Украинская экономика идет на поправку. В первом квартале ВВП вырос на 2,5%. Обменный курс остается стабильным, гривна даже укрепилась. Поэтому у многих возникает вопрос — нужно ли нам и дальше брать деньги у МВФ и выполнять требования кредитора, которые зачастую вызывают много споров.
Нужен ли Украине новый транш МВФ
Может ли Украина обойтись без новых траншей Фонда, в своем блоге написал член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран. «Минфин» сократил.
Не все так хорошо развивается, как это могло бы быть. Победное шествие нарастающим итогом 4 квартала подряд сменилось приростом ВВП всего на 2,5% в первом квартале 2017 года. Факт охлаждения экономического роста выдают данные по промышленному производству и грузообороту (рис. 1).
Т.е. результаты 9 месяцев, а возможно и первого полугодия 2017 года будут куда более скромными, чем в 2016 году. Я напомню, что НБУ не так давно пересмотрел прогноз роста ВВП в 2017 году с 1,9% до 1,6%. Однако и под 1,6% уже сейчас будет сложно подписаться, поскольку эффект второго полугодия для нашей экономики будет зависеть от сочетания урожайности, цен на с/х и металлургический экспорт, с учетом давления высоких ставок на развивающиеся рынки.
Вторая проблема вырисовывается после анализа динамики темпов роста экспорта и импорта, а также хронического отрицательного торгового баланса. Девальвация оказалась значимым, но не очень эффективным лекарством для нашей экономики. Темпы роста импорта превышали рост экспорта, и ситуация поменялась лишь в первые 4 месяца 2016 года, а затем опять рост импорта стал опережать экспорт (рис. 2).
Официальная статистика по товарам и услугам говорит о том, что у нас торговый баланс сведен с профицитом в более чем $330 млн. Но при оценке влияния девальвации на украинский рынок важен анализ именно товарной позиции. И она показывает, что товарный рынок после стабилизации экономики все равно заполоняют импортные товары.
Сочетание этих двух проблем: малого экономического роста и почти хронического торгового дефицита по товарам, который можно лечить девальвацией только в довольно коротком периоде, приводит к тому, что об окончательных победах правительства над экономикой говорить еще очень и очень сложно.
Когда экономика отправится от кризиса
Есть несколько вариантов:
1. Действительно, чтобы при прочих равных условиях у нас состоялся экономический рост, нужно, чтобы экспорт рос более быстрыми темпами, чем импорт. Это возможно при хорошей ценовой конъюнктуре на мировых рынках на наш сырьевой экспорт. Однако это не единственное условие экономического роста.
2. Подавить уже почти-хронический торговый дефицит по товарам также можно за счет финансового счета платежного баланса, т.е. нужно добиваться, чтобы приток иностранных инвестиций в Украину был настолько большим, чтобы хронический «товарный» дефицит торгового баланса просто утонул бы в этом потоке. Но для этого нашу экономику нужно сделать привлекательной.
Я бы делал ставку на второй рецепт, по той причине, что первый вариант – это экстенсивный путь развития, который от Украины требует не реформ и действий, а ожидания удобного момента, такого как был в 2005-2007 гг.
Однако чтобы реализовать идею «порождения роста за счет инвестиций» у нас остается не так много времени.
В 2018-2019 гг. Украина должна будет погасить примерно $10-11 млрд. госдолга, и это не считая внешних долгов частного сектора. Если за 2017-2018 гг. не преломить ситуацию с притоком инвестиций и кредитных ресурсов в страну, то 2019 год для Украины будет очень тяжелым.
Думаю, что успешно провести реформы, достаточные для организации притока инвестиций в нашу страну, в короткие сроки без своих Западных партнеров Украина не сможет. И если быть уж совсем откровенным, наше общество по пути реформ двигается очень медленно, да еще и под вопли проходимцев, которые видят реформы не в создании рыночной среды и конкуренции, а в раздаче налоговых, кредитных и прочих льгот и привилегий.
Поэтому Украине нужно, чтобы при вхождении в период 2018-2019 гг. ее кто-то подстраховывал, смягчая долговые и валютные риски. МВФ, Мировой Банк, ЕБРР, правительство США и ЕС – это вполне достаточный перечень партнеров, если к 2019 году мы подойдем с такими же скромным результатами, как подошли к 2017 году. Можно верить или не верить в способность правительства Гройсмана организовать в Украине инвестиционный бум, но план Б для Украины должен быть всегда, и этим планом Б является поддержка МВФ и других западных партнеров.
Коментарі - 22
Судя по тому, как сейчас муссируется замена налога на прибыль — налогом на выплату дивидендов, то организовать в Украине инвестиционный бум правительству Гройсмана будет проблематично.
План Б тоже под большим сомнением.
Потому что дивиденды меньше либо равны прибыли, обычно меньше.
Сейчас платится с прибыли. То есть в любом случае платить станут меньше и только на дивиденды, т.е. "свободные деньги".
Обоснуйте мысль в двух словах?
То есть, вводя налог на дивиденды — увеличиваютподоходный налог физического лица.
А налог на прибыль удерживается сюридических лиц, причём только коммерческого направления.
Так что никакой это НЕ «гигантский шаг вперед», а ещё большая путаница и перекос в налоговой политике и законодательстве.
Вот здесь http://minfin.com.ua/2017/07/22/28987047/ чётко написано — Национальный совет реформ еще 25 октября 2016 года утвердил решение о введении этого налога вместо действующего налога на прибыль с 1 января 2018.
ВМЕСТО значит, что налог на прибыль — НЕ остаётся.
Где Вы видели, что «налог на дивиденды уже работает»?
Если имеете ввиду налог на «ссудный процент» с дохода от депозита, то это НЕ ЕСТЬ дивиденды, так как дивиденды — это ЧАСТЬ ПРИБЫЛИ,которую получают акционеры- собственники АКЦИЙ,а не депозитов.
С другой стороны,АКЦИИ — естьсобственность, и поэтому "для всех остальных это 5% физ лица платят и 8 или 9 юр лица" также НЕ ЕСТЬ налогна дивиденды,а есть налог на собственность.
Нужно также внимательно пересмотреть все статьи расходов государства.
Немалый фактор инвестиции, но их не будет пока у нас беспредел: в Днепре разбоки на стоянке с трупами, в Одессе и Киеве на постой ограбления среди белого дня, куча краж и т.д; но это фигня для инветора который смотрит на наших чиновников, которые перед началом бизнеса хотят долю в нем или откат немалый. Ситуация с Икеа которая длится годы, и др.крупными бизнесами и недавнее Райанэйр, показывает крупным игрокам что тут опасно. Президент как гарант мог бы за неделю все это решить и разрулить и указании сверху, но не делает, зато занимается фигней типа лишения гражданства Саакашвили, пока показывает что у нас президент выдает законы по своему в зависимости от привязанности к нему.
«В 2018-2019 гг. Украина должна будет погасить примерно $10-11 млрд. госдолга, и это не считая внешних долгов частного сектора. Если за 2017-2018 гг. не преломить ситуацию с притоком инвестиций и кредитных ресурсов в страну, то 2019 год для Украины будет очень тяжелым.» — он будет тяжелым испытанием перед выдорами Президента и Верховную Раду, и поверьте баталии будут немалые. Если сейчас не начать, то в 2019 будет очень тяжело с учетом выборов, паники и т.д. Курс как раз там может взлететь и немало.
Меня только увлекает попытки икеи выйти на наш рынок, она не может потому что не может а не потому что есть преграды.
На счёт райнэйр то тут я согласен с некоторыми на тему что райнэйру предложили особые условия которых никогда не было для наших компаний.
Выше отписавшиеся ТС! Вы рассуждаете каждый сос воей колокольни. Ваши комменты где-то объективны. Но возмутителен общий цинизм с явным намерением задавить. Для этого я и вынес в заголовок своего коммента выделенный текст.
Как-то очень странно звучит фраза «Сочетание этих двух проблем: малого экономического роста и почти хронического торгового дефицита по товарам».
Неудачное сочетание: дефицит и экономический рост. Проблема в том, что дефицит в большинстве случаев вызывает дороговизну. Например, кто-то задорого продаёт один вид товара, на который нет конкуренции. Покупатели возмущаются, но выбора нет. Обидно.
Лечить дефицит девальвацией — это уже, мягко говоря, нездравое предложение. Девальвация — гривна обесценивается (сопровождается подорожанием товаров и снижением покупательной способности).
Дефицит — это сложный вопрос. Это обусловлено нежеланием (слабый спрос, дороговизна доставки) в достаточном количестве поставлять товар или производственная проблема: невыгодно или не из чего товар производить.
А сколько недостроев? А тоже были случаи кидалова.
Ладно, предположим, что всё построили, сдали в эксплуатацию. И тут начинается.
Ремонт сделай сам — для этого нужны средства. Или кредит бери или по чайной ложке сам делай. А это немалая сумма.
Пока не отремонтируешь, мебель не поставишь и на постоянное проживание не въедешь. У родственников кантуйся или снимай жильё. Снимать — платить, дополнительный расход.
Так что с недвигой-первичкой свои заморочки. Я уже не говорю про приём на балланс обслуживающими организациями, подключение ко всем коммуникациям…
Подводных рифов хватает.
И ещё вариант. Не тянет человек своими силами ремонт первички. Хочет перепродать. А его считают покупатели за перекупщика и предпочитают иметь дело с реальным застройщиком напрямую — так якобы спокойнее.