу будут изъяты у владельцев банками: некоторые, наиболее предусмотрительные должники сами пытаются реализовать их (самостоятельно или с помощью профессиональных брокеров), чтобы успеть спасти максимальную часть вложенных денег и не портить свою кредитную историю. Пока, в большинстве случаев, им это удается — рынок только начинает насыщаться подобными предложениями.
Гораздо более сложная обстановка может сложиться в феврале-марте, когда на фоне нарастающего кризиса Украину накроет очередная волна сокращений рабочих мест — те, кто к тому времени не найдут способа расплатиться с кредитом, рискуют потерять не только автомобиль и вложенные в него деньги, но еще останутся должны банку. Реализовать же авто по приемлемой цене (как сейчас) весной уже вряд ли удастся, так что правильное решение лучше принимать уже сейчас — до Нового года.
Итак, время пока явно работает на покупателя: правильно выбрав надежные источники информации (сегодня, в большинстве своем, это брокерские агентства с обширной базой данных и разветвленной сетью филиалов), он может приобрести практически новое авто, сэкономив до 20% (а то и больше) его номинальной стоимости. С ростом числа предложений на рынке, цены, безусловно, будут падать.
Другое дело, что база изъятых за долги автомобилей — не каталог автодилера, так что машина нужной марки и комплектации, да еще по приемлемой цене, явно не застоится в ожидании нового хозяина. Так что, несмотря на в целом благоприятную конъюнктуру рынка, покупателю также не следует слишком затягивать с принятием решения…
Коментарі