- 12 серпня 2014, 13:22
Государство против экономики. Кто кого?
Украина сама себе запретила помогать своим предприятиям конкурировать.
Удивительный закон был принят Верховной Радой Украины на пленарном заседании 1 июля 2014 года. Законопроект №2749 был внесен на рассмотрение парламента 5 апреля 2013 года Кабинетом Министров Украины, которым руководил тогда Н.Я.Азаров. Именно в это время страна активно двигалась по направлению к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС. Так что же такого важного и значимого в содержании этого закона, что сделало его значимее всех политических противоречий, почему его рассмотрение при новом составе правительства прошло еще успешнее, чем при старом? Закон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» имеет великолепное название, которое не заставляет обывателя случайно увидевшее его в СМИ даже подумать о том, что содержание его может оказаться при ознакомлении несколько неожиданным.
Уже интересно становится с его преамбулы. Оказывается, что этот закон устанавливает правовые основы осуществления контроля за допустимостью государственной помощи для конкуренции, и направлен на соблюдение международных обязательств в сфере государственной помощи.
Уже интересно. А закон то, оказывается, принят не для государственной помощи, а против нее.
Статья 2 Закона прямо этот тезис раскрывает. Его положения гласят, что государственная помощь является недопустимой для конкуренции, если иное не установлено этим Законом. То есть законодатель ставит ограничения для повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования, не учитывая при этом повышение эффективности при эффекте масштаба, его важность при слабом внутреннем рынке в Украине. Также не проводится различие между поддержанием конкуренции среди резидентов и конкуренцией с нерезидентами. Хотя именно эта разница и должна учитываться для поддержания положительного сальдо торгового баланса страны.
Закон определяет и те сферы, которые Украина может поддерживать. В статье 3 единственным сектором экономики, продукцию которого можно экспортировать и этот Закон на него не распространяется, определена сфера сельскохозяйственного производства и рыболовства. На все остальные сферы производства, продукцию которой можно экспортировать Закон распространяется, и помощь им жестко регулирует. Интересно бы узнать, как оправдывается такое выделение одного сектора. В сельском хозяйстве разве не нужна конкуренция?
Но чем дальше от преамбулы, тем конкретней становятся положения закона. Так статься 5 определяет, что государственная помощь является допустимой, если предоставляется с целью обеспечения потребителей социально важными товарами, при условии если такая помощь не является дискриминационной в отношении мета происхождения товаров. То есть закон уже конкретно указывает, что не допускается государственная помощь в ущерб товарам, произведенным не в Украине. И дело не в защите конкуренции или в социальной важности товаров. Основной критерий допустимости помощи – это не создать преимуществ украинских товаров перед импортируемыми.
Ну а в статье 7 законодатель уже совсем сбивается и снимает все маски. «Не допускается освобождение от обязанности уведомлять предоставляющих государственную помощь органов и учреждений о новой помощи на поддержку отдельных отраслей экономики. Тут уже напрямую идет речь не о запрете поддержании конкретных предпринимателей – то есть сохранении конкурентной среды, а о контроле над поддержкой отраслей, наверное, чтобы они случайно не стали конкурентоспособными. Законодатель уже не старается даже обосновать, как помогает конкуренции контроль и ограничение государственной поддержки целых отраслей. Прямо о защите импорта идет речь и в статье 9, в соответствии с пунктом 2 части 3 которой о незначительной государственной помощи можно не сообщать, но обязательно надо дать всю информацию о помощи, если она касается поддержки экспортных операций или преимущественного использования продукции отечественного производства по сравнению с импортируемой продукцией.
Стоит отметить, что государство гуманно дает все-таки надышаться перед смертью отраслям экономики: Закон вступает в силу через три года после его опубликования, за исключением нескольких статей.
И в заключение сообщим, что в пояснительной записке поданной вместе с законопроектом прямо было сказано о том, что он разработан для исполнения международных обязательств Украины, определенных Соглашением ВТО, Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Содружеством и Украиной, Повесткой дня ассоциации Украина-ЕС, а именно предусмотренных разделом «Государственная помощь» Соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС.
Кто-то может объяснить, для чего принимать этот закон стране с отрицательным торговым балансом? Какой в этом интерес для самой страны. Ведь, если такого интереса нет, то это предательство экономических интересов государства.
|
0
|
- 16:01 Комісія з цінних паперів і бірж США схвалила перші гібридні ETF на базі біткоїна та Ethereum
- 11:09 В Україні розглядають зміну регулятора крипторинку
- 21.12.2024
- 16:00 Близько 80 000 жителів Фінляндії отримали тепло від біткоїн-майнінгу
- 14:03 Пенсійне страхування: З початку року українці добровільно сплатили понад 44 мільйони (інфографіка)
- 11:11 ЄС може втратити криптоінвесторів через виключення USDT Tether з лістингу
- 10:04 НБУ за тиждень продав найбільший обсяг валюти на міжбанку з 2022 року
- 20.12.2024
- 17:27 Курс валют на вечір 20 грудня: на міжбанку долар та євро подорожчали
- 15:30 Чи зможе Cardano випередити Solana під час бичачого ралі? ChatGPT вказує на XYZ як на прихованого лідера
- 13:42 Нацбанк пом’якшує низку валютних обмежень
- 12:06 Падіння біткоїна та подорожчання ASIC для майнінгу: що нового на крипторинку
Коментарі - 3