Какой может быть география частных иностранных инвестиций в украинскую экономику?
Деньги не в долг
Украинская экономика сегодня, как никогда ранее, остро нуждается в притоке живых денег. Кредиты, которые страна получает или только планирует получать от МВФ и других зарубежных финансовых структур, снижают напряженность. Но в целом проблемы не решают. Безусловно, ключевую роль могли бы сыграть иностранные инвестиции в отечественную экономику. Но на фоне событий в Украине, зарубежный бизнес не спешит вкладывать сюда свои средства. Это подтверждает и статистика Национального банка, согласно которой чистый приток прямых иностранных инвестиций в 2014 году составил всего $ 413 млн. против $4,1 млрд. годом ранее – то есть налицо десятикратное снижение.
На этом фоне в экспертном сообществе набирает популярность мнение о том, что восстановление инвестиционной привлекательности Украины наиболее вероятно за счет мостов, которые могут построить известные отечественные бизнесмены. Чаще всего в их перечне называют людей, с одной стороны, уже имеющих определенный вес в мировом деловом сообществе, с другой – обладающих авторитетом как в крупных индустриальных регионах, так и в стране в целом. «Международные инвесторы проявят интерес к Игорю Коломойскому, так как он контролирует Днепропетровскую область. Однозначно — к Александру Ярославскому, так как он контролирует Харьковскую область, центральную Украину, а также у него есть взаимное доверительное отношение с французскими инвесторами, это не маловажно сейчас. Пинчук, тоже должен заинтересовать, потому что активно работает за рубежом и долго занимается повышением привлекательности Украины в глазах зарубежных инвесторов. Думаю, что к Ринату Ахметову будет не такой активный интерес, так как сейчас у него есть некоторые проблемы в бизнесе», — заявил в недавнем интервью Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий.
Эксперты полагают, что выступая и репутационными гарантами защиты вложений в страну, и партнерами по налаживанию локальных контактов, и консультантами по специфике «правил игры» на украинском рынке, наиболее известные у бизнесмены способны привести зарубежных инвесторов в Украину. Однако мало кто говорит, о каких именно инвесторах идет речь: географический фактор, отраслевой срез, активность бизнеса и пр. А ведь от этого в немалой степени зависит тот фундамент, который нашей стране имеет смысл подготовить к приходу таких предпринимателей: как на регуляторном, так и на других уровнях (например, на информационном). Возможно, частично получить ответ на вопрос о том, кто и с какими инвестиционными предложениями придет к ключевым украинским бизнесменам, поможет анализ их существующих зарубежных связей. И здесь, следует отметить, ситуация достаточно неоднородная.
Например, очевидным является тот факт, что не надо ожидать от Игоря Коломойского привлечения в страну российских инвесторов – уж слишком сложные отношения складываются у днепропетровского губернатора с бизнесом в соседней стране. Его потенциал «популяризатора вложений в отечественную экономику» распространяется на совершенно другие географические горизонты. Являясь президентом Европейского еврейского союза и одним из самых богатых израильтян в мире, Игорь Валерьевич, безусловно, имеет возможность влиять не только на успешных жителей ближневосточного государства, но и на авторитетных евреев во всем мире. В том числе, к его близким контактам относят канадца Алекса Шнайдера (совладелец Midland Group с состоянием около 1 млрд. долларов, сфера интересов — металлургия, энергетика, недвижимость, транспорт) и американца Рональда Лаудера (президент Всемирного еврейского конгресса с состоянием в 2,6 млрд. долларов, широкая сфера интересов). Среди зарубежных предпринимателей, с которыми днепропетровский губернатор тесно связан, немало других представителей еврейского народа, проживающие в Европе, Северной Америке и странах СНГ. Им Коломойский может предложить не только активную помощь в продвижении бизнеса в Украине, но и серьезную гарантию защиты инвестиций. Как минимум, в практически полностью подконтрольных ему Днепропетровской и Одесской областях.
Схожую ситуацию можно наблюдать и на Харьковщине, которая традиционно ассоциируется с именем Александра Ярославского, экс-владельца «Металлиста». Впрочем, быть коммуникатором между украинскими реалиями и иностранными деньгами и влиянием ему не привыкать. Благодаря яркому участию в подготовке Харькова к Евро-2012 и сотрудничеству с одним из столпов мировой экономики, транснациональной финансовой группой BNP Paribas Ярославского прекрасно принимают на Западе. А со странами постсоветского пространства – среди которых в том числе Казахстан и среднеазиатские экс-республики — его связывают деловые отношения, насчитывающие минимум два десятилетия. Кроме того, громкие дела по защите интересов иностранных партнеров (той же BNP Paribas и соакционеров сети ТРЦ «Караван», американских инвестфондов Citi Venture Capital International и Apollo) принесли Ярославскому славу своеобразного добровольного бизнес-омбудсмена. В их числе, к примеру, один из 20 богатейших людей планеты, гендиректор сырьевой корпорации Glencore Айван Глазенберг. По слухам, в кулуарах Давоса Александр Ярославский и Глазенберг в закрытом режиме встречались с руководством Украины. И, наконец, бизнесмен не сбрасывает со счетов азиатский вектор – эксперты констатируют усилившуюся в последнее время активность Ярославского в на турецком и ближневосточном направлении.
Что же касается Виктора Пинчука, то, по мнению специалистов, он располагает наиболее разветвленной сетью международных контактов. Чего только стоят знаменитые украинские ланчи Давосе, гостями которых были не только политики уровня Билла Клинтона и Хавьера Соланы, но и такая глыба, как Джордж Сорос. К тому же, наблюдательный совет регулярно проводимого Пинчуком форума YES возглавляет экс-президент Польши Александр Квасневский, который также может поспособствовать привлечению в Украину европейского капитала. А среди других функционеров YES – влиятельный португальский политик Марио Давид; консультант крупнейшей немецкой нефтегазовой компании Wintershall Holding Александр Рар; один из руководитель крупнейшей мировой рекламно-коммуникационной группы со штабом в Париже Стефан Фукс. И, наконец, в восточном направлении у Пинчука более чем близкие бизнес-отношения, к примеру, с Александром Абрамовым (совладелец группы Евраз с состоянием в 7,5 млрд. долларов, связь через металлургию). А экзотический вектор может быть представлен, например, Нагибом Савирисом (один из богатейших людей Египта с состоянием в 3 млрд. долларов, связь через телекоммуникационный бизнес).
И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов пусть и подрастерявшего былое влияние Рината Ахметова. Рассуждая о географии иностранных партнеров, деньги которых теоретически мог бы привести в страну Ринат Леонидович, большинство аналитиков однозначно кивают головой в сторону нашего восточного недоброго соседа. Если говорить непосредственно о бизнесе, то 3-4 года назад Ринат Ахметов действительно начал наращивать свое присутствие на российском рынке. Так, его компания «Метинвест» (металлургический бизнес) резко нарастила сеть сбыта в РФ и даже приобрела крупный складской комплекс в Белгороде. Принадлежащий бизнесмену энергетический холдинг ДТЭК обзавелся тремя шахтами и обогатительной фабрикой в Ростовской области (кстати, с одной из этих шахт летом 2014 года поставлялся уголь для Луганской ТЭС, когда взрыв железнодорожного моста сделал невозможной доставку топлива с украинских предприятий). Ну а крупнейшие российские банки стали открывать компаниям Ахметова достаточно объемные кредитные линии. Сегодня его бизнес в соседней стране – как, впрочем, и бизнес нынешнего гаранта украинской Конституции — продолжает работать. Однако, неправильным было бы говорить, что все так уж безоблачно. И недавний случай с национализацией пророссийскими властями оккупированного Крыма имущества ахметовского «Укртелекома» являются достаточно ярким тому подтверждением. От этих неприятностей бизнесмена не спасли даже имеющие место, как утверждают некоторые СМИ, связи со спецслужбами РФ и некоторыми влиятельными московскими ОПГ. Впрочем, вероятность привлечения в украинскую экономику инвесторов соседнего государства Ринатом Леонидовичем все же сохраняется. В отличие от западного бизнеса, который вряд ли в ближайшее время будет готов к такому сотрудничеству – по крайней мере, в прямой публичной форме.
***
Смогут ли эти люди, как предсказывают эксперты, поспособствовать росту прямых частных иностранных инвестиций в украинскую экономику? Вопрос, безусловно, риторический, ответ на который во многом будет зависеть от их личного желания и интересов. Но палитра таких вложений может быть весьма широкой – от металлургии до машиностроения, от горнодобывающего комплекса до телекоммуникаций. Сегодня государство должно быть максимально заинтересовано в воплощении открывающихся возможностей в жизнь. И очень хочется верить, что давние бизнес-связи крупных украинских бизнесменов помогут стране пережить нынешнее тяжелейшее время.
Коментарі - 2