Украинские банки за годы кризиса накопили колоссальный объем недвижимого имущества. Виной тому — массовые невозвраты потребительских и коммерческих кредитов. Часть ипотеки кредиторы уже успели реализовать третьим лицам. Но немало недвижимости все еще «припадает пылью» на балансе банков. Есть ли у них шанс продать залоги в ближайшее время, в своем блоге на НВ написал управляющий партнер международной юридической компании N&D Андрей Довбенко. «Минфин» сократил.
Угрожает ли рынку залоговой недвижимости «золотая лихорадка»
Банкам невыгодно хранить залоговую недвижимость, доставшуюся им после частных и корпоративных дефолтов. Они неохотно идут на реструктуризацию кредитов физических и юридических лиц. Ведь это связывает их живые деньги, увеличивая расходы на залоговое имущество. Банкам бывает легче отказаться от него, чем продолжать содержать. Поэтому в некоторых случаях банкиры готовы продавать ипотечные объекты с дисконтом до 80%.
Кроме того, около 85 украинских банков признаны неплатежеспособными. На их балансе – недвижимость стоимостью в сотни миллионов долларов. Согласно закону, ее должны продать, а полученные средства – перечислить кредиторам.
Рынок готов к активизации продаж крупных активов ипотечного имущества. Прежде всего, речь идет о коммерческой недвижимости компаний-банкротов. Она – наименее ликвидная, самая дорогая в обслуживании и требует значительных инвестиций. Это, в первую очередь, недостроенные многоэтажки, жилые комплексы, коттеджные городки.
Долгое время этот сегмент казался слишком рискованным для иностранных инвесторов, несмотря на определенные попытки сделать его более прозрачным. Отечественные же инвесторы зачастую не готовы к такому уровню инвестиций.
В настоящее время государство сделало ряд важных шагов навстречу пожеланиям международных инвесторов. Реализация ипотечного имущества в процедуре исполнительного производства осуществляется исключительно в электронной форме. Унифицировали процедуру продажи активов неплатежеспособных банков. С 1 января 2017-го их продают только на площадках, подключенных к ProZorro.
Уверен, что выход серьезных иностранных инвесторов на рынок залоговой недвижимости активизирует не только ипотеку в Украине, но и рынок производителей оборудования и строительных материалов, услуг проектных и архитектурных бюро, сервисных организаций. Эти направления в перспективе могут обеспечить рекордные для Украины и Европы темпы роста. А в условиях «золотой лихорадки» больше других выиграет тот, кто инвестирует первым.
Коментарі - 8
Недосторой отстоявший 10 лет — становится кучей бетона.
Не один нормальный инженер не даст Вам гарантии на бетон и арматуру которая разрушалась и ржавела под дождями на протяжении 10-15 лет.
Эти недострои только под снос. Срок жизни железобетонных конструкций 150-250 лет, но только если они защищены от замораживания талых вод.
Сталинские довоенные — срок — 125лет
Сталинские послевоенные срок — 150лет
«Хрущевки» панельные 1955-70 срок — 50 лет
Кирпичные пятиэтажки 1955-70 срок — 100 лет
Панельные и блочные 9-16-ти этажные срок — 100 лет
Современные кирпичные и монолитные 1980-98 — 125-150 лет
Современные панельные 1980-98 — 100-120
Современные блочные 1980-98 — 100 лет
Остальное зависит от самих жильцов.
Любой Порше можно убить за год, и любое строение можно ухайдокать за 5 лет.