Прошлая неделя заставила понервничать банкиров и их клиентов. Валютный рынок пребывал в лихорадке. Если утро 13 марта рынок встречал котировками доллара 26,76/26,80 гривен, то к вечеру этого дня он вырос сразу до 26,90/26,94. Затем — незначительное проседание к уровню 26,87-26,88/26,92 во вторник и среду. И снова рост котировок до 26,96/27,00 к вечеру четверга. В пятницу — опять плавная посадка до отметки 26,88/26,92 гривен к концу дня. Как расценивать эти колебания курса?
Валютный межбанк: тон задают госбанки
Сложный период
На настроения участников валютного рынка в этот период влияли, в основном, внутренние факторы — блокада торговли с временно оккупированными территориями, введение санкций против «дочек» российских госбанков, обострение ситуации в АТО, провал «финансового дня» в Верховной Раде, усиливающиеся слухи о скорой смене главы Нацбанка, продолжение выяснений отношений между различными группами влияния в правительстве и парламенте. К этому «букету» политических факторов добавились выплаты более 3,3 млрд гривен вкладчикам обанкротившегося Платинума.
Из внешних событий на курсе гривны относительно мировых валют опосредованно отразились решения ФРС США о повышении процентной ставки, а также результаты выборов в Нидерландах. Они смогли укрепить позиции евровалюты к уровню выше 1,071 доллара за евро и резко сократили число верящих в достижение скорого паритета по этой паре.
Таким образом, событий и информповодов хватало с головой на несколько валютных ралли, а рост корсчетов банков с 41,2 млрд гривен на утро понедельника до 49,6 млрд в пятницу существенно увеличил возможности спекулянтов. Но в конечном итоге -рынок просто провел коррекцию курса доллара в пределах менее 1% и остановился на уровне 26,88/26,92 гривен.
Межбанк сам находил паритет интересов всех участников рынка: покупателей, продавцов и спекулянтов. Нацбанк мог вздохнуть спокойно — атаки на гривну оказались достаточно слабыми, по сравнению с инфоповодами, которые могли серьезно раскачать рынок.
С другой стороны, выкуп на единственном за прошлую неделю аукционе в среду $25,1 млн по цене отсечения не выше 26,9 гривен и заявке банков на $ 33,4 млн — явно слабый результат для недели бюджетных проплат. В этот период традиционно увеличивается предложение валюты и регулятор пополняет ЗВР. Даже если предположить (хотя участники рынка говорят, что этого не было), что НБУ продолжил применение тактики «тихой» скупки валюты через «запрос лучшего курса» — объемы торгов на межбанке не вселяют устойчивого оптимизма. Четыре дня они находились в пределах от $196,48 млн до $247,68 млн и только в пятницу достигли $291,60 млн за счет фактора дня бюджетных проплат.
Причины загадочного поведения доллара на межбанке
В чем же секрет странного поведения валютного рынка в последнее время? В системе рост ликвидности — а курс почти не вырос. Столько негативных информповодов — а сильных валютных ралли не произошло. Вкладчикам обанкротившегося банка Платинум выплатили более 3,3 млрд гривен за достаточно короткий период — а наличный рынок почти стоит. Кроме того, ставки по депозитам по статистике Нацбанка падают, невзирая на продолжающийся рост цен. При этом вклады населения демонстрируют почти позитивную динамику.
Ответ прост — рост доли госбанков в системе после национализации Привата и ползучая инфляция.
Попробуем объяснить:
Рост ликвидности в системе возник за счет того, что основная часть бюджетных вливаний и операций Госказначейства (как по расчетам с ОВГЗ, так и по обслуживанию госпредприятий) — оседает на корсчетах госбанков и нескольких крупнейших украинских «дочек» европейских банков. Поскольку межбанковский ресурсный рынок почти мертв (лимиты друг на друга имеют считанные финучреждения) — перелив ресурсов между банками не происходит. Даже при большом показателе остатков корсчетов в системе — у «малышей» и «средних» финучреждений наблюдается ресурсный голод. У крупных же банков (это, в основном, госбанки и несколько дочек иностранцев) — значительная невостребованная переликвидность.
Такая диспропорция влияет на все, включая поведение участников валютного рынка и движение самого курса. Он все больше зависит от действий и интересов ограниченного числа игроков. Часть из них — так называемые маркетмейкеры. В эту категорию входят госбанки, 4-6 «дочек» иностранцев и пара-тройка отечественных банков. Ну и, конечно же, сам Нацбанк. Добавьте к этому еще 5-7 активных небольших банков бывшей 4-й группы — вот и весь валютный рынок.
При низких объемах валютных торгов и такой узкой сегментированности рынка, реагировать Нацбанку на колебания на торгах проще. Да и госбанки — почти родные для НБУ финучреждения. Вот и получается, что ситуативная зависимость валютного межбанка от интересов этой группы банков все выше. Но, как все мы помним из учебников экономики — отсутствие или ограничение конкуренции приводит к пагубным последствиям и зависимости рынков от монополистов.Что в конечном итоге, уже и имеем.
Кстати, роль госбанков на валютном рынке сейчас только вырастет. Из-за введения санкций — крупные экспортеры и импортеры будут постепенно уходить из дочек «российских» банков. Скорее всего, именно в госбанки.
Тоже самое происходит и со снижением ставок на рынке — удешевление стоимости вкладов, которой так гордится НБУ — в основном связана с активным снижением ставок именно госбанками. Но монополия рождает низкое качество обслуживания. Именно с этим все мы, как рядовые потребители банковских услуг, все чаще сталкиваемся в обыденной жизни. Достаточно почитать раздел «отзывы о банках» на « Минфине», чтобы понять как снизилось качество обслуживания в банковской системе.
«Минфин» полностью поддерживает необходимость понижения стоимости ресурсов для банков. В теории это должно приводить и к снижению ставок по кредитованию, что крайне необходимо экономике. Но реалии пока таковы, что надежных заемщиков, по которым банкам не надо будет формировать значительные резервы, почти нет. Права кредитора в нашей стране часто весьма условны — вот и нет у банков аппетита к кредитованию. Если и кредитуют, то ставки заоблачные.
Бесконечное снижение ставок по вкладам, с учетом налогообложения процентов по ним и продолжения роста цен на товары и услуги, отобьет у граждан желание накапливать средства. Население начнет сокращать вклады и покупать на них потребительские товары (реалии таковы, что в основном — импортные). А это, в свою очередь, приведет к росту отрицательного платежного баланса и вымыванию валюты из страны. Кто-то, опять-таки, начнет скупать валюту, что будет подталкивать курс вверх .
Так что со снижением ставок по вкладам спешить надо медленно и только с оглядкой на реальный уровень инфляции. Иначе банки постепенно лишатся и так небольших относительно долгосрочных ресурсов населения. А ведь именно вкладчики-физлица сейчас остаются главным инвестором нашей банковской системы.
Что будет влиять на курс на этой неделе
-
Рост остатков на корсчетах банков увеличил возможности спекулятивных раскачек курса. Но частично эта ликвидность уйдет на этой неделе из системы на счета Госказначейства в виде налоговых платежей клиентов. Опасность для курса в этот период могут представлять только единовременные значительные выплаты бюджетных средств Госказначейством на счета крупных предприятий. Например, зачисление больших сумм возврата НДС. Эти средства могут пойти на оплату внешнеэкономических контрактов и увеличить спрос на валюту;
-
Проведение налоговых платежей на этой неделе продолжит стимулировать экспортеров заводить валюту в страну и будет сдерживать импортеров от активной скупки валюты. Это однозначно пойдет на пользу гривне;
-
Надеемся, позитивное решение МВФ по траншу на $1 млрд (заседание должно было пройти сегодня — 20 марта, но его перенесли, якобы на короткое время ) все же будет принято и поддержит валютный рынок как материально, так и психологически. Это должно увеличить размеры ЗВР до уровня свыше $16 млрд;
-
Относительно теплая весна сокращает потребление энергоносителей населением. В сочетании с ростом цен на металлопродукцию и окончанием основных валютных затрат со стороны аграриев для подготовки к посевной, это дает неплохие шансы на снижение спроса на валюту на межбанке. Но в тоже время потребность в ГСМ и топливе сохранится. Это продолжит создавать спрос на валюту со стороны импортеров — поставщиков аграриев;
-
Потеря Украиной части металлургических и угольных мощностей из-за их «национализации» боевиками в Донецкой и Луганской областях снизит поступления валюты в страну и будет негативно сказываться на курсе;
-
Политические баталии, обострение ситуации в АТО, провал Верховной Радой на прошлой неделе «финансовых законопроектов» опосредовано будет влиять на настроения участников валютного рынка и инвесторов. Это явно не на пользу гривне.
Прогноз «Минфина» по курсу доллара на эту неделю
1.Безналичный доллар. Колебания курса доллара в пределах коридора 26,80-27,05 гривен продолжатся. Значительного укрепления национальной валюты «Минфин» не ожидает. Причина все та же — НБУ, даже при пока отложенном позитивном решении МВФ по траншу на $1 млрд, необходимо наращивать золотовалютные резервы. Сейчас это возможно только за счет межбанка. Выкупая ситуативно возникающие излишки доллара, Нацбанк убирает давление на курс и не дает ему снижаться.
В сложившихся реалиях компромиссным для экспортеров и импортеров курсом в этот период может быть коридор 26,80-27,05 гривен при ежедневном объеме операций в пределах $210-270 млн и совершении до 460-570 операций. Ключевыми игроками на межбанке останутся 7-9 крупных операторов и сам НБУ. За счет введения санкций роль крупных валютных игроков с российскими государственными корнями постепенно будет уменьшаться.
В случае ситуативных перекосов — Нацбанк будет выходить на рынок с соответствующими валютными аукционами ( в пределах до $50 млн), и с «запросами лучшего курса».
2.Наличный доллар. Котировки на наличном рынке на этой неделе сильно не изменятся. «Минфин» прогнозирует сохранение достаточно широкого спреда между курсами приема и продажи наличного доллара в пределах до 6-12 копеек при среднем уровне покупки в пределах 26,80-27,00 гривен и продажи — в пределах 27,05-27,20.
Коментарі - 3