Вчера некоторые крупные нефтетрейдеры заявили о проблемах с растаможиванием. Участники рынка уверены, что это неизбежно приведет к повышению цен на АЗС. Но в Миндоходов и ряде топливных компаний отрицают наличие системных проблем с импортом. Не исключено, что эти заявления призваны подготовить рынок к очередному витку подорожания, отмечают эксперты, пишет Коммерсант-Украина в статье "Перетекая границу".
Нефтетрейдеры обещают новое подорожание топлива
Украинская дочерняя компания румынской Rompetrol заявила, что таможенные органы приостановили оформление импортных нефтепродуктов. По данным компании, несколько дней подряд чиновники не дают разрешения на слив зашедшему в порт Херсона танкеру с бензином А-92.
«Учитывая, что компания ожидает в ближайшее время прихода еще нескольких танкеров с дизтопливом и заключила контракты на его поставку с сельхозпроизводителями, проблемы с оформлением могут не только поставить под угрозу работу самой „Ромпетрол“, но и вызвать трудности с проведением с посевной кампании»,— говорится в сообщении.
«Ромпетрол Украина» — не единственный трейдер, у которого возникли проблемы на таможне. Похожая ситуация сложилась в украинской «дочке» Белорусской нефтяной компании.
«Мы уже уведомили головную компанию, и там решили перенаправить объемы в балтийские порты»,— заявил один из менеджеров трейдера.
Сложности на таможне испытывает также группа «Континиум» (сеть WOG), сообщил источник в компании. По его оценкам, они могут повлечь подорожание нефтепродуктов в ближайшее время ориентировочно еще на 15-20 коп. за литр. Напомним, с конца января топливо на АЗС уже подорожало в среднем на 20-30 коп./л (см. график) — таким образом рынок отреагировал на девальвацию гривны. Не повышались цены только у отечественных нефтеперерабатывающих заводов, но их доля слишком мала, чтобы повлиять на рынок.
Власти считают, что оснований для таких драматических заявлений нет. Официально в Министерстве доходов и сборов ситуацию не комментируют. Но источник «Ъ» в министерстве сообщил, что проверки не носят массового характера. Только за вчерашние сутки растаможено почти 7 тыс. т бензина и дизтоплива в пяти регионах, а проблемы имеются лишь у единичных поставщиков.
«Мы останавливаем грузы, только если видим расхождение в объемах или качестве. Например, заявлен бензин А-92, а мы подозреваем, что там А-95. Чтобы взять образец, необходимо отвезти транспортное средство в безопасное место, чтобы вскрыть его, а это доставляет определенные неудобства поставщикам и вызывает их критику»,— отметил собеседник в министерстве.
Проблемы на таможне коснулись далеко не всех импортеров. В пресс-службе Shell Retail Ukraine рассказали, что поставщик нефтепродуктов на АЗС — компания «Альянс Холдинг» — проблем с растаможиванием не испытывает. Директор по коммуникациям компании «Галнафтогаз» (сеть ОККО) Ольга Вельгус заявила «Ъ», что ей ничего не известно о перебоях в импорте и проблемах на таможне. Нет никаких сложностей при таможенном оформлении нефтепродуктов и у «Лукойл-Украина». «Работа ведется в штатном режиме без каких-либо форс-мажоров»,— отметила специалист по маркетингу «Лукойл-Украина» Екатерина Клюгвант-Браим.
Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн отмечает, что у нефтетрейдеров возникают и другие проблемы.
«Общую ситуацию усугубляют новые правила покупки валюты, возникшие после принятия постановления Нацбанка N49, которое приводит к задержкам при расчетах. Многие трейдеры работают на условиях предоплаты и с высокой скоростью оборота средств»,— отметил эксперт.
Эксперты расходятся в своих прогнозах дефицита топлива. На сегодняшний день на рынке имеются запасы топлива, которых хватит на неделю-две, говорит Сергей Куюн. «В феврале потребление топлива небольшое, и поэтому, конечно, если закупки восстановятся, то проблема будет снята. Объективных предпосылок для возникновения дефицита нефтепродуктов нет»,— говорит эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко. Впрочем, эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук не исключает, что нефтетрейдеры своими заявлениями просто пытаются обосновать дальнейший рост цен, который должен прекратиться после стабилизации валютного курса.
Олег Гавриш, Наталья Непряхина
Коментарі - 2