Четырехлетняя программа позволит Украине удержать экономику на плаву и стабилизировать курс гривны. Но за это придется заплатить немалую цену. Условия новой программы обязывают украинское правительство начать немедленную реализацию необходимых реформ.
Что потребует МВФ в обмен на 40 млрд долларов помощи?
МВФ опубликовал детали новой программы расширенного финансирования (Extended Fund Facility — EFF) для Украины. Она включает ряд эффективных изменений по сравнению с предыдущей программой помощи.
Во-первых, как ранее уже обсуждалось, программа обеспечит столь необходимое вливание иностранной валюты на рынок Украины, что даст НБУ возможность успокоить панику на валютном рынке и стабилизировать курс гривны. Во-вторых, большая часть средств от МВФ (почти 10 млрд долларов) поступит в 2015 году, который будет критическим для Украины.
В-третьих, условия новой программы обязывают украинское правительство начать немедленную реализацию необходимых реформ. Учитывая то, как медленно проводились реформы в 2014 году, это условие очень важно. В-четвертых, новая программа от МВФ позволит Украине привлечь больше внешнего финансирования из различных источников, что поможет снизить нагрузку на бюджет.
Разумеется, за любую помощь приходится платить — в рамках соглашения с МВФ украинское правительство пообещало провести фискальную консолидацию. Налоги с дополнительных доходов поднимут на 3% ВВП, а расходы сократят на 4,1% ВВП [см. таблицу ниже — ред.]. Это позволит сократить дефицит бюджета до 7,4% ВВП в 2015 году. Жесткость некоторых мер в рамках фискальной консолидации оправдывается их эффективностью. К примеру, Украина тратила огромные бюджетные средства (1,1% ВВП) на субсидии государственным угольным шахтам. Но даже без субсидий фискальная консолидация составит 6,3% ВВП.
Для сравнения: фискальная консолидация в странах PIGS (Португалии, Италии, Греции, Испании) в 2011-2013 годах планировалась на уровне 5-7% от ВВП. В разгар кризиса в Греции консолидация составляла 8-9% ВВП. Таким образом, уровень консолидации в Украине сравним с уровнем оптимизации доходов и расходов бюджета в странах PIGS двухлетней давности.
Конечно, эти страны многим отличаются от Украины. Страны PIGS не могли девальвировать свою валюту ради стимуляции экономики, поскольку находятся в еврозоне. Зато их банки имели доступ к кредитованию Европейского центрального банка — это смягчило негативные последствия кризиса. Гривна же ощутимо обесценилась, благодаря чему рыночные цены на украинскую продукцию стали конкурентными и стимулируют экспорт. При этом девальвация сильно ударила по стабильности банковской системы – теперь НБУ делает все возможное, чтобы исправить ситуацию и не спровоцировать рост инфляции.
Благодаря совокупному эффекту этих противодействующих факторов может оказаться, что различия не так уж существенны. В таком случае, опыт стран PIGS не обнадеживает: за время кризиса ВВП Греции сократился на 25%.
Согласно прогнозам МВФ, в 2015 году ВВП Украины сократится на 5,5 %, а расти начнет только в 2016 году. Учитывая нынешние обстоятельства, такое сокращение не сильно пугает, но есть риск, что запланированные прогнозы слишком оптимистичны. Для таких подозрений есть две причины.
Во-первых, МВФ недооценил темпы сокращения в 2014 году (рисунок 1) примерно на 2%. Некоторые ошибки в прогнозировании можно объяснить за счет эскалации конфликта в восточной части Украины. Если начнется новая волна конфликта, экономический спад в 2015 году может куда стремительней, чем рассчитывал МВФ.
Во-вторых, ведущие экономисты МВФ Бланшар и Ли (2013) документально подтвердили, что Фонд сделал систематические ошибки в оценке негативных последствий фискальной консолидации в условиях кризиса: Рисунок 2 показывает взаимоотношение между финансовой консолидацией и ошибками МВФ в прогнозировании темпов роста ВВП.
Дополнительный процент финансовой консолидации связан с погрешностью в 0,7% в прогнозировании роста. Если говорить о ситуации в Украине, то запланированная консолидация на уровне 6,3% приведет к 4% падению ВВП в дополнение к прогнозируемым 5,5%. Другими словами, согласно Бланшару и Ли (2013), общее падение ВВП Украины может достичь 10 %.
Ошибки в прогнозировании роста vs прогнозирование фискальной консолидации
Таким образом, программа EFF предусматривает как выгоды для Украины, так и дополнительные издержки. 2015 год будет очень трудным. Тем не менее, принимая во внимание ограниченные ресурсы, у Украины вряд ли была альтернатива: лучшим вариантом было принять условия МВФ. Но теперь нынешнему правительству нужно всерьез заняться борьбой с коррупцией и как можно быстрее реализовать все необходимые реформы – если, конечно, оно хочет пережить 2015 год.
Юрий Городниченко (Калифорнийский университет, Беркли), соучредитель и член редколлегии VoxUkraine
Коментарі - 15
1. Некомпетентность?
2. Злой умысел?
3. Утешают народ, считая его слепым и глупым?
Это они так над нами смеются или издеваются? Заходишь в продуктовый магазин. Цены выросли на 50-100%. Заходишь в магазин товаров для дома — та же история. Продавцы в шоке — нет покупателей, покупатели в шоке — нет денег. В это время правительство рапортует о своих славных реформах. В связи с реформами вспоминается детская сказка о теремке — там медведь тоже реформировал теремок. Так вот, какие 5% снижения ВВП? Он уже снизился на 25-30%. Какая инфляция в 30%, когда УЖЕ она составляет 50-100%. Имеется в виду, что к концу года цены станут ниже 2013 года? Общая картина выглядит так: голова лежит под гильотиной, а правительство предлагает средство от перхоти. Очень актуальное предложение.
Что делать? Главное — не давить производителей хоть каких-то товаров. Если товаров не будет — нечего будет и делить. НБУ — не печатать денег.