На переговоры о покупке Правэкс‑Банка менеджеры итальянской финансовой группы Intesa Sanpaolo прорывались через
Как семья Черновецких продала Правэкс-Банк перед самым кризисом
милицейский кордон. Встреча итальянцев с руководством украинского банка была назначена на вечер 20 декабря 2007 года, но по соседству с конференц‑залом столичного дворца «Украина», где проходили переговоры, гремел концерт ко Дню милиции, на который пожаловал президент. Впрочем, громкая музыка не помешала сторонам услышать друг друга. Менее чем через год Intesa Sanpaolo приобрела Правэкс‑Банк у семьи Леонида Черновецкого за $750 млн, оценив его в 6,5 капитала, пишет Forbes.ua.
Черновецкий основал банк в 1992‑м для обслуживания холдинга, в который входили агентство недвижимости, продовольственные и промтоварные магазины. «Первые три года я все время искал «свой» путь в развитии банка, — написал Черновецкий в ответ на запрос Forbes. — И видел его по аналогии с другими своими успешными бизнесами в том, чтобы немедленно заработать побольше денег на какой‑то из операций».
Первые серьезные деньги Правэксу принесла идиотская политика центробанка. «В 1995 или 1996 году, чтобы сбить курс [доллара], НБУ продавал валюту банкам по безналу в два раза дешевле, чем на рынке, — вспоминает Черновецкий. — Мы на протяжении месяца скупали ее и продавали в кассах центрального офиса вдвое дороже, но дешевле, чем в кассах конкурентов». За месяц банк заработал на этом несколько миллионов долларов.
Следующей фишкой стали операции с золотом в слитках, которыми Правэкс занялся в 1998 году. Поставляя в Киев золото из Швейцарии, банк быстро стал ведущим игроком на данном рынке. Но все это, по выражению Черновецкого, были «рывки без перспективы». Со стратегией банка он определился в начале 2000‑х, сделав ставку на розничный бизнес.
Правэкс первым в Украине начал открывать отделения в квартирах на первых этажах. Это позволяло наращивать сеть быстро и дешево. Если в 2000 году у Правэкса было 86 отделений, то в 2005‑м — более 300. На работу набирали вчерашних студентов. «Банк превратился в самое мощное в Украине рекрутинговое агентство, — рассказывает Черновецкий. — Мы доходили рекламой до самого задрипанного городка, до каждой «Зачипиловки». А руководителей отделений, из которых потом вырастали менеджеры высшего звена, я набирал лично».
В середине 2005‑го Правэкс-Банк был 15‑м по величине активов и одним из лидеров ипотечного рынка. Такой бизнес не мог не заинтересовать хлынувших в Украину иностранных инвесторов.
«Акционеры понимали, что выдержать конкуренцию с европейскими банками, которые заходили в Украину со своими финансовыми ресурсами и передовыми технологиями, будет непросто, — поясняет бывший председатель правления Правэкс‑Банка Наталия Зубрицкая. — Поэтому стали подумывать о продаже». Первые предложения о покупке Правэкса поступили от нескольких российских банков, казахского ТуранАлема и чешской PPF Group. Чехи оценили «рекрутинговое агентство» Черновецкого в $110 млн. Тот пропустил это предложение мимо ушей.
Весной 2006 года Черновецкий избрался мэром Киева. Наблюдательный совет банка возглавил его сын Степан, которому было 27. Новый председатель совета решил продавать банк. «Я полностью доверял Степану как состоявшемуся бизнесмену и сосредоточился на мэрии», — рассказывает Черновецкий‑старший. По его словам, Степан убедил его в том, что нельзя упустить момент, когда спрос на украинские банки достиг пика.
В качестве консультантов продавцы выбрали Rothschild и KBС Securities. В декабре 2006‑го контракты с ними были подписаны и началась предпродажная подготовка. Процесс длился около года и обошелся почти в $20 млн с учетом комиссионных посредников. Банк провел комплексный аудит и составил стратегию развития, соответствующую ожиданиям покупателей. К октябрю 2007 года консультанты подготовили инвестиционный меморандум и разослали его более чем 10 банковским группам.
К тому времени почти все интересующиеся Украиной «тяжеловесы» уже нашли объекты для поглощения. Французские BNP Paribas и Credit Agricole купили доли в УкрСиббанке и Индэкс-Банке, а итальянская Banca Intesa в феврале 2006 года договорилась с Виктором Пинчуком о покупке 88% Укрсоцбанка за $1,16 млрд.
Но пока Правэкс готовился к продаже, расклады изменились. В апреле 2007‑го стало известно, что сделка Banca Intesa, объединившейся в августе 2006-го с группой Sanpaolo, сорвалась. Intesa Sanpaolo одной из первых откликнулась на инвестиционный меморандум, разосланный Rothschild. Интерес проявили также National Bank of Greece (NBG) и уже владевшая несколькими банками в Украине группа Credit Agricole.
Итальянцы предложили встретиться как можно скорее. Ближайшей удобной для всех датой было 20 декабря — как выяснилось уже потом, она совпала с празднованием Дня милиции. «Большинство банкетных и конференц‑залов были заняты, — вспоминает Зубрицкая. — Успели арендовать только небольшой зал в «Украине».
Делегацию Intesa возглавлял один из руководителей подразделения международных дочерних банков Адриано Ариетти. Сторону Правэкса представляли Степан Черновецкий, Зубрицкая и несколько ее замов. Меры безопасности и атмосфера праздника во дворце «Украина» произвели на итальянцев неизгладимое впечатление. Они покинули «Украину» с непреклонным намерением заключить сделку, говорит Зубрицкая. Черновецкий‑младший вскоре после этой встречи заявил, что оценивает банк в $0,7-1,2 млрд.
Для двух основных претендентов, Intesa Sanpaolo и NBG, Правэкс создал электронную data room — защищенный сайт с ограниченными правами доступа, на котором можно ознакомиться со всеми интересующими документами. По итогам due diligence и переговоров итальянцы сделали предложение, от которого семья Черновецких не смогла отказаться. Для двух основных претендентов, Intesa Sanpaolo и NBG, Правэкс создал электронную data room — защищенный сайт с ограниченными правами доступа, на котором можно ознакомиться со всеми интересующими документами.
Изначально обсуждались два варианта цены: $800 млн при покупке банка вместе с сетью отделений на первых этажах, большинство которых были переведены на баланс отдельной компании, и $750 млн при покупке банка без недвижимости. Итальянцы предпочли не покупать недвижимость, а арендовать ее у фирмы Черновецких.
Соглашение о продаже было подписано в начале февраля 2008 года. Правэкс тогда насчитывал 565 отделений. Политические оппоненты обвиняли Черновецкого в том, что большинство помещений не были переведены из жилого фонда в нежилой. Сделке это не помешало. Юрист Черновецкий считает, что не должен был согласовывать с чиновниками открытие отделений в квартирах. «Если приходилось судиться с жуликами в разных администрациях, ссылался на Конституцию Украины, в которой право собственности предполагает возможность делать с ней, что захочу», — написал он Forbes.
Буквально за несколько месяцев до кризиса итальянцы перечислили семье Черновецких последний транш. Жалеют ли они о решении купить банк в Украине? Представитель Intesa Sanpaolo и уволившийся из группы Ариетти отказались отвечать на вопросы Forbes. К началу 2013-го непокрытый убыток Правэкс-Банка превысил 700 млн гривен, сеть сократилась почти вдвое, а уровень просрочки по кредитам банк оценивает в 26%.
Результаты не так плачевны, как у некоторых финансовых групп, уже покинувших Украину, но и хвастаться нечем. «Банк был заточен на ритейл, но оценка рисков и контроль качества кредитов не были на высоком уровне, — полагает бывший председатель правления банка Форум Ярослав Колесник. — По‑видимому, итальянцы рассчитывали это быстро исправить, но не учли реалий украинской экономики».
Андрей Жуматий
Коментарі - 1