Мінфін - Курси валют України

Встановити
ArtemiyDPZT
ArtemiyDPZT
Зареєстрований:
8 липня 2022

Останній раз був на сайті:
25 липня 2022 о 19:00
Підписчики (1):
extr
extr
22 липня 2022, 23:46

Короткий «Шлях» в Европу

В Украине набирает обороты схема выезда за границу мужчин под видом волонтеров или водителей через систему «Шлях».

Напомним: эту систему курирует «Укртрансбезпека», в нее вносятся данные благотворительных организаций и компаний-перевозчиков, которые, в свою очередь, могут подавать свои списки «выездных» волонтеров и водителей. По ним идут сверки на границе, и тех, кто попал в список, беспрепятственно выпускают за границу.

Но, как показывает практика, в «Шлях» попадают не только реальные волонтеры и дальнобойщики.

В соцсетях полно рекламы о «легальном выезде через систему „Шлях“, где за 1-2 тысячи долларов предлагают оформиться всем желающим. Более того, из-за конкуренции на этом рынке ценники даже начали опускаться.

К примеру, в одном из телеграмм-каналов анонсируют „акцию“ — стоимость оформление выезда снизилась с 2 тысяч долларов до 1,7 тысячи.

Через „Шлях“ активно едут за границу не только рядовые украинцы.

К примеру, по данным журналиста Михаила Ткача, именно по этой схеме стал „выездным“ бывший первый зам секретаря СНБО, соратник и бизнес-партнер экс-президента Порошенко Олег Гладковский.

»Понедельник. 11.07. Варшава. Отель Radisson. Четвертый выезд Гладковского (Свинарчука) из страны. Впервые Гладковский выехал 31 марта на две недели и вернулся в Украину 13 апреля. Во второй раз он покинул страну 21 апреля и опять вернулся через две недели, 4 мая. В третий раз Гладковский находился за границей 19 дней, перейдя границу 2 июня и вернувшись 21 июня. В последний раз он выехал из страны 9 июля. Выезжает как волонтер через систему «Шлях», — написал на своей странице в Фейсбук Михаил Ткач.

«Шлях» — это один из каналов, который сейчас действительно широко используется для выезда мужчин призывного возраста за границу под видом волонтеров", — говорит нам глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

При этом реальные волонтеры далеко не всегда могут оформить такое разрешение.

«Мы попытались зарегистрировать свой благотворительный фонд в системе „Шлях“, чтобы самим доставлять гуманитарные грузы. Но нам было отказано без объяснения причин», — рассказал руководитель адвокатского объединения «Кравец и партнеры»

Разбирались, как работает схема по выезду мужчин за границу через систему «Шлях».

Упрощенный «Шлях»

В системе «Шлях» изначально регистрировались компании, имеющие лицензии на перевозки. В нее перевозчики вносили данные также на своих водителей.

С началом войны эта система получила второе дыхание. Несколько месяцев назад был запущен новый цифровой инструмент — сервис «Лицензирование».

Как отметили в Кабмине, он максимально упростил процедуру подачи документов и управления лицензионными делами.

В конце июня в правительстве подвели первый итоги трехмесячной работы нового сервиса: количество обработанных заявок увеличилось в 7 раз, сроки рассмотрения заявлений сократились с 1-3 месяцев до 1-5 дней, количество позитивных решений выросло до 75%. Согласно инструкции по подачи заявок, лицензию можно получить на международные перевозки пассажиров и грузов. Сроки ее действия — период военного положения плюс 90 дней после его отмены.

Все можно сделать в электронном режиме — при помощи КЭП руководителя предприятия нужно авторизироваться, подать документы на получение или расширение лицензии (данные по предприятию, автопарку и пр). Могут регистрироваться как юридические лица, так и ФОПы. Далее вашей заявке присваивается номер, и можно онлайн следить за ее продвижением. Но могут и отказать, после чего три месяца нельзя подавать новые заявки.

Впрочем, как следует из отчета Кабмина, 75% ответов положительные.

Совладелец сети АЗС Prime Дмитрий Леушкин, компания которого активно импортирует в Украину нефтепродукты и также зарегистрирована в системе «Шлях», говорит, что процесс въезда/выезда жестко контролируется.

«В частности, водителю нужно выехать на фуре, а если кто-то из водителей не вернется — компании можно попрощаться с лицензией», — отмечает Леушкин.

О строгом контроле говорит и бывший советник главы МВД Виктор Андрусив.

«Нельзя просто придти и сказать: «Добрый день, я волонтер, можно мне уехать?». Для этого существуют авторитетные организации или фонды, к которым есть доверие — например, «Повернись живим» или наш фонд «Лазарь». Они составляют письмо, указывая данные волонтеров, которые должны выехать из страны. После чего их вносят в систему. Так что просто напечатать волонтерское удостоверение не получится», — объясняет экс-советник.

В связи с этим, как утверждает Андрусив, за возвращение мужчин-волонтеров назад в Украину несут ответственность организации/фонды.

»Если волонтеры не вернулись в обозначенный срок — организация просто больше не сможет никого отправлять от своего имени. Как правило, если волонтер собирается выезжать за границу, то указывается дата, когда человек должен вернуться в Украину. Если он в итоге не возвращается, то это можно трактовать как уклонение от армии, что является уголовной ответственностью. Но это ещё нужно будет доказать в судах. Тем не менее, организации к этому относятся очень ответственно, потому что потерять возможность выезда — это в том числе означает потерять возможность работать. Поэтому подобную схему сложно реализовать через авторитетные волонтерские организации. Проще, если у человека есть «выходы» во власти, и он все для себя решает. Потому что фонды не хотят рисковать репутацией. Тем более, те суммы, которые озвучиваются, честно говоря, смешные", — говорит Андрусив.

Впрочем, есть и другие примеры.

Армия лже-волонтеров и дальнобойщиков и скидки на выезд

По словам Забловского, «Шлях» в последнее время стал одним из каналов для выезда мужчин призывного возраста за границу.

Его слова подтверждает и аналитик компании «Евро Патруль» (исследование транспортных рынков) Вячеслав Коновалов.

«За деньги оформляют как волонтеров, экспедиторов или водителей. И люди спокойно выезжают», — говорит Коновалов.

«Действительно, злоупотребления есть. При этом я не нашел статистики, сколько лицензий забрали у компаний, „водители“ и „волонтеры“ которых уехали за границу с концами. Если же говорить о краткосрочных поездках, то тут вообще без проблем — можно кататься сколько угодно», — добавил Кравец.

Отметим, что схема с выездом за границу под видом дальнобойщиков не нова. Она начала работать еще на волне пандемии, когда рядовые украинцы не могли на общих основания проехать в ЕС. Но тогда люди открывали себе за деньги водительскую категорию на грузовые авто и договаривались с реальными дальнобойщиками, чтобы те взяли их «вторым водителем». Разовая поездка обходилась в 200-300 евро.

Теперь же схему поставили на поток — можно подать заявку на «статус» волонтера или водителя-дальнобойщика, не выходя. Рекламы о «легальном выезде мужчин за границу» полно в соцсетях.

К примеру, на анонимных телеграм-каналах предлагается выезд по схеме «международный волонтер».

«Каждый мужчина может выехать как волонтер. После „белого билета“ это самая популярная услуга у нас. Вы выезжаете в благих целях, при этом все хорошие дела за вас сделают люди с фонда, с которыми мы сотрудничаем, а вы дальше едете по своим делам», — говорится в сообщении одного из телеграм-каналов.

При этом указано, что «бронь» будет действовать год, то есть не нужно будет возвращаться в Украину через каждый месяц. Также «клиентам» предлагается сопровождение на границе «девочек-волонтерок», которые «помогут».

Эти же телеграмм-каналы предлагают и «белые билеты», то есть признание человека негодным к военной службе. Но выехать через «Шлях» дешевле. Услуга будет стоить до 2 тысяч долларов, тогда как «белые билет» потянет на 2,5-3 тысячи и больше.

В телеграм-каналах дается следующее расписание дат выезда по «волонтерским документам»: на 16 июля осталось одно место по маршруту Одесса-Хмельницкий-Тернополь-Львов-Будапешт. На 17 июля — 2 места через Львов-Люблин-Варшаву.

Отметим, что подобных предложений сейчас — масса.

Причем к «вывозу мужчин» подключились как те, кто реально может «договориться», так и откровенные мошенники, зарабатывающие на предоплате (она составляет 30-50% от стоимости всего «пакета»).

Поэтому ценник на «статус» волонтера или дальнобойщика просел. Если ранее он стартовал с 2 тысяч долларов, то сейчас — от тысячи.

Отметим, что случаи, когда выезд по схеме «Шлях» пресекался, есть.

К примеру, в июне Львовский отряд Пограничной службы задержал на пункте пропуска «Шегини» руководителя одного из благотворительных фондов, который за 20 тысяч гривен помогал с выездом мужчинам призывного возраста.

«Ведомости незаконно вносились в электронную систему „Шлях“, и люди становились водителями по перевозке гуманитарных грузов. Задержанному грозит до 9 лет лишения свободы, — заявили тогда в Государственной пограничной службе.

Всего с начала войны, по данным „Укртрансбезпеки“, в „Шлях“ было подано порядка 1200 заявок, которые сочли мошенническими. К примеру, был случай, когда заявки от 76 держателей лицензий подавались с одного IP-адреса, хотя по документам все компании находились в разных регионах Украины.

Из чего контролеры сделали вывод, что имела место либо передача электронного ключа третьим лицам, либо его кража, либо откровенное мошенничество. Все данные передали в киберполицию.

»На самом деле регистрация в «Шляхе» сейчас упрощена до минимума, Едва ли не каждый ФОП может получить лицензию, а заберут эту за невозврат «водителей», так на следующую через другого ФОПа можно податься. Каждый день через границу идет поток грузовиков, оперативно проверить, кто там водители и волонтеры, банально не успевают. У некоторых благотворительных фондов есть «крыша» на границе, которая еще больше все упрощает", — рассказал нам наш источник, близкий к волонтерскому движению.

В то же время Андрусив считает, что, несмотря на подобные прецеденты, запрет выезда за границу волонтерам может вызвать скандал всеукраинского масштаба.

«Нельзя перекрывать дорогу волонтерам, потому что они везут все — от машин и дронов до гуманитарки. Вопрос в том, чтобы наконец урегулировать проблему выезда мужчин призывного возраста. Я уже говорил, что если, условно, нужно мобилизовать 3 миллиона человек, их стоит определить и предупредить, что они подпадают под мобилизацию. За такими мужчинами нужно наблюдать, а другие пусть уезжают, если хотят, и работают за границей. К тому же, в Украину уже вернулись 60% людей — как можно рассказывать, что все хотят отсюда убежать? Если не решить эту проблему, подобные попытки выезда будут происходить, причем разными способами — не только через волонтеров», — сказал Андрусив.

Переглядів: 403, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися