Назначение и увольнение директоров предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления министерств и ведомств, госорганы будут согласовывать с председателями местных госадминистраций — губернаторами и главами районов, руководством Совмина АР Крым, а также Киевской и Севастопольской местных госадминистраций, пишет Капитал.
Кандидатуры директоров госпредприятий будут согласовывать с местными властями
Такие обязанности министров предусмотрены принятым в среду постановлением правительства (копия есть у «Капитала»), разработанного Министерством юстиции.
В пояснении говорится, что такое решение должно усилить ответственность чиновников на местах за осуществление ими исполнительной власти и позволит наладить более тесное сотрудничество руководителей районов с министерскими служащими.
Отбор кандидатов
Постановление также предусматривает порядок назначения топ-менеджеров госпредприятий и глав подведомственных учреждений. Согласно документу, при наличии вакантной должности руководителя предприятия министр или глава ведомства в течение недели принимает решение о проведении конкурса.
Определив победителя, профильный госорган в десятидневный срок должен согласовать кандидатуру с председателем госадминистрации той территории, где зарегистрировано предприятие. Если за две недели чиновник не предоставит согласование или мотивированный ответ, кандидатура будет считаться утвержденной по умолчанию.
Ранее Минэкономразвития предложило ввести обязательную процедуру конкурсов для топ-менеджеров госпредприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности страны.
Всего таких структур насчитали не более 300. В то же время предложение Минюста распространяется на более широкий круг компаний, а также министерских управлений на местах. Правда, новые правила не будут применять при назначении руководителей малых госпредприятий, предприятий ОПК, перечень которых утверждается Кабмином.
Также предусмотрено, что согласовать кандидатуру министр и глава госадминистрации могут и без конкурса. Обе стороны вправе предложить закрыть вакансию своим человеком. При этом, к примеру, глава района должен будет лично проводить собеседование с потенциальным руководителем.
Если же глава министерства не сможет сойтись во мнении с председателем местной госадминистрации относительно соискателя, спор будет вынесен на заседание Кабмина. Если и правительство не одобрит претендента на руководящую должность, министерство будет вынуждено повторно объявить конкурс или предложить альтернативную кандидатуру.
Директор департамента местного самоуправления и административно-территориального устройства Минрегионстроя в 2007‑2010 гг. Юрий Ганущак считает, что такой подход успешно можно использовать в странах, где исполнительная власть, то есть госадминистрации, отделены от местного самоуправления.
В то время как в Украине это равносильные понятия. К тому же, по словам эксперта, эта инициатива увеличивает риск коррупции на местах. «Не может тот, кто назначает, сам и контролировать, иначе это коррупция. Пока не будут проведены реформы территориальной организации власти, любые подобные инициативы ничего не дадут», — убежден собеседник издания. Правда, он признает, что возможность выносить согласование кандидатур директоров на рассмотрение Кабмина может существенно сократить коррупционные риски.
Мнение сторон
На уровне министерств инициатива Минюста вопросов не вызвала. Но ряд замечаний возник в областях. В основном из‑за того, что порядком предложено согласовывать кандидатуры руководства исключительно с председателем госадминистрации, на территории которой зарегистрировано предприятие.
В некоторых из обладминистраций не согласились с такой категоричностью. В частности, замгубернатора Сумской области Александр Цупро предложил: если расположение производственных мощностей компании не совпадает с местом его госрегистрации, согласовывать назначение на должность и увольнение руководителя такого предприятия по фактическому месту работы с председателем соответствующей местной госадминистрации.
Еще одно замечание поступило от губернатора Кировоградской области Андрея Николаенко, который обратил внимание на то, что проект министерства не предусматривает ситуации, когда одна организация или орган могут распространять свои полномочия на несколько административно-территориальных единиц одновременно.
«Необходимо предусмотреть, что назначение руководителя межрегионального учреждения, организации требует согласования с председателем соответствующей районной госадминистрации, а также с председателем областной», — сказано в выводе Кировоградской ОГА. Впрочем, в окончательной редакции документа замечания чиновников не были учтены. Как сказано в пояснении Минюста, «указанные предложения сомнительны с точки зрения их практической реализации».
Коментарі