Мінфін - Курси валют України

Встановити
1 вересня 2015, 11:29

Заплатим, но потом. Что мы знаем о реструктуризации украинского долга?

Украина наконец-то добилась реструктуризации долга, договорившись с комитетом частных кредиторов о списании 20% своих обязательств. Блестящая победа украинского министерства финансов во главе с Натальей Яресько или феерический провал, граничащий с предательством национальных интересов страны? Облегчение для экономики Украины или долговая кабала для будущих поколений украинцев? 

Заплатим, но потом. Что мы знаем о реструктуризации украинского долга?
Фото: shutterstock.com

Что дала нам реструктуризация в конечном итоге – вопрос, как минимум, дискуссионный. И с приближением октября, а значит и местных выборов, градус этой дискуссии будет только повышаться. Но пока другие спорят, «Минфин» собрал всю известную информацию о ставшей своеобразной притчей во языцех реструктуризации украинского долга. И нюансы в этом вопросе действительно есть.

Краткосрочная «перемога»

Переговоры между украинским правительством и комитетом частных кредиторов во главе с неуступчивым инвестиционным фондом Franklin Templeton длились мучительно долго, компромиссное решение не удавалось найти почти полгода. Первые предметные консультации по реструктуризации украинских долгов начались еще весной. Украинское правительство настаивало на списании 40% от общей суммы долга  - речь шла о реструктуризации 22,6 млрд долларов. Кредиторы с таким предложением категорически не соглашались (они вообще не хотели идти на списание долга), предлагая в свою очередь простить Украине не более 5%.

Этот вопрос для нашей страны был действительно критичным, причем решить его было очень желательно до осени, когда Украина должна осуществить два долговых платежа в 500 млн долларов и 600 млн евро (соответственно в сентябре и октябре). Списание до 3,8 млрд долларов, что соответствует примерно 20% общей суммы долга, в плане бюджетной нагрузки для правительства сейчас весьма кстати. Без этого повышение социальных стандартов, о котором тут же заговорили в Кабмине, было бы невозможным. Не согласись кредиторы пойти на списание украинского долга, мы бы вряд ли услышали от Арсения Яценюка то самое «это тот редкий случай, когда правительство заботится не о повышении политических рейтингов, а о повышении заработных плат, пенсий и социальных стандартов». У правительства просто не было на все это денег. А на носу еще и выборы.

«У нас была очень слабая переговорная позиция. Фактически кроме «пожалейте нас» кредиторам было нечего предложить. Подсобил случай – после обвала западных рынков, похоже, кредиторы действительно сильно испугались и решили не рисковать и взять, что дают. Так что нам просто повезло. Если бы не начались проблемы со стороны Китая, то в случае дефолта на Украину просто подали бы в суд и отсудили все да еще и с процентами» — говорит Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина». 

Поэтому действительно, в краткосрочной перспективе все эти договоренности можно расценивать только с позитивной точки зрения. Дефолта пока не будет, что в экономическом плане означает для страны хоть и короткую, но все же передышку. 

Общий ВВП 

Но так сильно ли пострадали кредиторы, скостив Украине довольно существенную часть долга? Заявления украинских чиновников базировались преимущественно на триумфальной констатации факта списания 20% обязательств. Также уточнялось, что конечная дата погашения обязательств перенесена на 4 года – сроки погашения вместо 2015 – 2023 годов были изменены на 2019 – 2027 годы.

О других условиях, в частности, о так называемом «механизме возобновления стоимости» (Value Recovery Instrument – VRI) в правительстве предпочли сильно не распространяться. И это вполне логично, поскольку этот инструмент предусматривает привязку последующих выплат кредиторам Украины к темпам прироста ВВП страны. Учитывая, что процентная ставка по украинским долговым обязательствам повысилась несущественно (с 7,22% до 7,75% – это усредненные показатели), именно VRI является главной причиной, по которой кредиторы пошли на соглашение с ведомством Натальи Яресько.

Суть этого механизма, несмотря на внешнюю замысловатость, довольно проста: в случае, если ВВП Украины будет расти быстрее, чем на 3% в год, часть от него получат Franklin Templeton и другие кредиторы. Правда, здесь есть еще одно существенное условие: «правило трех процентов» не будет задействовано до тех пор, пока объем украинского ВВП не достигнет 125,4 млрд долларов. По данным Министерства финансов, на конец 2015 года прогнозные объемы экономики Украины составят лишь 84,3 млрд долларов. Вместе с тем, до указанной отметки в 125,4 млрд ВВП страны, по расчетам Международного валютного фонда, доберется только в 2019 году. В Минфине дают более осторожный прогноз, принимая за точку отсчета 2021 год. 

В ближайшие же годы, Украине прогнозируют весьма сдержанные темпы роста ВВП в пределах двух процентов. Разумеется, при этом по-прежнему сохраняются политические и военные риски, но, в случае, если ситуация в стране стабилизируется и экономика начнет восстанавливаться, первые деньги по VRI кредиторы начнут получать уже через 3-5 лет.

При росте Украинского ВВП от 3% до 4% в год, Украина заплатит 0,15% от ВВП, при росте выше 4% — по 40% от каждого процента этого прироста. При этом, в период с 2021 по 2025 годы, общий размер таких платежей не может превышать 1% от ВВП страны.

«Реультаты переговоров положительны. Украина добилась столь необходимой реструктуризации, причем ключевым моментом здесь является отсрочка долга. В принципе, такие бумаги [с механизмом VRI — ред.] являются стандартным инструментом. Поэтому механизм приемлемый. Для Украины очень важно сделать эти инструменты торгуемыми внутри страны. О триумфе не стоит говорить, если вы политики. Это хороший шаг, но в то же время, это и компромисс» — рассказал Сергей Фурса, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital. 

По оценкам Министерства финансов, если основываться на тезисе, что в 2021 году ВВП Украины достигнет 125 млрд долларов, выплаты по VRI составят 0,3% ВВП в 2021-2025 года и 0,6% – в 2026 – 2040 годах.

«Это оптимальный вариант. Нам дают возможность восстановится в это трудное время, но взамен хотят поучаствовать в нашем росте. Думаю, это справедливо. Тем более что с такими темпами реформ 3-4% роста в среднем для нас будет большой удачей» — считает Дмитрий Боярчук.

Временная передышка

Так что, получается, что украинское правительство обменяло личный краткосрочный триумф на выгоду для кредиторов в среднесрочном периоде. Однако другого выбора у Яценюка, Яресько и «компании» фактически не было. В вероятность реального украинского дефолта никто из кредиторов по большому счету и не верил, причем против этого выступал, в том числе, и МВФ. Кроме того, явным блефом выглядело и право Кабмина приостанавливать выплаты по внешним обязательствам, которым в правительстве так ни разу и не воспользовались, исправно осуществляя необходимые платежи. Подпортила позицию Минфина в переговорах с кредиторами и реструктуризация внешних обязательств двух крупнейших госбанков – Ощадбанка и Укрэксимбанка, которые добились только отсрочки по своим выплатам, но не списания части самого долга. 

Но говорить об окончании эпопеи с украинским государственным долгом пока рано. Мы действительно получили передышку, которая нашей стране и нашему правительству сейчас очень пригодится. Ведь впереди новые переговоры и новые угрозы дефолта – уже в конце этого года нам предстоит выплатить 3 млрд долларов по тому самому российскому кредиту времен Януковича. А списывать нам долги Россия пока точно не собирается.

Сергей Шевчук

Коментарі - 45

+
+44
avk1983
avk1983
1 вересня 2015, 11:47
#
Очень оптимистичное предположение, что ВВП вырастет до 125 млрд $ за 4–6 лет. Это ему на 50% вырасти надо. Еще надо учесть, что vri будет действовать в течении 20 лет. По моим подсчетам за это время украина выплатит примерно 25–26млрд. у.е.
+
0
Олексій  Гордій
Олексій Гордій
1 вересня 2015, 20:07
#
Раз одолжили, придется отдавать.
Как иначе?
+
0
vlad9486
vlad9486
1 вересня 2015, 20:12
#
Это ему в долларах на 50% вырасти надо, а не в натуральном выражении. В долларах может и вырастет и больше может. Вон за год все цены в долларах упали в два раза, так же само и вырасти могут, а с ними и ВВП.
+
+5
avk1983
avk1983
2 вересня 2015, 16:32
#
Для того что бы ВВП в дол. вырос на 50% надо чтобы дол. упал у нас на 50% (ВВП считается в грн., а потом переводят в дол.). Такое только в сказке быть может. Очень грубый расчет, но тем не менее: cont.ws/post/115694
+
0
vlad9486
vlad9486
2 вересня 2015, 17:21
#
Да нет же. Смотрите историю. Курс может перестать расти, или немного сократиться, а цены в гривнах вырасти. Обычно так и бывает.
+
0
vlad9486
vlad9486
2 вересня 2015, 23:30
#
Это понятно, но гривна сейчас очень недооценена, более чем во все другие времена. Из-за страха, покупая доллар, человек платит за него 10 грн как за деньги и еще 14 грн как за спокойствие. Так вечно продолжаться не будет, спрос на «спокойствие» упадет, а значит и цена. Я не говорю, что это случиться скоро, просто утверждаю, что ВВП может вырасти до 125 млрд, но в натуральном выражении вырасти не так сильно.
+
+5
avk1983
avk1983
3 вересня 2015, 0:53
#
Ну с курсом я готов поспорить. Видя те дисбалансы в экономике… Хотя, впринципе, сейчас тяжело говорить о каком либо равновесном курсе, сильно много «если».
+
0
vlad9486
vlad9486
3 вересня 2015, 10:20
#
Хех, дисбалансы да?
А может просто на cont.ws так написали? Сомневаюсь, что вы что-то видите. Курс обусловлен страхом, а страх боевыми действиями.
+
0
avk1983
avk1983
3 вересня 2015, 18:35
#
Ну я на фин. рынке работал в 2004г.–2014гг., в т.ч. в качестве трейдера, так что поверьте, я вижу уж точно не меньше вашего. Страх сейчас сдерживается именно административными методами. А если вы уж такой продвинутый в фин. сфере, то равновесным является тот курс, при котором платежный баланс в 0 находится. Если настолько продвинуты, то должны видеть дивергенцию между ростом курса и падением экспорта, в т.ч. в ЕС (учитывая политические факторы), как минимум в этом дисбаланс, дальше даже углубляться не хочу, а то пост сильно длинный пооучится.
+
0
vlad9486
vlad9486
4 вересня 2015, 0:06
#
Не понял, дивергенция? Вы уверенны? Может быть трейдеры не очень заботятся о смысле слов, но для математиков это очень важно. Вы хотите сказать, что объем экспорта снизился вопреки девальвации гривны? Вы же понимаете, что девальвация дает стимул к созданию экспортных предприятий и инвестиций, но для этого также нужен мир и спокойствие, а еще время. А физическое уничтожение производственных мощностей на востоке происходит прямо сейчас.
И еще, я знаю, что «Страх сейчас сдерживается именно административными методами», но это никак не оспаривает мои слова.
И да, я продвинут.
+
0
avk1983
avk1983
4 вересня 2015, 2:23
#
Ну так вы сами себе противоречите. Рынок это борьба жадности и страха, это да. Но как математик вы должны посчитать, что если нынешний курс – всего лишь премия за «страх», то получается при обычном соотношении девальвация/экспорт, экспорт должен расти. А соответственно если упал экспорт не из–за страха, а по объективным причинам (низкий спрос, потеря предприятий, падение цен), то девальвация вполне обоснована. А так вообще экспорт потерянных областей примерно 15–16% от всего экспорта за 2013год, при этом в 2015 экспорт упал на 33%, как мне помнится и это по отношению к 2014 (к 2013 больше), вот вам и дивергенция. Время, конечно же фактор, но и тот экспортный потенциал, который уде есть на данный момент должен был привести к росту экспорта.
+
+5
avk1983
avk1983
2 вересня 2015, 23:29
#
Для этого необходим платежеспособный спрос, коего нету и без роста ВВП его не будет.
+
0
37981208
37981208
1 вересня 2015, 21:04
#
Почему мы должны отдавать долг яныка, если он в россии?! Пусть они с него и сбивают!
+
+46
YesLiBbI
YesLiBbI
1 вересня 2015, 22:11
#
Т.е. через 3 года МВФ должен будет спрашивать деньги лично с Порошенко и Яценюка, когда очередная власть будет валить всё на них?

И, очень удивлён, почему вам в память врезался именно последний абзац статьи, если там написано столько всего интересного! Давайте посчитаем, что если рост ВВП составит 10% (как у Китая в период умеренного роста).

Минимальный лимит 125 млрд, 10% рост — соответственно 12,5млрд. 40% от этой суммы 5 миллиардов. Просто так! Каждый год! Сверх тела долга и сверх процентов по кредиту.

А вы к РФ привязались с януковичем…
+
0
vlad9486
vlad9486
2 вересня 2015, 23:33
#
Не путайте реальный ВВП и номинальный. Те цифры роста Китая показывают именно рост реального ВВП, а в статье о 125 млрд именно в номинальном выражении.
+
+5
Игорь Коляда
Игорь Коляда
1 вересня 2015, 21:54
#
Если принять во внимание факт, что по официальным данным 47% экономики Украины находятся в «тени», а это примерно 40 млрд.дол. от прогнозного ВВП на 2015 год, то станет очевидным, что кредиторы всё-таки «облапошили» наших переговорщиков.
Ведь наше правительство уже не раз заостряло на этом внимание и «сказав „А“ придётся говорить „Б“, то есть если только вывести из „тени“ 47% экономики — можно добиться желаемых 125,4 млрд долларов ВВП.
А теперь все кредиторы будут на этом настаивать, и потекут наши денежки к ним по «механизму возобновления стоимости» уже через год-полтора.
+
0
vlad9486
vlad9486
1 вересня 2015, 22:15
#
Уже не один десяток лет говорят «есть если только вывести из тени». Если бы да кабы. От настаивания кредиторов это дело не решиться. А денежки, конечно же потекут, если списание части долга и отсрочка платежей действительно позволят нашей экономике быстро расти, значит кредиторы эти деньги заработали. Легко говорить «облапошили», выбор был между этим и дефолтом, вы бы сделали выбор получше?
+
+5
Игорь Коляда
Игорь Коляда
1 вересня 2015, 22:31
#
Мы куда стремимся, в Европу?
И если мы хотим туда попасть — то вынуждены будем это решать, потому что европейские стандарты не жалуют теневую экономику.
Я бы выбрал дефолт, это честнее и позволяет начать с «чистого листа».
Вон с Исландией ведь ничего страшного не произошло.
А данном случае как «барахтались», так и будем продолжать.
+
+10
a1983
a1983
1 вересня 2015, 23:12
#
Нет худа без добра. Теперь в росте Украины заинтересованы договорившиеся кредиторы. Соответственно отношение к войне и коррупции станет намного менее терпимым с их стороны. Думаю, в ближайшее время они предпримут какие-то шаги в этих направлениях.
+
0
vlad9486
vlad9486
1 вересня 2015, 23:14
#
«как «барахтались», так и будем продолжать» если так, то и по VRI платить не надо будет. Если же будем расти, так это в том числе и благодаря списанию части долга, почему бы не отблагодарить деньгами?
И еще, теперь инвестиционные фонды будут финансово заинтересованны в нашем росте, это хорошо.
Только вот жаль, что к VRI не прикрутили естественную противоположную сторону (если ВВП падает, то часть этого самого ВВП списывается с суммы долга), но наверное это и так будет реализовано через опять таки реструктуризацию, если очень надо будет.
+
+5
YesLiBbI
YesLiBbI
1 вересня 2015, 23:52
#
Дефолтнуться имхо всё равно придётся. Не в этом году, так в следующем…

Вы отмотайте ленту новостей на данном сайте. Только за это лето набрали займов штук 6-7 наверное.

Или тоже на расформирование долга надеетесь?
+
0
vlad9486
vlad9486
2 вересня 2015, 0:35
#
«Вы отмотайте ленту новостей на данном сайте» Если бы СМИ писали обо всех выплатах долгов также бодро, как о займах, у вас сложилось бы другое впечатление. Вот только впечатление — ни разу не объективно. Числа — другое дело, начните с них.
+
+16
YesLiBbI
YesLiBbI
2 вересня 2015, 10:11
#
Да мы уже все слышали сколько было сказано-пересказано по поводу каких-то 90 миллионов выплат % по российскому долгу в июне.

И слышали о 500 и 600 миллионах выплат в сентябре и октябре. Так что о выплатах иногда пишут. Но вот суммы несопоставимые с займами.
+
0
vlad9486
vlad9486
2 вересня 2015, 13:11
#
Не пишите непроверенной фигни.

www.bank.gov.ua/control/uk/publish/article?showHidden=1&art_id=65613&cat_id=44446

index.minfin.com.ua/index/debt/gov/
+
+14
YesLiBbI
YesLiBbI
3 вересня 2015, 0:30
#
Что не так в моей «непроверенной фигне»?

на 01.01.2015 38792,2
на 01.04.2015 42589,4
на 01.06.2015 43518,6

+13% за 5 месяцев. При этом в этих данных мы ещё и лета не видим.
+
0
vlad9486
vlad9486
3 вересня 2015, 10:23
#
«Но вот суммы несопоставимые с займами.»
Вот непроверенная фигня.
Суммы в 2014 немного превышали займы, а в 2015 немного меньше (благодаря сотрудничеству с МВФ). Украина выплатила многие миллиарды за 2014 год (и неудивительно, инвесторы хотят вывести назад свои деньги с воюющей страны).
+
+5
YesLiBbI
YesLiBbI
3 вересня 2015, 15:03
#
Странно как-то. По вашему Украина всё выплачивает и выплачивает, а внешний долг растёт по миллиарду в месяц (почти 5 млрд за 5 месяцев).

Не находите, что вас где-то на… обманывают?
+
0
vlad9486
vlad9486
3 вересня 2015, 16:05
#
Он растет только в 2015 я же написал. В 2015 незначительно вырос, в 2014 незначительно упал. Валовой долг так вообще падает.
+
+5
avk1983
avk1983
3 вересня 2015, 18:50
#
В 2014 он вырос на 3,3% проверьте сенину методичку.
+
+5
YesLiBbI
YesLiBbI
3 вересня 2015, 22:44
#
А причем тут 2014? Читайте мой первый пост, в котором я четко написал, что за это ЛЕТО было много сообщений о займах и мало сообщений о выплатах.

При этом сами подтверждаете, что в 2015 идёт рост.
+
+5
avk1983
avk1983
3 вересня 2015, 23:46
#
Если Вы мне, то я отвечал vlad9486.Кстати, он пишет, что долг вырос незеначительно в 2015, а реально он вырос только за 1ые 4 мес. на 10%, а это очень значительно ( в 3раза больше чем за весь 2014). Так же человек написав, что украина выплатила «Украина выплатила многие миллиарды за 2014 год», не совсем понимает, что такое валовый долг и государственный долг. Сокращение валового долга, это утечка из экономики, в т.ч. и частного сектора, другими словами вывод денег бизнесом, но никак не погашение долга страной.
+
+5
YesLiBbI
YesLiBbI
4 вересня 2015, 0:02
#
Нет, я ответил vlad9486, который на мою реплику про лето начал уходить всё дальше и дальше в прошлое.
+
0
vlad9486
vlad9486
4 вересня 2015, 0:25
#
Да, при участии МВФ государственный долг возрос, здесь согласен.
«не совсем понимает, что такое валовый долг и государственный долг» А здесь не согласен. Откуда информация? Сами то поди об этих понятиях узнали пару дней назад с Википедии (валовЫй пишется не так).
+
+5
avk1983
avk1983
4 вересня 2015, 2:14
#
Ответить ниже немогу, почемуто. Отвечу здесь. Как я понял, из вики вы черпаете инфу. Валовой (извените опечатался, у меня т9 включен) внешний долг – это совокупный долг всех резидентов государства (в т.ч. и частного бизнеса) перед нерезидентами.
+
0
vlad9486
vlad9486
4 вересня 2015, 10:21
#
«Как я понял, из вики вы черпаете инфу.» Неправильно.
Определение неплохое, только вот никто не спрашивал.
+
0
offshore
offshore
3 вересня 2015, 10:48
#
Единственная гарантия ВОЗМОЖНОГО роста ВВП, хотя это мало вероятно. Уже доказано примерами нескольких, что вступление в еврозону отнюдь не значит экономический рост.
+
+5
Alex Yelenchin
Alex Yelenchin
3 вересня 2015, 15:30
#
Игра в наперстки: за «списание» 3,2 млрд долларов Украина заплатит 8 млрд долларов.

minfin.com.ua/users/WWWUA/
+
0
vlad9486
vlad9486
3 вересня 2015, 16:04
#
А почему не 80? Или может 800? Кто еще здесь в наперстки играет…
+
0
Alex Yelenchin
Alex Yelenchin
3 вересня 2015, 17:22
#
Там все разжевано
+
0
vlad9486
vlad9486
3 вересня 2015, 18:11
#
Проценты нужно платить в любом случае с реструктуризацией, или без. Вы издеваетесь? Автор статьи держит своих читателей за идиотов?
+
+5
avk1983
avk1983
4 вересня 2015, 12:56
#
Да % надо платить, только платить их будут минимум на 4 года дольше.
+
0
vlad9486
vlad9486
4 вересня 2015, 15:43
#
Долги бы не пропали и без реструктуризации, мы бы все равно платили проценты все время, только искали бы где перезанять, а так не будем.
+
0
avk1983
avk1983
5 вересня 2015, 1:17
#
Тоже считаю, что пришлось бы перезанимать. Но вы уверены, что 7,75 к тому моменту адекватная ставка будет?
+
0
vlad9486
vlad9486
5 вересня 2015, 2:03
#
И больше могла бы быть. Под 7,22% давали когда еще не было войны и других рисков, теперь же риск возрос, а с ним и ставки.
+
0
avk1983
avk1983
5 вересня 2015, 10:55
#
Я имею ввиду, актуальна через 4 года. Правительство надеется, например, к тому времени стабилизировать ситуацию и провести реформы, а соответственно иметь ставку на невысоких уровнях.
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися