Мінфін - Курси валют України

Встановити
okhrimenko
Александр Охрименко Александр Охрименко
Зареєстрований:
16 лютого 2010

Останній раз був на сайті:
25 лютого 2024 о 16:57
Александр Охрименко — Александр Охрименко
экономист
23 лютого 2012, 11:05

Государственные облигации и украинцы

(публичная лекция для специалистов и дилетантов)

Фактически гособлигации Украины появились в 1995 году, и тогда же были первые покупки этих ценных бумаг физическими лицами. Причем сложилась тогда интересная ситуация. Первоначальная доходность гособлигаций была очень высокой, а в результате того, что курс доллара и купона (украинских денег тех времен) начал замедляться, то первые владельцы этих бумаг получили доход 120% годовых в валюте. В те времена трасты обещали доход в десять процентов за месяц и в конечном итоге народ «кинули», а государство чисто случайно сработало, как траст, но траст честный, и выплатило весь причитающийся доход. И сейчас доход в 120% годовых в валюте выглядит очень большим, но тогда это было просто что-то невероятное. Поэтому логика событий подсказывает, что народ должен был бы броситься скупать эти ценные бумаги. Но этого не произошло. Физические лица покупали и сейчас покупают гособлигации Украины, но это не носит массовый характер, скорее наоборот. Это в большей степени является исключением из правил.

Почему? На это есть несколько ответов. Но они могут показаться многим очень сложными для восприятия. Поэтому постараемся упростить ответ.

В начале несколько слов о надежности или ненадежности. В 1998 году украинский рынок гособлигаций пережил дефолт. При этом физические лица — владельцы гособлигаций этого не заметили, так как им все облигации погасили за задержки. Это банки и нерезиденты, которые владели гособлигациями, еще долго возвращали свои деньги. Причина этой щедрости государства очень простая. Сумма гособлигаций, которой владели физические лица, была настолько мизерная, что просто не было смысла не погашать.

А теперь о том, почему и как.

Гособлигациям просто-таки не везет с налогами. Во многих странах мира доход по гособлигация освобождён от налогов. Зачем взимать налог со своих же ценных бумаг? В Украине доходы населения от гособлигаций тоже освобождены от налогов, но не совсем. Точнее совершенно не совсем.

На первоначальной стадии появление гособлигаций в Украине сложилась «смешная ситуация». В законодательстве тех времен от налогов освобождались не проценты или дисконт по гособлигациям, а выигрыш. Эта традиция осталась еще от советских гособлигаций, где вместо процентов были выигрыши. Такой себе «суррогатик» лотереи и ценных бумаг. Но, эта путаница в терминах очень пугала физических лиц, так как платить налоги не любит никто. И тогда, произошло чудо. Один из банков написал письмо в налоговую и попросил одного депутата позвонить «куда-надо» и налоговая пошла на встречу трудящимся и с помощью орфографии и лингвистики объяснила, что выигрыш и доход по гособлигациям это однотипные вещи, и соответственно платить налоги не нужно. Потом, уже когда меняли налоговое законодательство, записали все правильно и освободили доход от операций физических лиц с государственными ценными бумагами от налогов. Но шло время, и в 2008 году, если мне не изменяет память, законодатели в очередной раз поменяли законы и разделили доходы от гособлигаций. В результате, получалось «как всегда». Если доход по гособлигациям образуется за счет погашения и выплаты процентов, то в этом случае налоги физическому лицу платить не нужно. А если физическое лицо продает гособлигации на вторичном рынке, то нужно платить налог 15-17% от суммы дохода. Это обстоятельство, не только расстраивает население, но заставляет задуматься, а стоит ли вообще покупать гособлигации. Одно дело депозит. Даже, если досрочно забрал деньги, налогов нет. А тут получается, что мало того, что при досрочной продаже гособлигаций на вторичном рынке придется потерять часть дохода, так еще и налог нужно платить. Тут, что называется, агитируй не агитируй, выбор понятен.

Но, ладно с этими налогами, есть и другие проблемы. Когда выпустили первые ОВГЗ, никто не знал, что такое депозитарный учет. Оформление прав собственности на первые гособлигации фактически базировалось на письмах НБУ и банков. Поэтому владельцы первых ОВГЗ не имели счетов в ценных бумагах, и вообще, даже не догадывались о существования таких счетов. Главным и единственным документом был и оставался договор покупки-продажи ОВГЗ. Это было в чем-то очень похоже на депозитный договор. Поэтому, наверное, никто о депозитарном учете и не спрашивал. Шло время, и появилась система депозитарного учета. И теперь, все гособлигации учитываются в депозитарии НБУ. Причем учет ведется отдельно, по каждому собственнику. Для этого существует специальный программный продукт, который позволяет учесть всех собственников и количество у них ценных бумаг. Чтобы был порядок. И хотя, эта система и позволяет отдельно учитывать собственников физических лиц, но имеет ряд особенностей, которые связаны с механизмом обращения гособлигаций.

Если физическое лицо и имеет счет в ценных бумагах, это еще не значит, что его можно просто так использовать для покупки или продажи гособлигаций. Для того чтобы использовать счет, купить или продать гособлигации, нужно, чтобы счет в ценных бумагах был именно в том банке, который будет покупать гособлигации для клиента. Иметь счет в одном банке, а покупать гособлигации в другом банке невозможно с технической точки зрения.

Проблема, еще заключается в том, что хотя словосочетание «депозитарный учет» и ассоциируется со словом «депозит», но ничего общего не имеет с депозитами. В каждом отделении банка можно оформить банковский депозит. Для этого достаточно обратиться к специалисту фронт-офиса банка. Взял договор, отдал деньги и все готово. Но, если депозит может принять любой работник любого отделения банка, то открыть счет в ценных бумагах, может только специальный работник. Этот работник должен пройти специальное образование и сдать экзамен в НКЦБФР. При этом, эти экзамены он должен сдавать каждые три года. Все это не бесплатно. Но и одного экзамена мало. Нужно еще купить и установить специальный программный продукт, за который нужно платить ежемесячно, даже, если им не пользуешься. Только такие специальные действия позволяют банку открывать счета в ценных бумагах в отделениях банка. А без этих хитроумных действий, счет в ценных бумагах можно открывать только в центральном офисе банка в одной из комнат, которая, как правило, находится в подвале или полуподвале. Клиенты туда редко заходят.

Со счетами в ценных бумагах разобрались. Теперь новая напасть. Банковская лицензия позволяет любому отделению банка работать с различными банковскими продуктами, но вот покупать и продавать ценные бумаги не позволяет. Для этого нужно каждое отделение банка регистрировать в НКЦБФР, как филиал торговца ценных бумаг. А для регистрации нужно, чтобы в отделении работал специалист, который тоже должен каждые три года обучаться и сдавать экзамены не бесплатно. И опять-таки нужен специальный программный продукт. Но, тут можно сэкономить. Чуть-чуть. Да, Вы правы, почему бы не объединить в одном лице работника, который открывает счета в ценных бумагах и торгует ценными бумагами. А нельзя. Причем согласно украинскому законодательству по фондовому рынку, строго-настрого нельзя этого делать. Мало того, эти работники должны находиться в разных помещениях, и вообще поменьше общаться между собой, а то еще такого натворят. И что, они могут натворить, интересно узнать.

Самые непримиримые противники продажи гособлигаций населению, это сотрудники бек-офиса. Почему? А Вы сами подумайте. Представьте, Вы стоите за прилавком и торгуете фруктами. Одному продали килограмм яблок, другому два килограмма груш. А тут подходит какой-то чудик и просит ему продать изюма, но не два килограмма, а две штучки, и именно с того ящика, который стоит на самом верху стеллажа. Процедура прохождения любых бумаг и денег в банке очень зарегламентирована, и требует многих ходов. И, при этом, не имеет значения, покупает ли физическое лицо гособлигации на миллион гривен, или на тысячу гривен, затраты труда всех работников одинаковые. А Вы сами знаете, как «хорошо трудится» работникам, когда они знают, что действий много, а комиссия мизерная, а то ее вообще нет. Поэтому можно фантазировать, что банки могут не брать комиссию, но сами знаете, какой он этот «добровольный и бесплатный труд». Особенно для начальника отделения, с которого требуют выполнения плана по комиссии и в отличие от крупных государственных работников он не может сказать своим сотрудникам, что премии в этом квартале не будет, зато мы должны быть гордыми, что решаем важнейшую государственную задачу.

А теперь поговорим о доходности гособлигаций. Считается, что гособлигации имеют самую низкую доходность среди всех объектов инвестирования в стране. Есть даже такое понятие, как регулирующая роль доходности гособлигаций. В очень многих умных книжках записано, что повышая или понижая доходность гособлигаций можно влиять на стоимость денег в стране и тем самым стимулировать рост или снижение ставок по депозитам и кредитам. Вот эти умные книжки в свое время и сыграли злую шутку с гособлигациями для населения.

Идея выпустить гособлигации для населения высказывалась еще в 1996 году, и тогда уже говорили, что было бы неплохо выпустить валютные гособлигации. Но кризис 1998 года эти планы изменил, и реально казначейские обязательства были выпущены в 2002 году. Казначейские обязательства были выпущены в бумажной форме на предъявителя. Агентом по продаже этих ценных бумаг был определен Сбербанк Украины. При этом, было установлено, что комиссия Сбербанка не может быть больше 0,2% от номинала. Казалось бы, что эта идея с ценными бумагами на предъявителя должна была бы иметь успех. Но, не судьба. И причина, более чем понятна. При выпуске тех казначейских обязательств, кто-то из очень руководящих работников вычитал, что доходность госбумаг должна быть на уровне инфляция плюс один процент. И хотя, еще на заседании Финансового клуба, народ объяснял тогдашнему замминистра финансов, что это все не работает в Украине, что индекс инфляции ничего общего не имеет с реальным уровнем цен, и такой низкий доход, никогда не будет привлекательным для населения. Но разве можно спорить с замминистрами. Они же самые умные. Наверное, поэтому, эти казначейские обязательства, по которым должны были выплачивать ежеквартально проценты из расчета 16% годовых, так и пролежали в хранилищах Сбербанка, пока не пришло время их обратно отдавать Министерству финансов.

Доходность гособлигаций — это всегда очень болезненный доход. Покупатели хотят много, а Министерство финансов хочет мало. Найти золотую середину сложно. Особенно сложно, если ее не искать. Для того, чтобы население действительно было готово покупать гособлигации нужны годы и годы, чтобы народ понял, что это такое. Как говорится, попробовал. Вы, что думаете, что народ сразу начал размещать деньги на банковские депозиты? Прошло почти десять лет, пока народ привык размещать деньги в банке. И, все равно, время от времени, возникают проблемы.

Идея привлечь деньги населения может и хорошая, но, как говорится, идем не тем путем товарищи. Для этого нужно только одно — изменить учет валютных ОВГЗ в нормативах банков и все. И тогда, банки, а именно они умеют и могут покупать валютные ОВГЗ на миллионы и миллиарды долларов, смогут скупать все выпуски валютных ОВГЗ у Министерства финансов. Причем, будут скупать с такой мощью и азартом, что можно будет доходность по валютным ОВГЗ пристойно снизить до 5-6% годовых. И не надо для этого выдумывать разного рода «воздушные замки» об очередях физических лиц в отделениях банков, желающих покупать валютные и гривневые ОВГЗ. Как видите все очень просто. Было бы только желание. А вот его как раз и нет. Зато есть идея, еще раз повторить простую житейскую истину «беда, коль сапоги точить начнет пирожник, а пироги печ сапожник».

Переглядів: 2783, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 1

+
+8
gsv0
gsv0
23 лютого 2012, 12:32
#
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник.»
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися