25 февраля 2021, 14:08 Читати українською

Почему Приватбанку нужны не все клиенты

В последнее время многие читатели «Минфина» жалуются на Приватбанк, который отказывается выдавать клиентам новые карты или блокирует старые без возможности их перевыпуска. Приват расторгает договоры в одностороннем порядке, не поясняя причины.

Приватбанк, банковская карта, отзывы клиентов, стать клиентом банка, разорвать договор, условия договора, нарушение закона, советы юристов
фото: vsenovosti.life

«Минфин» решил разобраться, что на самом деле произошло и можно ли изменить решение банка, если такая проблема вдруг возникла. С этим вопросом мы обратились в сам Приватбанк, к юристам и в Нацбанк.

Вы больше не наш клиент

Жалобы начали сыпаться еще в прошлом году. И ситуация к лучшему не меняется. С начала 2021 года «Минфин» собрал целую «коллекцию» подобных претензий от клиентов Приватбанка. Несмотря на разные обстоятельства, банк отказал в обслуживании полутора десятку клиентов. И это только те, кто счел нужным описать неприятную ситуацию на нашем сайте.

«Снимала деньги в банкомате Приватбанка, который „съел“ мою карту. Позвонила на горячую линию и заблокировала карту, сообщив об инциденте сотруднику банка. Он объяснил, что надо подойти в отделение и получить новую карту. Что я и сделала через несколько дней», — поделилась своей историей LenaKattsyna.

Читайте также: Что делать, если банкомат не выдал денег, списав их со счета

Но в банке LenaKattsyna ждал неприятный сюрприз. Менеджер сообщила, что банк отказывает ей в дальнейшем обслуживании, без объяснения причин.

По словам клиентки, Приват24 продолжает работать, но новую карту банк не выдает. Спустя два месяца пользователь оформила ФОП. Счет для ФОПа в банке открыли, а вот выдать карту для личного пользования в очередной раз отказались.

С похожей проблемой столкнулся автор отзыва под ником slobws: «Оскільки строк дії старої картки закінчувався, хотів отримати нову картку „Універсальна“. Мені сказали, що банк не може видати картку без пояснення причин. Кредитів ніколи не брав, картками користувався лише для зняття готівки та платежів».

Читайте также: Как банки указывают клиентам на дверь и заставляют покупать новые смартфоны

Читателю «Минфина» под ником 21volodimir07 однажды вовсе заблокировали все карты, не считая нужным что-либо пояснить.

«При неоднократном обращении в поддержку по телефону конкретной причины не назвали. 06.01.21 в отделении банка в Шепетовке оставил заявку № 15285051. Позже мне перезвонили и сказали, что банк разорвал со мной договор в одностороннем порядке. Без объяснения причин», — пишет он.

Пользователь не догадывается, почему банк принял такое решение. Обязательные платежи делал вовремя. Причем пополнять карты можно до сих пор.

Клиент Приватбанка под ником qwerty1305 также пожаловался, что ему отказали в обслуживании без причин.

«Не знаю почему, но кому-то там в Привате показалось, что средства, зачисляемые мною же на мою карту, носят „криминальный характер“… Пополнял время от времени карту, чтобы с неё можно было платить за коммунальные услуги, интернет, электричество, совершать покупки на торговых площадках. Кредитов никогда не брал, на карте в „минус“ не уходил, потому как лимит 0…», — делится он.

Что говорит банк

Под отзывами на «Минфине» банки могут оставлять комментарии для пользователей. И Приват воспользовался этим правом.

Где-то служба поддержки банка сослалась на технический сбой, где-то — на финансовый мониторинг.

Большинство заявок с подобными проблемами до сих пор остаются нерешенными.

«Минфин» обратился в Приватбанк с просьбой пояснить ситуацию и получил следующий комментарий.

«Клиентам уже объяснили причины отказа в дальнейшем обслуживании. У специалистов по финмониторингу банка возникли обоснованные сомнения в законности операций, которые проводились через карточки клиентов. Именно поэтому банк был вынужден прекратить сотрудничество с ними.

Перечень рисковых и нарушающих закон операций регламентируется приложением 20 Постановления о финансовом мониторинге. Приложение 12 — описывает действия банковских учреждений при выявлении таких операций со стороны клиентов. Подробнее можно ознакомиться здесь.

Информацию о прекращении деловых отношений предоставили клиентам в телефонном режиме и прислали на почту официальным письмом. Решение принимали индивидуально по каждому из них. Какие нарушения были совершены клиентами, банк не может указать, поскольку это частная информация".

Читайте также: Что будет с депозитными ставками в 2021 году

Финмон лютует

В прошлом году требования относительно финансового мониторинга сильно ужесточились. Новый «антиотмывочный» закон в разы увеличил размер штрафов для субъектов мониторинга за нерадивое исполнение обязанностей.

Банки обязаны проводить политику «знай своего клиента». Поэтому идентификацию частных лиц стали проводить чаще. В рамках данной процедуры им предлагают заполнить анкету, в которой нужно указать имущественное состояние и дать прогноз по объему денежных потоков по карте. Банки обязаны отслеживать операции. Если они слишком частые и на большие суммы, которые не соответствуют материальному положению клиента, финучреждение должно докладывать в соответствующие органы либо отказывать в обслуживании.

Например, через карточные счета физлиц запрещено проводить операции, связанные с предпринимательской деятельностью. Но на практике неофициальный микробизнес массово работает с использованием приватовских карт.

НБУ подробно прописал признаки, по которым банк может отлавливать и пресекать подозрительные финансовые операции. Соответствующее постановление регулятора официально опубликовано 21 мая 2020 года.

Читайте также: Как банкиры вычисляют среди своих клиентов отмывателей «грязных» денег

Что говорят в Нацбанке

В комментарии «Минфину» Нацбанк рассказал о правах банков и их клиентов.

  • Перед заключением договора банк обязан ознакомить пользователя с тарифами на обслуживание и правилами использования платежной карты. Об этом говорится в статье 14 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине».
  • В договоре, согласно постановлению Нацбанка № 705 от 05.11.2014, банк должен прописать порядок выдачи платежной карты клиенту и рассмотрения споров, а также ответственность эмитента и пользователя.
  • Если клиент нарушает условия договора, банк имеет право остановить или совсем прекратить его обслуживание.

В частности, согласно статье 1075 Гражданского кодекса Украины, банк имеет право расторгнуть договор банковского счета, когда речь идет о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.

В Нацбанке утверждают, что такие вопросы должны решаться пользователем непосредственно с банком, а в случае недостижения согласия — в судебном порядке.

Читайте также: Когда в Украине начнут работать «черные» коллекторы

Что советуют юристы

Каждый клиент Приватбанка подписывает договор о банковском обслуживании, с которым можно ознакомиться на сайте.

Если вам отказывают в обслуживании или открытии счета, банк обязан ссылаться на условия договора или конкретную норму закона.

«Если банк не дает обоснованного ответа, значит он превышает свои полномочия и должен нести за это ответственность», — утверждает адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и партнеры» Михаил Можаев.

В зависимости от последствий таких действий банка, применяются те или иные штрафные санкции. В частности, банк могут заставить возместить убытки, которые нанесены клиенту.

По словам адвоката, управляющего партнера юридической компании «Касьяненко и партнеры» Дмитрия Касьяненко, если у банка есть подозрения, что клиент нарушил какие-либо условия договора, он обязан уведомить об этом клиента в письменной форме. И обязательно предоставить аргументы.

Пользователь имеет право опровергнуть подозрения. В течение 10 рабочих дней он может предоставить подтверждение, что нарушений не было. На этот период банк может приостановить предоставление услуг.

«Если клиент нарушил условия договора или проводил незаконные финансовые операции и не смог опровергнуть подозрения, банк имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке», — рассказал Дмитрий Касьяненко. Однако только после письменного уведомления.

То есть, формально банк не имеет права отказать в предоставлении услуг, если клиент соблюдает условия договора. Исключение из правил — ведение подозрительной деятельности и осуществление подозрительных финансовых операций, с точки зрения финансового мониторинга. В таких случаях банк вправе отказывать в обслуживании без объяснения причин.

Автор:
Светлана Тартасюк
Журналист Светлана Тартасюк
Пишет на темы: Банки и банковские продукты, недвижимость, рынок труда, бизнес, финансы, инвестиции

Комментарии - 42

+
0
bonv
bonv
25 февраля 2021, 14:17
#
Теж постмодерація у Привату?:)))
+
+15
kriviyrih
kriviyrih
25 февраля 2021, 19:34
#
Із статтьї зрозумів що мова йде про людей які ведуть підприємницьку діяльність не зареєструвавшись у податковій.
+
+43
zig4free
zig4free
25 февраля 2021, 14:18
#
Хрень какая, с одной стороны имеет права отказать в обслуживании без объяснения причин, с другой стороны нет.
+
0
laa1999
laa1999
25 февраля 2021, 14:57
#
Ну, если приходят деньги с разных карт — то и блокируют
+
+135
bonv
bonv
25 февраля 2021, 14:57
#
Банкам плювати на клієнтів. Причому давно.
+
+86
Kidav
Kidav
25 февраля 2021, 15:18
#
Особливо «Привату»
+
+6
bonv
bonv
25 февраля 2021, 15:24
#
У Привату багато клієнтів — відповідно і скарг більше.
+
+26
Rumatha
Rumatha
25 февраля 2021, 16:46
#
Возможно стоит задача «потопить приват» и менеджеры не зная исполняют?
+
+15
Kostyantyn Kostenko
Kostyantyn Kostenko
25 февраля 2021, 16:01
#
В багатьох випадках клієнти не брали кредити.
Можливо, банк порівнює малу прибутковість клієнта і зависокі ризики, які такий клієнт несе своєю діяльністю.
+
+161
zzel
zzel
25 февраля 2021, 16:14
#
Написано же про финмониторинг чего вы гадаете. Отройте закон и почитайте — там миллион требований к клиенту, и любая операция подозрительная. То что в статье умалчивают это что все эти люди уже внесены в реестр ненадежных клиентов, и другие банки теперь так же должны им отказывать в обслуживании иначе штрафа НБУ. Сходите на 95 квартал и передайте спасибо всем этим клоунам за закон и финмониторинге. А, и да, сделали нас вместе
+
+64
Graycat
Graycat
25 февраля 2021, 18:42
#
Попробуйте погуглить, когда Украина реализовала финмониторинг. Клоуны тогда еще в цирке были
+
+110
Qwerty1999
Qwerty1999
25 февраля 2021, 19:53
#
Graycat Если бы сами погуляли, то удивились бы полученной инфе… 28 апреля 2020 года вступил в действие закон # 361-IX «О финмониторинге…», который подписан Зеленским и который отменяет ранее принятый ЗУ «О финмониторинге…».
+
+15
Graycat
Graycat
26 февраля 2021, 12:05
#
Спасибо, вы сами подтвердили, что закон о финмоне был принят давно.
+
+4
zzel
zzel
1 марта 2021, 19:22
#
Колуны приняли закон в декабре 2019 года когда 73 не буду говорить кого завели их в раду,, вступил в силу 28 апреля как написали ниже. Хватать оправдывать свой выбор, просто извиняйтесь следующие 20−30 лет за ситуацию в стране
+
+25
Dsd
Dsd
25 февраля 2021, 16:35
#
С выводом крипты на карту привата есть проблемы?
+
0
erodimon
erodimon
25 февраля 2021, 18:49
#
Пока не наблюдалось.
+
+42
Rumatha
Rumatha
25 февраля 2021, 16:50
#
Как по мне, это полный бред! — Пахнет совком! Мы вам сделает опцию перевода денег на карту, но вы ею не пользуйтесь, потому что подозрительно нам… Сделать, а потом запретить, в духе советского прошлого, всех к ногтю прижать, мол знай своё место, плебей!
+
0
Conclusion
Conclusion
28 февраля 2021, 11:38
#
Ты бы удивился, как с этим всем обстоят дела в омереках.
+
0
Oleksandr2012
Oleksandr2012
1 марта 2021, 0:37
#
Ну и как в «омериках»? Тут счета закрывают только если откровенно гонят деньги из офшоров. В остальных случаях счёт закрыть не решаются. Адвокаты с дерьmom сожрут.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
25 февраля 2021, 17:17
#
«По словам адвоката»

Часть клиентов не проживает по адресу своей регистрации, у другой части клиентов адрес регистраци в ОРДЛО или Крыму — и куда должен слать письма банк - на деревню дедушке?

А ведь сейчас бывает и так, что и с адресом регистрации всё в порядке,
только клиент живёт и работает в Польше или другой европейской стране.

Да чего греха таить, клиенты Приватбанка и в РФ ездят на заработки…
+
+101
erodimon
erodimon
25 февраля 2021, 18:33
#
Очень в тему статья, но опять автор ратует за социальную справедливость, забывая о том, что банку нужна прибыль.
Банку не нужны проблемы, а именно отсутствие дохода и растраты на обслуживание какой то группы клиентов.
Каждый клиент должен приносить банку доход, каждый, и точка.
Банк может себе позволить какой то процент убыточных клиентов, но это отдельная песня о репутационных издержках, которая такому банку не грозит из-за количества клиентов.
Хороший клиент не тот, который вовремя всё платит, это вам в школу, а не в банк. Хороший клиент это тот клиент с которого банк имеет как можно больше, которому звонят коллекторы, и который несёт последнее чтобы заплатить пеню. Вот это отлично. Именно они и платят зарплаты работникам банка.
То что у нас долго формировали странное представление о хорошем клиенте, ну… есть что есть. Кстати привет Альфа банку где я просрочил платёж на неделю, заплатив комиссию, и выплатив весть кредит со всеми процентами, и мне было отказано в получении нового. Да, да, привет!
Если банк несёт убытки то работать с клиентом он не будет — бизнес и ничего лишнего. Заправлять банкоматы, платить охране, работникам инкассаторам, нужно, и если клиент просто пользуется всеми благами и прибыли от него нет — извините.
+
+34
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
25 февраля 2021, 19:38
#
Если с позиции «прибыли», то банк должен (обязан) объяснить клиенту почему прекращает с ним работу. А если фин мониторинг, то тут ХЗ, наверное юристы правы — таки не должен. Но с другой стороны, разве сложно сказать, что: «по результату финмона мы вынуждены отказать в обслуживании». Как-то по-человечески разрулить.
Но Ощаду2 не до этого сейчас по ходу.
+
+25
alexlit
alexlit
26 февраля 2021, 0:40
#
100% поддерживаю выше сказанное.
Банку не нужны клиенты которые не поуши в кредитах
+
0
youknow
youknow
26 февраля 2021, 10:53
#
Erodimon зважаючи на ваш коментар прикро. виходить вся Європа, Китай, США живуть неправильно в збиток собі…та всі економічні стратегії неправельні. дивно тоді чому банки так лякаються боржників та позбаляються мертвих пасивів, і чому тоді існує база з поганою кредитною історією… мабуть ви в приваті або НФУ працюєте, або… не знаєте про що пишете.
+
+6
Oleksandr2012
Oleksandr2012
1 марта 2021, 0:41
#
Давайте не забывать, что это Системный Государственный банк. И поэтому у него не только прибыль должна быть на уме.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
1 марта 2021, 17:00
#
У Привата есть единственный акционер, который ставит взаимоисключающие условия: максимизация прибыли и минимизация комиссий по платежам населения.

И на первом месте как ни крути, а стоит требование — максимизация прибыли…
+
0
caeser
caeser
2 марта 2021, 10:52
#
Не пишите о том, в чем абсолютно не разбираетесь.
О прибыли думал частный Приватбанк- и принимал ВСЕХ!!! клиентов, в т. ч. заманивал пенсионеров, от которых остальные отказывались.
Когда банк стал государственным, то прибыль его уже не интересует: главная задача госслужащего, и банковского клекрка в т. ч., — удержаться в кресле. И он 10 раз запретит там, где можно один раз разрешить.
Нет худшего собственника, чем государство!
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
2 марта 2021, 11:04
#
caeser
«О прибыли думал частный Приватбанк — и принимал ВСЕХ!!! клиентов, в т. ч. заманивал пенсионеров, от которых остальные отказывались.
Когда банк стал государственным, то прибыль его уже не интересует«

Сразу видно, вы даже статистику по прибыли Приватбанка не удосужились посмотреть хотя-бы за период, когда Приватбанк ещё был частным банком и затем стал государственным»…

Открою вам тайну полишинеля — бесплатное обслуживание пенсионеров — чистые убытки любого банка и Привата в том числе — одно бесплатное безналичное зачисление пенсии и одно бесплатное снятие наличных денег через кассу или банкомат Приватбанка — вот стандартная убыточная схема обслуживания подавляющего числа украинских пенсионеров.

Приват, раздавая универсальные кредитки и КДВ всем подряд, однозначно зарабатывал не на пенсионерах…
+
+46
xo4y xo4y
xo4y xo4y
25 февраля 2021, 19:28
#
Никогда не имел карточку приватбанка и другим не советовал)))
+
+34
Graycat
Graycat
1 марта 2021, 16:17
#
Не читал, но осуждаю:)
+
+30
kriviyrih
kriviyrih
25 февраля 2021, 19:30
#
Наконец стали бороться с черными физическими лицами предпринимателями. ЧП в налоговой не открывают, а предпринимательскую деятельность ведут. Молодец Приватбанк. Так держать.
+
0
SergS7
SergS7
1 марта 2021, 22:21
#
А якщо ця діяльність приносить 1000 гривень в місяць не кожного місяця — який податок пропонуєте платити?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
1 марта 2021, 22:36
#
Посчитайте доход по итогам года и заплатите ставку НДФЛ…
+
0
SergS7
SergS7
19 марта 2021, 11:32
#
Я і так плачу за основним місцем роботи, причому не з мінімальної зарплати, як ФОПи
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
19 марта 2021, 11:35
#
«Я і так плачу за основним місцем роботи»

Ну вы же спросили о налогообложении доходов
не за основным местом работы…
+
+6
Dron1983
Dron1983
25 февраля 2021, 20:55
#
Мне не понравилось, что на ФОП счет деньги зачисляются долго, когда на карту физ. лица секунды.
+
+34
youknow
youknow
26 февраля 2021, 0:52
#
Подібних випадків з відмовою обслуговування приватбанком по всій Україні десятки тисяч. це відмова пенсіонерам в оформленні пенсійної картки після закінчення терміну старої картки, блокування рахунків діючих клієнтів, яки не мають та не мали кредитів, припинення обслуговування після його початку, дзвінки шахраїв з номерів банку, списання коштів з рахунків клієнтів, постійні «лаги» програм, зависання банкоматів, ігнорування рішень суду, нарахування пені незважаючи на ії списання, протилежні та різні пояснення відмов, недотримання вимог законів в діяльності банку і тд. і т. п велком на сторінку відгуків)) пацієнт скоріше хворий ніж здоровий
+
+51
AlSaher
AlSaher
26 февраля 2021, 6:12
#
>> Почему Приватбанку нужны не все клиенты

Потому что никому не нужны все клиенты. Всегда есть клиенты от которых проблем больше чем пользы.
+
+25
mavrsmart
mavrsmart
26 февраля 2021, 23:25
#
Был у меня овердрафт в привате, в какое-то время он мне не нужен был и я его перевел в 0. После этого подавал кучу заявок на повышение лимита, постоянно получал отказ. Пытался взять автокредит — отказ. Причины отказа ни разу не сказали, типа тайна. Вообщем закрыл все счета, выкинул карту, пошел в Пумб, оформил карту, получил овердрафт, пользовался ихними кредитами, там меня любят и не обижают (пока). Так что приват, прощай, мы больше не друзья.
Мой вывод: я не буду давать банку зарабатывать на мне, если банк не дает мне преференций в виде интересных услуг и кредитов. А приват мне все твердил: сделайте оборот, и мы подумаем, давать вам кредит или нет. Пошли в опу приват, я не должен вам доказывать, что я хороший клиент, это вы должны мне доказать, что вы хороший банк.
+
+1
Qwerty1999
Qwerty1999
2 марта 2021, 11:08
#
Mavrsmart
«Мой вывод: я не буду давать банку зарабатывать на мне»


У Приватбанка иное мнение на этот счёт…

Когда будете рассчитываться в любом супермаркете банковской картой, физической или токенизированной, через банковский терминал Приватбанка — тогда и заплатите банку его законную комиссию за услуги эквайринга не зависимо от вашего желания…

Чтобы ни копейки не досталось Приватбанку — оплачивайте все товары и услуги исключительно наличными или криптовалютой…
+
0
Юрий Новокрещенов
Юрий Новокрещенов
3 марта 2021, 20:12
#
БУГАГА. Уже вижу процесс оплаты битком 3 кг картошки на базаре.
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
3 марта 2021, 23:57
#
Базар конечно интересен для покупателей,
но там не всё можно купить, что нужно.

Биток для покупок на базаре
не нужен — хватит и наличной гривны…
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться