С госбюджетом происходят необычные вещи. Впервые за последние три года в отчетности Минфина о его выполнении появилось слово «профицит».
Правительство копит деньги
Последнее упоминание о профиците госбюджета в отчетности ведомства датировано периодом январь-февраль 2012 года.
Тогда удалось собрать доходов на 4,8 млрд грн больше запланированных расходов.
Случился еще один факт, уже лет десять как нехарактерный для системы госфинансов.
В последние два месяца остаток средств на едином казначейском счету – ЕКС – нетипично большой. 1 апреля на счету у государства было 26,7 млрд грн. К 1 мая эта цифра уменьшилась до 23,6 млрд грн. Тем не менее, в последний раз больше было только в декабре 2005 года.
Запасливость правительства можно объяснить.
Наличие средств на ЕКС призвано показать всем заинтересованным, что деньги у государства есть и волноваться нечего. Минувшей зимой заявления тогдашнего спикера Александра Турчинова и кандидата в премьер-министры Арсения Яценюка о пустом ЕКС были одной из причин паники на валютном рынке.
Сейчас два десятка миллиардов на счету могут быть успокоительным сигналом.
Еще одна версия – Кабмин копит средства на «черный» день. С учетом долговых проблем государства и войны средства могут понадобиться в любой момент.
Заслуга регионов
Любая попытка разобраться в происходящем с госбюджетом напоминает легкую детективную историю. Все потому, что с начала 2015 года правительство обнародует данные о выполнении бюджета в избирательном порядке. С января госказначейство не публикует информацию о ежемесячном выполнении cметы.
Тем временем статья 28 Бюджетного кодекса обязывает это делать.
Понять, что происходит с бюджетом, можно только по данным Министерства финансов, которое дает цифры «период к периоду». В этом есть определенная уловка. Такой подход позволяет афишировать более красивые показатели, но не дает понимания, как обстоят дела с выполнением плана.
Так, по информации Минфина, сводный бюджет в первом квартале 2015 года выполнен с профицитом 14 млрд грн. Профицит госбюджета составил 4,2 млрд грн. Получается, основная заслуга в наличии профицита принадлежит регионам.
До 2015 года 68% местных бюджетов не выходили на выполнение прогнозных показателей, говорит директор Центра анализа и разработки законодательства Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. Сейчас ситуация изменилась.
Дотационность местных бюджетов, 2014-2015 годы, %
«Введение акциза с розничных продаж и передача части налога на прибыль местным бюджетам заставляет территории действовать, а не ждать помощи из госбюджета. Муниципалитеты заинтересованы в борьбе с контрафактом. За счет реализации «белой» продукции они получают больше средств», – отмечает он.
Поступления от этих налогов зависят от уровня законной бизнес-активности на территории. Правда, на практике картинка не столь радужная.
В неформальных разговорах с журналистами представители бизнеса обращают внимание на произвол со стороны налоговой милиции на уровне регионов, попытки доначислить большие суммы налогов путем шантажа.
Второй фактор профицита в регионах – изменение системы бюджетного выравнивания. Раньше муниципалитеты перечисляли всю сумму, на которую они перевыполняли смету, в госбюджет. Потом, по словам Александра Слобожана, эти средства, часто по политическим мотивам, перераспределялись между регионами.
Сейчас сумма отчислений в госбюджет по налогу на прибыль и НДФЛ привязана к среднему по стране показателю. Если у муниципалитета по этим статьям есть перевыполнение среднего, то 50% он оставляет себе. Вторая половина через госбюджет передается территориям, которые показали худший результат.
«При этом помощь оказывается только на 80% от потребности, чтобы не стимулировать иждивенческие настроения», – объясняет эксперт.
В парламенте уже накопилось много депутатских инициатив, призванных изменить, а то и отменить законодательство о децентрализации. Есть идеи модифицировать или упразднить налог с розничных продаж.
«Если эти изменения не будут приняты, то на уровне местных бюджетов эффект профицита будет наблюдаться и в дальнейшем, а уровень дотационности местных бюджетов продолжит снижаться», – отметил Слобожан.
Правда, у бизнеса другая позиция. С профицитом госбюджета все проще – его обеспечила девальвация. Она же послужила причиной такого нетипичного для госбюджета резкого роста доходов.
Разовый эффект
В распоряжении редакции оказались данные о выполнении бюджета. Согласно им, доходы сводного бюджета в январе-апреле составили 198,3 млрд грн. Это на 58 млрд грн больше, чем в первом квартале. Основной рост наблюдается по импортному НДС – плюс 10,4 млрд грн, НДФЛ – плюс 7,5 млрд грн, ввозной пошлине – плюс 3,5 млрд грн.
Пока явных предпосылок для продолжения такой динамики нет. Во-первых, в любой момент возможен рост расходов на оборону. Во-вторых, темпы наполнения казны определяли девальвация и новое законодательство. В последнее время гривна укрепилась, и влияние девальвации снизится.
«Импортеры, купив авансом продукцию на пике падения гривны, потеряли деньги. При этом розничный товарооборот упал за первый квартал на 23,9%. Цены особо не снижаются. Рассчитывать, что население начнет активно покупать, не стоит», – отмечает исполнительный директор CASE-Украина Дмитрий Боярчук.
По его прогнозам, притока импорта не будет.
Еще одна причина профицита – расходы бюджета не отвечают доходам. По сравнению с ростом доходов на 25%, расходы увеличились на 12,9%, хотя план по расходам предполагает их повышение на 26%. Профицит, по прогнозам Боярчука, будет сокращаться по мере ускорения расходов.
Ставки перетасуют
Бюджет на 2016 год рискует повторить судьбу своего предшественника. Уже сейчас понятно: он будет подготовлен на новой законодательной базе. К осени 2015 года министр финансов Наталья Яресько обещает подготовить новую порцию поправок в Налоговый кодекс.
Баланс сметы-2016 зависит от того, удастся ли Минфину вновь изменить комбинацию действующих налоговых ставок, избежав роста дефицита.
Эти правки затронут администрирование налоговых платежей и ставки ренты при добыче газа для частных компаний. Обсуждается вариант ее снижения на 15%. Минфин рассчитывает, что сниженные ставки позволят увеличить инвестиции и добычу, и такой маневр не приведет к сокращению поступлений в бюджет.
Больше проблем с единым социальным взносом и другими налогами. Как рассказал ЭП один из авторов будущих поправок в НК, зреет идея уменьшения ЕСВ до 20%, а НДФЛ и налога на прибыль – до 15%.
«В первые месяцы недопоступления в бюджета составят 25-30 млрд грн, однако за полгода мы выровняемся за счет детенизации, – говорит собеседник издания из аппарата правительства. Обсуждался вариант установить ставки НДС, налога на прибыль и ЕСВ на уровне 18%. Частичный компенсатор – повышение НДС на поставки лекарств с 7% до 18%».
Есть информация, что идея снижения ЕСВ не импонирует министру социальной политики Павлу Розенко. Для него и для Минфина снижение ЕСВ – это очередная головная боль на тему поиска компенсаторов. Ситуацию усугубляет и то, что в бюджете-2016 уже намечаются определенные разрывы.
В частности, закончится действие импортного сбора, а это 17,6 млрд грн в смете-2015. В 2016 году их нужно будет чем-то заменить.
По информации источников редакции, традиционно проблемными могут оказаться переговоры о сумме перечислений в госбюджет от НБУ. Уже сейчас говорят о том, что объем доходов казны от регулятора в 2016 году сократится.
Галина Калачова
Коментарі - 6
главное, адекватный — мама не горюй.
«Цыплят ПО ОСЕНИ считают» — вот и о профиците или дефиците бюджета можно говорить только по окончанию или началу отчётного периода.
А может это озвучивается для успокоения внешних кредиторов Украины в предверии попытки реструктуризации коммерческого долга в июне, о котором Яресько говорит здесь www.google.com.ua/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CBwQFjAA&url=http%3A%2F%2Finterfax.com.ua%2Fnews%2Feconomic%2F264268.html&ei=LelUVdCJKMStsAGxuoCwBA&usg=AFQjCNFY-IOxMbPHb-U1Eegjj7TJIo6hqQ&sig2=pldWtO7TZWknIPfn9UxQFQ&bvm=bv.93112503,d.bGg&cad=rja