Мінфін - Курси валют України

Встановити
Kegich
Kegich
Зареєстрований:
15 вересня 2009

Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 04:04
Підписчики (7):
astratube
Арсений Неменко
47 років, Астрахань
indagame
IndaGame Games
34 року, Киев
wigor
wigor
vasia
vasia
borz
Владимир Беляминов
46 років, Харьков
BIG
BIG
Киев
YMV
YMV
45 років, Киев
Руководитель отделения (Банк)
28 березня 2010, 22:36

Почему Сорос решил «уронить» именно евро? Неизвестные проблемы ЕС и тайны европейской политики

www.profi-forex.org/country_traders/entry1003272040.html

О честолюбивых планах Джорджа Сороса «уронить» евро до уровня паритета к американскому доллару (1EUR=1USD)написано много.
Аналитики активно комментируют высказывания миллиардера, вместо того, чтобы постараться подняться до уровня крупнейшего «валютного спекулянта», проанализировать его логику «выбора жертвы» и скрытых от мира проблем Евросоюза и понять — что же привело к падению евро и что поднимет его, по мере преодоления перечисленных ниже проблем?

Современные проблемы Евросоюза и его национальной валюты умелыми руками мировых СМИ и неизвестными кукловодами сведены всего лишь к одной — к Греции, ставшей в один момент виновницей 2-й волны кризиса в мире, падения евро, угрозы развала Евросоюза.
Но достаточно взглянуть на одну цифру — ВВП Греции составляет всего 2% от общеевропейского — и становится понятно, что греческий «повод» кто-то хочет представить как европейскую «причину».

В чем же настоящие причины кризиса Евросоюза, его больные места и слабые звенья, которые каждый серьезный инвестор обязан знать и иметь ввиду?

Евросоюз: европейский рай или европейский ад?
 

Ещё недавно о Евросоюзе говорили только высоким стилем — крупнейшее межгосударственное объединение современности с населением почти 500 млн. человек, производит около 30% мирового ВВП, контролирует 17% мировой торговли — огромный платёжеспособный рынок. А евро — новая мировая валюта, к которой перейдет человечество, как только наступит крах США примерно через год… может два или от силы еще три-четыре (подробнее "Почему США процветают, в то время, когда весь остальной мир ожидает дефолта последней сверхдержавы?").

Однако всемирный финансовый кризис 2008 г. заставил протрезветь многих политиков, экономистов, финансовых аналитиков, которые бросились… в противоположную крайность. Влиятельные, и не очень, СМИ запестрели заголовками, способными лишить сна некрепких духом европейцев и мировых инвесторов: «европейское пике», «провалившийся проект», «прощай, Евросоюз», «как скоро ЕС станет Советским Союзом» и так далее. Авторитетные международные эксперты, такие как профессор Университета Нью-Йорка Нуриэль Рубини, известный финансист Джордж Сорос, банкиры Société Générale в один голос пророчат распад валютного союза, а то и самого Евросоюза.

К катастрофическому сценарию Евросоюза тут как тут присоединились астрологи и… спецслужбы. Глоба предсказывал исчезновение единого Евросоюза к 2020 году, прогнозируя, что на смену ЕС придёт несколько Евросоюзов: южноевропейский, североевропейский, восточноевропейский и т.д. Эту же дату (раньше Глобы), в качестве времени возможного развала ЕС, называло и ЦРУ. Для обывателя подобная смесь мистики и ЦРУ (спецслужбы главного конкурента Евросоюза) способна вселить смятение и, может быть, панику.

Откуда Евросоюзу грозит опасность?

То, что Евросоюз столкнулся с серьёзным вызовом, уже не подлежит дискуссии. И если тяжёлое экономическое положение Греции всего лишь повод, то в чем скрыты причины?

Гораздо серьёзней нависшая опасность цепной реакции, эффекта домино. Ведь группа риска в ЕС увеличивается с каждым днём. Непростая ситуация в Греции (113% госдолг от размера ВВП), Италии (госдолг до 110% ВВП), Испании (безработица 20%, дефицит – 12,4%), Португалии (дефицит бюджета 9,3%, понижение агентством Fitch кредитного рейтинга до негативного). Совокупные долги этих трёх стран перед банками, по некоторым оценкам, превышают 1,3 трлн. евро.

Скрытые подводные рифы современной Европы

Что же ослабляет Евросоюз, откуда взялся этот клубок трудноразрешимых противоречий, в какой плоскости лежат корни его проблем? Разобравшись в каких вопросах, Д.Сорос решил спустя 18 лет повторить свой феноменальный успех (но уже не над банком Англии, а над ЕЦБ) и сыграть на понижение евро, доведя его курс до 1 доллара США?

1-я группа нынешних проблем Евросоюза лежит в «механическом объединении стран» из-за поспешного расширения ЕС с 15 стран в 2004 году до 27 в 2007 году. Увеличение стран-участниц ЕС ударило по изначальной стабильности европейской архитектуры государств «старой Европы», сумевших к тому времени «притереться друг к другу».

Скоропалительное включение новых стран, в основном по политическим соображениям, предопределило нынешнюю экономическую неоднородность, входящих в его состав государств. Трудно представить себе страны со столь разными экономиками, как, например, Австрия и Румыния, Германия и Болгария. Достаточно отметить, что совокупный ВВП десяти новых стран составлял 840 млрд. долларов, что равнозначно ВВП одной Испании, прямо скажем — не самой развитой страны ЕС. Это, в свою очередь, вызвало целую цепочку непростых последствий и противоречий:
* резко ухудшило управляемость и экономическую устойчивость Евросоюза, затруднило принятие любых решений. Так, например, у ЕС теперь 23 официальных языка со всеми вытекающими из этого последствиями;
* привело к нехватке финансовых средств, необходимых для того, чтобы «переварить» приём новых членов Союза, подтянуть их экономику, инфраструктуру;
* нарастание экономических противоречий внутри Евросоюза между бедными и богатыми странами, которые периодически прорываются наружу и становятся достоянием широкой общественности. Известно, что уровень жизни в самых богатых и бедных странах ЕС различается на… 650%. Свыше половины европейского ВВП создаётся, так называемыми, «евро-донорами» — Германией, Великобританией, Францией и Италией.

Последствия проблемы — 1-й риф Евросоюза — население «богатых» и «бедных» стран все меньше понимают друг друга
:

а) живущие в богатых регионах всё чаще задаются вопросом, почему они должны платить по чужим счетам и «содержать бедных и наглых родственников». Особенно сильны подобные настроения среди немцев и датчан, которые не хотят жертвовать своим благополучием ради тех же греков, венгров или румын;
б) политикам крупных стран надоели постоянные проблемы и безответственность новичков, которых не только нужно финансово содержать, но еще и согласовывать с ними каждый свой шаг, убеждать и ожидать — кто из них и какую гадость подкинет всем остальным (как Ирландия на референдуме 12 июня 2008г торпедировала принятия Конституции Евросоюза);
в) у вновь принятых стран растёт недовольство и раздражение политикой Западной Европы (например, отказом в €194 млрд. помощи), они требуют равноправия и не могут понять, что же даёт им членство в ЕС, если его антикризисная политика к «молодым странам ЕС», по существу, сводится к призыву «спаси себя сам»;
г) ЕС стоит на пороге демографического пенсионного кризиса, вызванного низким уровнем рождаемости и старением населения. Нагрузки на социальную сферу год от года увеличиваются. В той же Германии в середине прошлого века на одного пенсионера работало семь человек, а теперь только два. Приток же мигрантов, на который возлагались большие надежды немецкими политиками, привел к… увеличению многочисленных социальных пособий и к росту цен на жилье.


2-я группа проблем Евросоюза объясняется молодостью и незавершённостью проекта, в котором о многом не договорились «на берегу»

1. Проблемными являются по целому ряду позиций отношения между двумя наиболее влиятельными странами союза – Германией и Францией. Два столпа «Старой Европы» расходятся в отношении дальнейшего развития ЕС:

а) германский проект «Отечество Европа» состоит в необходимости образования европейского федеративного супер-государства со своей конституцией, сильным парламентом, полноценным правительством, избираемым напрямую президентом, вооруженными силами, а значит — предполагается постепенное ослабление институтов национальных государств.
б) Франция же, справедливо подозревая, что в силу возросшей экономической мощи Германии, её срединного географического положения, роль федеративного центра в такой государственно-политической конструкции будет принадлежать ФРГ, отстаивает свой проект – «Европа Отечеств», т.е. союз национальных государств.

2. Процедура принятия решений в Европейском совете, где у каждой страны имеется право вето. Государства, лишь недавно обретшие полноценный суверенитет — те же страны бывшего восточного блока — не очень хотят им вновь делиться. Польша не раз накладывала вето на общие решения: то по поводу переговоров с Россией, то в связи с Лиссабонским договором.

3. Структурные противоречия. Так, например, монетарную политику ведет независимый ЕЦБ, а экономическую и налоговую — национальные правительства. История ещё не знала примеров длительного существования валютного союза при отсутствии единого правительства.

4. Политика протекционизма, поддержки собственного производителя, вопреки принципам единого европейского рынка. При всех широковещательных декларациях — «мы единая семья», обещаниях взаимопомощи и взаимоподдержки — де-факто, внутри ЕС идут торговые войны, когда каждая страна стремится продавить свои товары в другое государство, защищая свой внутренний рынок. Та же Литва, прежде славившаяся развитым сельским хозяйством, теперь буквально завалена более дешёвыми, генетически модифицированными испанскими, польскими помидорами, огурцами, яблоками. Свои же экологически чистые продукты девать ей просто некуда.

5. Взаимное недоверием его членов. У стран «Новой Европы» существуют фобии, что европейские структуры больше работают в интересах «локомотивов» ЕС — Германии и Франции. Указывают, например, на то, что топ-менеджеры Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) в основном — немцы и французы.

6. Бюрократизм структур ЕС: например, их активность в деле регулирования всего и вся. Кто только не прошёлся по борьбе европейских чиновников с содержанием соли в хлебобулочных продуктах, с плазменными телевизорами, с привычными лампочками накаливания, с кривизной огурцов. Зато содержание каждого европарламентария обходится налогоплательщикам в весьма круглую сумму – 40-50 тыс. евро ежемесячно.


3-я группа проблем Евросоюза — экономический кризис

Кризис поднял градус противоречий в ЕС
. Евросоюз так и не выработал конкретной стратегии и плана поддержки друг друга во время кризиса. По сути, был дан сигнал, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Именно Германия долгое время блокировала обсуждение помощи Греции. Понятно, Берлину очень не хочется расплачиваться за ошибки других. Германия смогла настоять на своих правилах игры, подключив к оказанию помощи Греции МВФ и ещё раз показав всем, кто в доме хозяин. Это заставляет вспомнить слова писателя Мориака, часто приписываемые Миттерану: «Я так люблю Германию, что хочу, чтобы их было две». Можно вспомнить и призыв Николя Саркози к французским автогигантам «Пежо-Ситроен» и «Рено» вернуться из новых стран (Чехии) на родину.

Всё труднее странам соблюдать единые рыночные правила в рамках ЕС. А. Меркель уже услышала от Франции упрёк в протекционизме и требование ограничить экспорт. Париж весьма ревниво относится к внешнеторговым успехам Германии, экономика которой даже в кризис (при 5% сокращении ВВП) имеет позитивное сальдо товарооборота. Одним из последних германо-французских противоречий стала германская идея создания Европейского валютного фонда. Франция же считает создание фонда авантюрой.

4-я группа проблем Евросоюза — внешнеполитические противоречия внутри ЕС

Не смотря на показное единство, внутри Евросоюза существуют противоречия, порой перерастающие в острый конфликт — между «Старой Европой», стремящейся к созданию нового международного центра власти, как своего рода противовеса США (в первую очередь в экономическом плане), Китаю и России, и «Новой Европой» (к ней часто примыкает и Великобритания), занимающей порой проамериканскую, агрессивно антироссийскую позицию, «троянского коня» внутри Евросоюза.

Наиболее ярко конфликт между этими двумя блоками проявился во время иракской войны, когда Германия и Франция выступали против войны в Ираке, а многие восточноевропейские страны, напротив — направили в Ирак свои войска.

Кроме того, существует конфликт интересов между Германией и Францией. Можно вспомнить инициативу Н. Саркози о создании Средиземноморского Союза. В то время, как Ангела Меркель считает, что его создание в длительной перспективе может вступить в противоречие с ЕС.

5-я группа проблем Евросоюза — исторические, культурно-ментальные расхождения внутри ЕС

ЕС только предстоит создать общеевропейскую идентичность.

Поскольку в ЕС практически все страны за свою историю не раз воевали друг против друга, то существует негласная договорённость — не играть на исторических обидах. В последнее время это табу всё чаще игнорируют. Особенно достаётся немцам. То Лех Качиньский при обсуждении Лиссабонского договора потребует учесть миллионы поляков, убитых немцами во время войны, то греки, в ответ на неуступчивость Германии, намекают на репарации за период оккупации.

Велика опасность этнических, конфессиональных противоречий внутри ЕС. Идёт активный наплыв эмигрантов из азиатских и мусульманских стран: алжирцы и марокканцы во Франции, турки в Германии все более меняют их культурно-конфессиональный образ. Если верить ЦРУ, к 2025 году доля мусульман в Европе вырастет с 13% до 22%, а то и до 37%.

В Европе чуть ли не в каждой стране есть и свои внутренние конфликты.
Проблемы всему Евросоюзу могут создать противоречия, существующие между населяющими Бельгию франкоговорящими валлонами, живущими на юге, и фламандцами – на севере, а также шотландцы и североирландцы в Великобритании, каталонцы и баски в Испании, бретонцы и корсиканцы во Франции и т.д.

Народы, входящие в ЕС, являются настолько культурно-ментально разными, что сегодня всё чаще возникает вопрос, что собственно создаётся — европейский рай, где кухня – французская, полиция – английская, любовью занимаются по-итальянски, а организация дел – немецкая, или европейский ад – где готовят по-английски, полиция – французская, любовью занимаются по-немецки, а организация дел – итальянская.

Порой усиливают эти противоречия недальновидность и амбициозность бюрократов и депутатов Европарламента, желающих заставить все народы жить по общим нормам и правилам, вопреки национальным традициям и обычаям. Все должны есть одинаковый сыр, пить одинаковое пиво, смотреть в одинаковые телевизоры. Можно вспомнить и недавний призыв отказаться от традиционных обращений — «миссис» и «мисс», «мадам» и «мадемуазель», «фрау» и «фройлян» во имя политкорректности.

В общем, очевидно, что сейчас Евросоюз представляет собой весьма мозаичное и неустойчивое образование. Неужели мы станем свидетелями заката великого проекта? Выдержит ли Евросоюз удары экономического шторма?

Сила Евросоюза

Перечисленные выше недостатки ЕС не случайно были показаны в самом начале:
* их не называет никто из финансовых аналитиков крупнейших СМИ мира, пытающихся играть на эмоциях, а не на анализе каждого подводного рифа ЕС из перечисленных выше;
* вместо серьезного анализа финансовые аналитики дают… зарисовки о Евросоюзе или вырывают отдельные проблемы из общей структуры, без показа места этих проблем в общей структуре.

Таким образом, перечисленные и структурированные выше проблемы впервые даны с позиции алгоритма, без которого не понять трендов и тайн европейской политики.

Что касается ЕС, то он пока умирать не собирается
. Европа приложила слишком много усилий для его создания, чтобы при первых же серьезных трудностях допустить развал. Оптимизм инвесторов питается тем, что:
* совокупный долг Евросоюза — 7,7 триллиона евро, или 61,5 процента от ВВП (на 2008 год) — явно не является сколько-нибудь угрожающим. Крупные страны, недовольные необходимостью платить за слабых, безусловно, в выигрыше от единого рынка;
* риски, которые могут возникнуть при распаде европейской системы, гораздо больше, чем те, которые они испытывают сегодня;
* ЕС серьёзно готовится к трансформации. Союз ждёт не одно десятилетие унификации и интеграции. Вот уже Ангела Меркель, чтобы поднять бюджетную ответственность стран, предложила исключать из еврозоны тех, кто не выполняет своих финансовых обязательств. Обсуждается идея создания Европейского валютного фонда, специального «правительства по экономике», передача на союзный уровень обороны и безопасности, и даже возможность принимать решения большинством, а не консенсусом;
* молодое поколение стран ЕС имеет уже сознание европейского гражданина, что, безусловно, является основой дальнейшего углубления европейской интеграции и т.д.

Переглядів: 1227, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися