Multi від Мінфін
(8,9K+)
Оформи кредит — виграй iPhone 16 Pro Max!
Встановити
7 січня 2026, 16:30

Кредитна криза в Росії: як банки приховують збитки у звітності

Російський банківський сектор увійшов у 2026 рік у стані прихованої системної кризи. Попри оптимістичні звіти центробанку рф, реальний обсяг проблемних кредитів у корпоративному секторі сягнув критичної позначки у 24%. Основною причиною колапсу стало тривале утримання високих відсоткових ставок, через які навіть гіганти ВПК та металургії змушені витрачати обігові кошти на обслуговування боргів, що фактично запускає механізм незворотних дефолтів. Про це написав фінансовий аналітик Віталій Шапран на своїй сторінці у Facebook.

Механізм переоформлення: як дефолтні борги стають «нормальними»

Ще на початку агресії прогнозував, що через підняття ставки ЦБР відбудеться трансформація процентного ризику в кредитний, що призведе до збільшення кількості дефолтів. Тоді прогноз не справдився, бо ЦБР швидко повернув ставку назад.

Тепер же ситуація змінилась: ЦБР не може опускати ставки швидко і позичальники, в т. ч. з ВПК рф, буквально стогнуть від процентного навантаження, яке з'їдає вже не тільки прибутки, а й частину обігових коштів.

Втім, якщо ви зануритесь у звітність банків рф, то сплеску проблемної заборгованості ви там не побачите, а релізи ЦБР як під копірку згадують, що «все по плану». Проте це не так.

Давайте розглянемо публічну компанію Мечел. Це диверсифікований холдинг, який має металургійні та вугільні активи. За 2 тижні до завершення 2025 року компанія реструктурувала перед банками (ВТБ та Газпромбанк) 132 млрд рублів, це приблизно 2−2,5 річних дефіцити бюджету Кемеровської області. Проте ці проблемні кредити на балансах ВТБ і Газпромбанку ви не знайдете, оскільки вони знову стали нормальними.

Оцей механізм переоформлення проблемних кредитів дозволяє російським банкам і ЦБР регулярно рапортувати, що «все в порядку». Проте проблема в тому, що як би вони не відображали у звітності банків кредити Мечела, кредитна якість цієї компанії від їх художньої творчості не зросте.

Реальна ситуація в промисловості

Вугільна галузь рф як була в кризі, так і залишається, як в принципі і металургійна. У випадку з Мечелом докази цієї тези не заставили себе довго очікувати. Рівно через тиждень після перетворення проблемних кредитів у сумі 132 млрд рублів в непроблемні, Челябінський металургійний комбінат «Мечела» звернувся за державною підтримкою до федерального уряду.

Чи є спосіб вирахувати реальний обсяг проблемної заборгованості в російських банках, оминаючи ЦБР? Так, є. Для цього потрібно перевірити російські судові реєстри на предмет переслідувань банками великих позичальників.

Наприклад, не так давно цікавився кредитним портфелем Московського кредитного банка (МКБ) і виявив там більше 10 позовів до корпоративних позичальників, останній з яких відбувся вже 2 січня цього року на 7 млрд рублів до нафтової компанії «Горний». І от так крок по кроку вимальовується загальна реальна картина по системі, а не те, що малює ЦБР.

Прихований масштаб кризи

Так, станом на 01.11.25 ЦБР зазначав, що у рф проблемних кредитів в корпоративному секторі було на 3 трлн рублів, а загальна сума кредитного портфеля становила 82,7 трлн рублів. Тобто питома вага проблемних кредитів становила всього 3,6%. Насправді ж, тільки один приклад з Мечелом показує, що їх кредити займали 4,4% від офіційної проблемної заборгованості російських банків, а таких Мечелів в рф зараз кілька сотень.

Біда в тому, що судові реєстри не показують «добровільні» реструктуризації банків, і виявити їх складно, якщо про це не говорять компанія-позичальник або банк. В цілому, ж якщо спиратись на дані судових реєстрів тільки по великим банкам рф та на публічні дані про реструктуризацію, то загальний обсяг проблемних кредитів в російських банках в грудні 2025 року становив не менше 20 трлн рублів, а це вже 24% від портфелю і фактичний початок кредитної кризи.

Встановити прострочку в сегменті кредитів населенню складніше, але з огляду на дані їх бюро кредитних історій ситуація там ще гірша ніж в корпоративному сегменті.

Коментарі - 28

+
+70
Выживший После Бусификации
Выживший После Бусификации
7 січня 2026, 19:11
#
Меня раздражают новости как в Русляндии все пропало… Увы — эти новости крайне тупы и только для имбецилов!
+
+47
vadymbanker
vadymbanker
7 січня 2026, 22:33
#
Полностью согласен.
+
0
Moonlighter
Moonlighter
8 січня 2026, 10:09
#
Для начала нужно смотреть кто автор публикации. Этот финансовый аналитик предлагал в 2024 году собирать налоги в курской области. Если зайти на его профиль в fb, то там годами сплошная развесистая клюква.
+
+27
fuckingpaRussia
fuckingpaRussia
8 січня 2026, 14:02
#
Чомусь я не бачив ваших негативних коментарів на рашистських сайтах стосовно образливих коментарів на адресу України
+
+79
Виталий Шапран
Виталий Шапран
8 січня 2026, 14:41
#
Вітаю московських ботів на порталі Мінфіну, відразу відчувається російський слог, та поставлений тон, що «всі **** — хто не за рф». Готуйтесь до гіршого, щоб ви тут не писали, ситуацію в рф вже не змінити
+
+15
Выживший После Бусификации
Выживший После Бусификации
8 січня 2026, 14:51
#
Низко скачешь
+
0
Выживший После Бусификации
Выживший После Бусификации
8 січня 2026, 15:16
#
Слыш, а это доллар не из-за тебя вверх прыгнул?
+
+27
Виталий Шапран
Виталий Шапран
8 січня 2026, 16:36
#
Я так і думав по суті теми статті браткам з мск сказати немає чого, тільки флуд, низький рівень освіти, слабке виховання, десь з Брильово або з під Тули… Продовжуйте… не зупиняйтесь))
+
0
Skeptik777
Skeptik777
8 січня 2026, 22:06
#
Не переймайтеся… тут вже давно засилля ботів.
+
0
Выживший После Бусификации
Выживший После Бусификации
8 січня 2026, 22:10
#
Бот тебе в ногу
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
9 січня 2026, 2:26
#
А что говорить по сути темы статьи, если в ней:

За 2 недели до завершения 2025 года компания реструктурировала перед банками (ВТБ и Газпромбанк) 132 млрд долларов кредитов

когда там речь о рублях.

И, раз уж речь о сути, то странно по одному Мечелу, который в моменте испытывает сильное давление из-за попадания под санкции, делать выводы о «Кредитном кризисе в России». В Канаде подобная Мечелу компания Algoma Steel после трамповских пошлин тоже пошла у государства помощи просить: https://www.algoma.com/news/algoma-steel-completes-500-million-government-financing-transaction/. Но вы же не будете из этого делать выводов о Кредитном кризисе в Канаде?
+
0
vt313
vt313
9 січня 2026, 19:37
#
Это просто пример.
В рамках войны все кредиты проблемные.
И их очень много (на 01.07.2025 — 163,9 трлн руб.).
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
9 січня 2026, 21:11
#
Откуда эти цифры? Виталий Шапран говорит, что общая сумма кредитного портфеля составила 82.7 трлн. рублей (это похоже на правду, потому что этому есть подтверждения со стороны ЦБ РФ), а вы только проблемной задолженности нарисовали в два раза больше общей. Откуда цифра в 163.9 трлн?

Почему в рамках войны все кредиты проблемные? Зачем вы придумываете новые определения уже существующих терминов? Чтобы выдать желаемое за действительное? За 4 года не устали?
+
0
vt313
vt313
11 січня 2026, 13:06
#
Https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/dkfs/ext_dep_indicator/

Есть понятие форс-мажор. Там первым пунктом идет война.
Это событие уже свершилось.
Чисто формально, все кредиты проблемные. Эти соглашения можно разорвать по форс-мажору.
Что там суд скажет, это уже другое дело.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
11 січня 2026, 21:48
#
Есть понятие проблемный кредит. Это когда заемщик либо уже нарушает сроки выплат либо может нарушить и ничего с этим не делает. В этой статье пример Мечела, который понял, что если ничего не изменить, то его займы станут проблемными. И он пошел договариваться с банками. А по вашей логике, мог бы просто разорвать кредит по форс-мажору. Причем даже не из-за войны (войны нет, есть СВО, это не форс-мажор), а из-за попадания под санкции. Но он этого не сделал, потому что санкции-санкциями, а работать и зарабатывать нужно. Просто надо с кредиторами договориться о взаимопонимании.

Поэтому ещё раз, не выдумывайте новых значений существующим терминам. Проблемный кредит — это кредит, по которому заемщик нарушает условия. Таких кредитов в РФ 3−4%, остальное дорисовывают ваши и автора этой статьи фантазии. Не согласны? Мы уже 4 года слышим о том, как ЦБ РФ то рисует ненастоящий курс, то ненастоящую инфляцию, то ненастоящую ключевую ставку. Однако при этом прогнозы российского центробанка год за годом оказываются куда ближе к реальности, чем фантазии разного рода экспертов.
+
0
vt313
vt313
12 січня 2026, 18:56
#
Согласен.
За исключением
Идет война, но формально в рф это некое СВО.
По факту у банков куча проблемных кредитов, но формально они таковыми не считаются.
Собственно говоря, это автор и хотел сказать. Не очень удачно. Но понятно.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
12 січня 2026, 19:02
#
Война формально и в Украине не идет. Такой нынче мир, никто никому войну не объявляет.

По факту у банков 3−4% проблемных кредитов, т. е. кредитов с которыми фактически случились проблемы. А додумывать то, что кредиты могут стать проблемными, никому не возбраняется. Ведь что ещё остается, кроме как думкой богатеть?
+
0
vt313
vt313
12 січня 2026, 19:19
#
Однозначно.
Если проблемный кредит списать, то и проблемы исчезнут.
Да/нет?
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
13 січня 2026, 1:24
#
Вы о чем? Проблемные кредиты не списывают, списывают безнадежные. Проблемные взыскивают
+
0
Виталий Шапран
Виталий Шапран
10 січня 2026, 11:55
#
А от це питання до редакції Мінфіну, бо в мене було написано в ФБ 132 млрд рублів… можете зайти на фб і перевірити, там вгорі є посилання — facebook.com/shapranv/posts/pfbid02A4zhAqZ7uDCPqz7SCighrZ7S2DHPtL2eZUmWmDaqa4gXdSV56E3Hon5u32wwqXLKl
+
+8
Moonlighter
Moonlighter
10 січня 2026, 13:13
#
Каким нужно быть дятлом, чтоб не знать, что в fb можно посмотреть историю изменения поста. И там видно, что 6 января речь была про доллары, а сегодня в 11:57 пост изменен — и уже рубли.

Взрослый дядя, а из подгузников не вылез. Еще наглости хватает всех тут обзывать ботами и обвинять редакцию.

Редакция Минфина, реагируйте на подобных персонажей, который сюда еще рос сайты кидает которые запрещены в Украине. Посещать такие сайты — нарушение законов и спонсирование экономики рф.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
10 січня 2026, 21:29
#
И вот как после этого обсуждать с вами что-то по сути?

Я указал вам на ошибку, вы пошли в ФБ, исправили (ок, хорошо). И вместо того, чтобы сказать: «спасибо, исправил», начали обвинять редакторов Минфина в невнимательности, а меня обвинять в распространении путинской пропаганды.

На всякий случай пруфы,
Ваш пост на ФБ от 6 января с долларами: https://snipboard.io/FZHk4T.jpg
Отредактированный сегодня пост с рублями: https://snipboard.io/A9Nwst.jpg
+
0
Виталий Шапран
Виталий Шапран
10 січня 2026, 12:15
#
Приклад з канадійською компанією — допис ні про що взагалі, в країнах з ринковою економікою таке буває кожен день і без торгових війн, в рф ця ситуація набула масового характеру, не подобається Мечел, от фам цілий вагон девелоперів — kommersant.ru/doc/7248149 просто визнайте що ви намагаєтесь путінській команді допомогти приховати гостру економічну кризу яка зараз відбувається в рф, з якою метою? — з метою продовження кривавої війни в Україні.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
10 січня 2026, 21:18
#
Так и в РФ экономика рыночная. Просто РФ самая засанкционированная страна в мире, поэтому логично, что то тут то там частные компании просят помощи у государства, потому что под санкции они попали из-за проводимой государством политики. Поэтому Мечел мимо.

Давайте посмотрим на вагон девелоперов. Это материал от октября 2024. Много из них за прошедшие полтора года обанкротились? А ключевая ставка, которой они все боялись, с момента выхода материала снизилась с 21% до 16%.

Я не пытаюсь ничего «спрятать». Если есть «острый экономический кризис», то он должен в чем-то остро проявляться. Ели вы считаете, что реструктуризация кредитов попавшей под санкции горнодобывающей компании и нытьё зажравшихся на льготных ипотечных программах российских застройщиков это острое проявление кризиса, то всем бы таких острых кризисов.
+
0
vt313
vt313
11 січня 2026, 15:11
#
Если есть «острый экономический кризис», то он должен в чем-то остро проявляться.
------------------------
В рф эксплуатируется более 50 млн. легковых автомобилей.
Новых за последние годы продается менее 1.5 млн.
Эксплуатируется около 1000 самолетов. В 2025 г. построено 4 (3 из них чисто формально).

Куда уже острее?
+
+15
Smachnenk0
Smachnenk0
11 січня 2026, 21:57
#
Вы достаточно пожили на этом свете, чтобы помнить Великую рецессию 2008 года? Когда люди сотнями тысяч теряют работу, огромное количество предприятий закрывается, пенсионные сбережения миллионов людей обесцениваются. Вот это остро. А когда человек принимает решение вместо покупки новой тачки поездить ещё пару лет на старой, положив деньги на депозит под 15% при инфляции в 6% — это не остро. Аналогично с самолетами. Когда продолжают эксплуатировать 1000 самолетов — это не острые проявления кризиса. Острые проявление, это когда, как во время ковида, огромное количество самолетов просто стояло на земле.

Поэтому ещё раз повторю, всем бы таких острых кризисов, когда приходится лишний год-другой поездить на пятилетней тачке (положив деньги на новую на депозит), да летать на тех же самолетах, что и три года назад.
+
0
vt313
vt313
12 січня 2026, 19:08
#
ТО были временные общемировые процессы.
А это системные.

Тут такое дело. Миллион человек не купили новую тачку, миллион 10-летнюю, а миллион стали пешеходами.
И для них это довольно остро.

20 лет строили гражданскую авиаотрасль. Которая, похоже, накрылась медным тазом. А так ничего.
+
0
Smachnenk0
Smachnenk0
13 січня 2026, 1:32
#
Да в чем системность-то? Кредиты дорогие из-за ключевой ставки, люди предпочитают сберегать, а не тратить. Что тут остро-кризисного? Ставка опустится, продажи машин снова будут бить рекорды, как в 2023.

Вам-то откуда знать, насколько это остро для них? В Сингапуре на 1000 человек в два раза меньше машин, чем в России. По вашей логике сингапурцы должны остро страдать от этого факта?

Гражданскую авиаотрасль строили, возможно, и 20 лет. А потом «партнеры» отказались поставлять ключевые компоненты. И её продолжат строить ещё 20 лет. И в чем острота? Иран вот новых самолетов не строит совсем, но под санкциями на старых летает уже дольше полувека. Почему Иран может летать 50 лет, а Россия через 4 года уже в остром системном кризисе?
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися