Мінекономіки пропонує зобов'язати підприємства з державною часткою направити на виплату дивідендів 50% чистого прибутку за 2019 рік замість 90%. Про це повідомляється у проекті постанови, передає ЕП.
20 січня 2020, 13:22
МЕРТ планує знизити на 40% норму дивідендів для держкомпаній
Який норматив діє зараз
Нагадаємо, з 1 січня 2019 року Кабмін підвищив до 90% з 75% частку прибутку, яку повинні перераховувати до бюджету державні підприємства та їх об'єднання.
Читайте також: НБУ пропонує не забирати у держбанків прибуток
Що пропонують
МЕРТ пропонує зобов'язати підприємства з державною часткою направити на виплату дивідендів 50% чистого прибутку за 2019 рік.
Також пропонується, у разі невиплати дивідендів, до 1 липня 2020 року розривати контракт з керівниками таких держкомпаній.
Як зазначено в пояснювальній записці до документа, держбюджет на 2020 рік передбачає надходження від сплати дивідендів держкомпаніями 35,268 млрд грн.
Читайте також: У Нафтогазі прокоментували чутки про премії з виплаченого Газпромом боргу
Раніше повідомлялося
- Держкомпанії за підсумками 2019 рік планують отримати загальну чистий прибуток 58,9 млрд грн.
- Нафтогаз 26 грудня перерахував державі 8,5 млрд грн дивідендів і 4,5 млрд інших податкових платежів. Ця сума буде врахована при розрахунку і виплаті компанією дивідендів за підсумками діяльності за весь 2019 рік.
Джерело:
Мінфін
Коментарі - 15
А если учесть налоги, то часто такие компании могут вообще уйти в отрицательный денежный поток, что грозит неплатежеспособностью.
Прибыль госкомпанию напрямую зависит от доходов и расходов.
Кто мешает руководителю такой компании завышать расходы путем подписания услуг/товаров от связанных лиц? Тем самым декларировать убыточность в целом, но для себя персонально иметь «+».
Что изменит структура 50% на 50%? Как по мне еще хуже.
Если компания государственная, то и вся прибыль 100% должно идти государству. Пусть на государственном уровне дальше решается куда ее девать. Как по мне в крупных городах прозрачнее, чем в регионах с распилом гос. средств.
Вы хоть 0 поставьте дивиденды, если менеджмент коррумпированный, то предприятие будет низко прибыльное или даже убыточное. Не играет роли.
Посыл «если компания государственная, то и вся прибыль 100% должно идти государству» - не только ложный, но и плохо сформулированный.
Первое: не должны меняться условия выплаты дивидендов часто. Потому что у компании есть фин. план, план обновления фондов и.т.д., вы заложили 50%, а Вам сделали 90% в результате вы не выполнили планы по обновлению фондов и в следующем году недополучите прибыли. Срывается полностью хоз. процесс.
Второе: нет способа, кроме как в ручном режиме, через внесения изменений в бюджет вернуть деньги предприятию. То есть забрать легко, а вернуть почти нереально.
Третье: дивидендная политика, должна строиться правильно. С одной стороны государство должно получать справедливую долю, а гос. предприятия не должны быть кубышками где просто хранятся неиспользуемые деньги. С другой стороны у предприятий должны оставаться средства на капитальные инвестиции, премирование. И это должно быть в автоматическом, а не ручном режиме.
Четвертое: сама постановка вопроса о 100% перечислении прибыли в бюджет - демотивирует менеджмент предприятия по увеличению прибыли. Зачем нам работать над эффективностью, если все что мы заработали - отберут и не вернут.
P.S.
Я вообще крайний противник государства, как собственника ибо считаю, что это крайне неэффективный собственник, если сравнивать с частной собственностью. И не важно в какой стране. Просто по самой сути государство никогда не сможет добиться тех результатов, что частная компания - если поставить их в равных условиях. А равные условия не возможны, т.к. казенное # частное. Именно поэтому я так категоричен, когда говорю 100% прибыли отдать в бюджет, в надежде, что в «столице» контроль лучше, чем в «провинции» (лучше - не означает отсутствие «распила», просто вот так себе придумал, что в регионах в дали от контроля сверху ситуация еще хуже; в столице хоть есть активисты и пр. явления).
Увеличение дивидендов — это просто тупик. С текущей системой, прибыли не будет не на одном предприятии. Самое интересное, что даже кристально честный и умный менеджмент в этой ситуации постарается минимизировать прибыль, чтобы оставить больше денег на предприятии на развитие.
Если бы я пришел на такое предприятие, я кроме наведения порядка для увеличения прибыли проводил бы меры по снижению ее в бухгалтерском учете. Потому что иначе мне просто нечего будет инвестировать в обновление фондов. А они у всех изношены: крыши текут, энергонеэффективное оборудование, недостаток оборотных средств и.т.д.
Вы правы, что крупные предприятия не могут каждый год перекраивать свои планы долгосрочного развития.
Я опять же не говорю, что они должны быть организованы как сейчас, но отдать рельсы, электроопоры и газопроводы, которым нет альтернативы в частные руки - нельзя. А значит ими кто-то должен управлять.
Это не самое главное, главное — КУДА БУДУТ НАПРАВЛЕНЫ эти средства после изменения нормы.
У нас износ основных средств уже наверняка превысил 80%, и если эти средства будут направлены на эту статью расходов — хорошо.
Но у нас как обычно в первую очередь прибыль направляют на увеличение зарплат ТОП-менеджмента, и если это будет так, то ничего хорошего это не даст.