Мінфін - Курси валют України

Встановити
8 листопада 2016, 11:00

Украинец под ставку 20-25 % без проблем может обслужить долг в размере до 12-15 тыс. грн

Банки все активнее расширяют предложение для физлиц в сфере кредитования. Какие займы сегодня наиболее популярны и чего можно ожидать от банков в ближайшее время, рассказал Андрей Киселев, Председатель Правления ПАО «Банк Форвард» (Forward Bank)

Как Вы считаете, можно ли уже говорить о восстановлении кредитования физлиц в Украине?

Я бы сказал, что сейчас мы наблюдаем постепенное восстановление потребительского кредитования: целевые кредиты на покупки, кредиты наличными, кредитные операции по банковским картам. Но это происходит очень аккуратно со стороны банков – со сдержанным аппетитом к риску.

Более того, банки, которые и ранее взвешенно подходили к рисковой политике, консервативно оценивали возможности клиента обслуживать займ, на сегодняшний день продолжают показывать прирост кредитного портфеля, продолжают кредитовать. Те, кто пошел по пути агрессивного роста, уже в большинстве случаев находятся на попечении Фонда гарантирования вкладов.

Если говорить о существующих ставках, возможно ли их снижение и когда?

Пока говорить о снижении ставок не приходится по разным причинам – экономическим и политическим. Даже если взять, к примеру, один из многих факторов, влияющих на ставку – учетную ставку НБУ, которая сейчас составляет 14 %. Кстати, в начале года она была на уровне 22 %. Так вот, даже если банки привлекают ресурс под 14 %, то кредитовать меньше чем под 20-25 % они, все равно, не смогут. Пусть даже самых надежных, самых хороших клиентов. Если говорить о сумме, то украинец под такую ставку без проблем может обслужить долг в размере, к примеру, 3-5 тыс. грн, по разным регионам – до 12-15 тыс. Но если клиенту нужны 100–200 тыс., то обслуживать такой долг под 20-25 % годовых довольно сложно. Поэтому, чем выше ставка, тем меньшую сумму долга может беспроблемно обслужить клиент. Соответственно, банки заинтересованы в удешевлении кредитных продуктов. И тем не менее, в ближайшей перспективе ставки останутся на прежнем уровне.

Изменилось ли поведение новых заемщиков за последний год?

Безусловно. Украинцы стали брать кредиты гораздо осмотрительнее и в части сумм, и в части целей. В нашем банке – три направления кредитования населения: целевые кредиты (на покупку техники, ремонт, отдых, учебу и т.д.), кредиты наличными и карточные кредиты. По целевым кредитам средняя сумма составляет 9-10 тыс. грн, наличные берут на 15-20 тыс. грн, а по карточным – 25-30 тыс. грн. По наличному кредитованию мы намерены увеличить средний чек за счет увеличения количества кредитов с максимальной суммой – сегодня у нашего банка это 50 тыс. грн. В ближайших планах нашего банка – повышение этой планки и выдача кредитов до 150 тысяч, например, на ремонт квартиры, приобретение автомобиля (если не хватает суммы, чтобы доложить), так сказать – на «большие» цели.

На что люди наиболее активно одалживают деньги в банке?

Очень аккуратно берут кредиты на цели, связанные с роскошью, удовольствиями. При этом наиболее динамичный сегмент – целевое кредитование покупок товаров, которые выполняют важные бытовые функции: стиральные машины, холодильники, телевизоры, мебель, ПК и ноутбуки; растет также сегмент смартфонов.

Кредиты наличными наиболее популярны для целей, связанных с ремонтом квартир: стройматериалы, мебель и т.д., а также для оплаты различных услуг: отдых, обучение. Только 3-5 % от всего объема – мелкие кредиты до зарплаты.

В сегменте «мелких кредитов» сейчас работает довольно много небанковских финансовых компаний. Они уже стали заметными конкурентами для банков?

В части сash-кредитования небольшими суммами финансовые компании стали довольно заметными участниками рынка, но мы не считаем их своими прямыми конкурентами. Главный вопрос – ставки по таким кредитам: банки выдают под 25-30 %, а кредит в финансовой компании обойдется в 150-200 %. Кроме того, следует учитывать специфику клиентов финансовых компаний. Как правило, этим заемщикам отказали в нескольких банках: несоответствие критериям риска (например, неподтвержденный доход), негативная кредитная история и т.д.

У многих заемщиков в 2014-2015 гг. испортилась кредитная история, но сейчас ситуация нормализуется. Как Вы работаете с такими клиентами?

Около 40 % потенциальных клиентов сегодня имеют негативную историю в кредитных бюро. Если опираться на эти данные, то кредитовать вообще никого нельзя. Мы рассматриваем ситуацию 2014-2015 годов как форс-мажорную: если клиент хорошо обслуживал свой долг до этого, а сегодня может показать стабильный источник дохода, мы с этим клиентом готовы разговаривать и работать. Улучшение платежной дисциплины среди заемщиков позволило нам смягчить некоторые стандарты принятия решений по кредитным заявкам.

Какие Вы видите наиболее перспективные направления и каналы кредитования?

Мы делаем акцент на дальнейшем развитии устойчивой бизнес-модели розничного банка с сильным высокотехнологичным кредитно-карточным бизнесом и независимой дистрибуцией: это кредитные брокеры, интернет-магазины, привлечение клиентов посредством лидогенерации. Кризис заставил многие банки отказаться от точек присутствия в магазинах, их осталось не более тысячи на все работающие банки. Новые технологии позволяют сохранить присутствие банка в торговле посредством дистанционных каналов. Розничный банк, который не научился привлекать, обслуживать и кредитовать клиента дистанционно – в интернете, не может с уверенностью смотреть в будущее.

Что будет стимулировать развитие потребительского кредитования?

Активное кредитование зависит от возвращения денежной массы в банки. Объем депозитов увеличился, но, судя по декларациям наших чиновников, достаточно много денег – до 50 % от всей массы – находится в кэше. Пока денежная масса не вернется в банки, ставки по депозитам будут высокими, а кредиты дорогими. Поэтому банковское кредитование населения в краткосрочной перспективе будет сконцентрировано в сегменте потребительских кредитов: целевые, кредиты наличными и кредитные операции с банковскими картами.

При отсутствии ключевых рисков для финансовой стабильности и сохранении положительных трендов в банковском секторе, 2017 год станет годом возобновления потребительского кредитования.

Коментарі - 19

+
+43
Artur13
Artur13
8 листопада 2016, 11:53
#
Не кисло так — ставка по депо 10-15%, а кредит 20-25%. Еще и жалуется.
+
+65
knaz197
knaz197
8 листопада 2016, 12:08
#
Сами не пробовали кредитовать? хоть под 30%
+
0
Rusin76
Rusin76
9 листопада 2016, 9:41
#
В этом банке ставки по депо выше, не 10-15%
+
0
Artur13
Artur13
11 листопада 2016, 11:39
#
Тут не прав, согласен :).
+
0
Nline
Nline
8 листопада 2016, 13:00
#
Торговые сети бытовой техники и электроники рекламируют 0% на 25 месяцев, вот интересно там реальный 0% или все таки 25-30% годовых?
+
0
AnonimusX
AnonimusX
8 листопада 2016, 13:41
#
Реально 0% под 25 месяцев, тока комиссию за рассмотрение кредитной заявки прийдеться заплатить сразу — эдак процентов 20 от суммы товара
+
0
Nline
Nline
8 листопада 2016, 14:06
#
Кому комиссию платить приходиться? Сети, банку, БКИ?
+
+23
Andrey M
Andrey M
9 листопада 2016, 11:44
#
«тока комиссию за рассмотрение кредитной заявки прийдеться заплатить сразу» — что Вы несете?:) ) ) Уберите пьяного подростка от клавиатуры!:) ) )
Вы хоть раз потреб брали? НИКОГДА И НИГДЕ в ПОс кредитовании не берут комиссию за рассмотрение заявки!!!

Я могу детально обьяснить в чем суть такого кредита — здесь есть несколько составляющих исходя из которых есть смысл в таком кредите:
1. такой кредит это больше номинальное обозначение в виде пиара так как выдается на очень узкую группу товара — главное заманить потребителя в магазин. Таких кредитов не более 5-10% от общего обьема продаж в кредит.
2. возможность получения доходов за счет доп продуктов — СМС сервис, страхование.
3. кросс-продажа кредитной карты что даст возможность банку зарабоать в будущем на этом клиенте.
4. дисконт со стороны торговой организации (магазина) что есть гарантированным доходом для банка.
5. дисконт от производителя (например активно использует Самсунг).

Я сам активно пользуюсь целевыми кредитами на товар и реально при выплате кредита в 3-5 месяцев обхожусь вообще без переплат.:)
+
+20
loxuhka
loxuhka
8 листопада 2016, 14:06
#
Ага.Я летом пыталась взять-дали, Альфа и Идея.Подсчитала переплаченный процент 70-80 годовых получилось.
+
+30
numiz5
numiz5
8 листопада 2016, 14:15
#
Кредиты — технология рабства.
+
+12
Nline
Nline
8 листопада 2016, 14:44
#
Доля правды в этом есть, особенно если кредит Валютный, при этом доход в фантах :)
+
+12
игорь панков
игорь панков
9 листопада 2016, 9:07
#
Кредит, это помошь в увеличении жизненного уровня или загон себя на низшую ступень. Выберай сам, но помни жадность фраера погубит. Раб это тот, кого силой сковали, а кредитный раб это просто *** , который не умеет мыслить и просчитывать риски
+
0
Antil
Antil
11 листопада 2016, 10:38
#
Кредит — это интрумент, как топор, можно дров заготовить, а можно убить кого-нибудь.
Хотя согласен, взять и проесть (или купить технику) обычно убыточно. А вот бизнесу, особенно малому, без него не прожить.
+
0
Midas
Midas
8 листопада 2016, 17:02
#
Очень интересный вопрос, почему банки 7не готовы брать пассивы под 15 и давать под эффективную 30%? На данный момент могу сказать, что ставка по пассивам в основном 15-20% когда эффективная у основных игроков розничного кредитования на уровне 100%. Сейчас наверное розничное кредитование на территории Украины выгоднее торговли оружием.
+
0
Nline
Nline
9 листопада 2016, 14:14
#
Своим постоянным клиентам выдают кредитные карты под 32-36% годовых, а для новых закладывают риск-составляющую и получаем уже совсем другую эффективную ставку.

Тот кто отдает — отдает за себя, и за соседа, которые решил не возвращать кредит.
+
0
игорь панков
игорь панков
9 листопада 2016, 20:47
#
Просто бизнес. Старый более провереный и соответственно риск неотдачи меньше. В чём здесь проблема? А отдаёте вы за себя, согласились взять под 30-1000%, отдали, забыли.
+
+1
Artur13
Artur13
11 листопада 2016, 11:47
#
Часто кроме % по кредиту есть разные страховки, непонятные комиссии, огромные штраф. санкции итд. Банки работают на грани мошенничества — где-то в договоре прописано формально и закручено мелким шрифтом. Тут не так просто реальный % и посчитать, особенно пенсионеру, например.
+
0
игорь панков
игорь панков
11 листопада 2016, 17:48
#
Я не говорю про потребительский кредит, это надо быть полным ***, что бы взять кредит под сматфон или телевизор. Я про кредит в бизнес, никогда без долговых денег не сможешь увеличить в несколько раз свой бизнес ( если только с ворованых). Но можешь всё потерять если не учтёшь все риски
+
0
Artur13
Artur13
12 листопада 2016, 22:03
#
Ну так статья о потребительских. О «плохих» кредитах.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися