Где отыскать деньги, дельные советы, проверенные торговые марки, какие ошибки могут быть полезными. Мы выбрали 10 самых перспективных и поучительных стартапов, основанных украинскими студентами. В поисках таких компаний мы общались с деканами, руководителями профкомов и студентами крупнейших вузов Украины. Совмещать учебу и бизнес непросто, тем более что такая практика не поощряется, пишет Forbes.ua.
В окончательный список вошли три компании, созданные студентами Киево-Могилянской академии, две — студентами Киевского национального университета имени Шевченко и две — Киевского политеха, по одной компании мы нашли в университете «Украина», Харьковском национальном университете радиоэлектроники и Компьютерной академии «ШАГ».
10 бизнесов, созданных в украинских вузах
Цена советов (студенты‑международники создали новый рекламный канал, который точно определяет цену привлеченного клиента)
Сервис скидок по рекомендациям Advice Wallet (Стас Матвиенко, 21 год) 5‑й курс факультета международного бизнеса КИМО, специальность «международный маркетинг»
Анна Полищук, 22 года
5‑й курс факультета международного бизнеса КИМО, специальность «международный маркетинг»
Завершая интервью со студентами КИМО Стасом Матвиенко и Анной Полищук, журналист Forbes услышал: «За кофе платим мы: мы же миллионеры». Сказано это было в шутку. Хотя… В январе 2013 года киевский предприниматель Павел Мельник купил 1% компании Advice Wallet, которую создали Матвиенко и Полищук, за $25 000, оценив весь бизнес в $2,5 млн. «У компании уже сейчас большой потенциал роста, — объясняет Мельник. — Я смогу хорошо заработать даже на дивидендах».
Сервис устроен так: потребители рекомендуют друг другу товары и услуги. Новый клиент получает скидку, тот, кто убедил его прийти, — комиссионные.
Идея родилась у Матвиенко два года назад, когда он готовился к семинару по сетевому маркетингу. «Я посмотрел, как устроена система продаж Amway и Zepter, чьи агенты советуют всем соседям и знакомым покупать товары своей компании, — вспоминает Матвиенко. — И подумал, что хорошо было бы ничего не продавать, а просто получать деньги за рекомендации».
Система заработала в 2011‑м. Пользователи регистрировали свой номер телефона на сайте Advice World, тот, кто приходил по рекомендации в участвующее в программе заведение, называл продавцу номер и получал скидку. Советчику доставалось вознаграждение, а Матвиенко — 5% от суммы заказа. Через три месяца после запуска у Матвиенко было 250 клиентов в пяти городах — в основном клубы и рестораны. За первый год работы по рекомендации через Advice World было куплено товаров и услуг на сумму $100 000. Матвиенко заработал $5000.
Летом прошлого года Матвиенко позвал в партнеры однокурсницу Анну Полищук и обратился в бизнес‑инкубатор Happy Farm. Там компанию переименовали в Advice Wallet и усовершенствовали идею: теперь рекомендации передаются через социальные сети и QR‑коды. На май запланировано обновление системы Advice Wallet. Цель — покорить американский рынок. Основатели хотят привлечь $0,5-1 млн инвестиций за 5% бизнеса. Не завышены ли требования? «Instagram, который не приносит прибыли, за миллиард ведь купили», — пожимает плечами Матвиенко.
Обхитрить Google
Еще в школе Евгений Козлов научился выводить сайты в верхние позиции поисковой выдачи Google. Институт ему уже не понадобился
Евгений Козлов, 23 года Бросил Национальный технический университет «Киевский политехнический институт» на 1‑м курсе Сергей Горошко
Софтверная компания SEO‑Studio
В списке основателей студенческих компаний Козлов единственный, кто не стал оканчивать институт. В 2008 году он предпочел собственный бизнес Киевскому политеху. Пока его ровесники учились, он не тратил зря время. Сегодня Козлову и его партнеру Виталию Цуду принадлежит одна из крупнейших в стране компаний, предоставляющих услуги по продвижению сайтов и интернет‑маркетингу, — SEO‑Studio. 90 сотрудников, более 700 клиентов. Финансовые показатели Козлов не раскрывает. «Мы в тройке-пятерке лидеров, — говорит он. — У нас несколько клиентов с ежемесячным бюджетом более $50 000». «В пятерку они точно входят», — уверяет владелец компании Promodo Александр Колб, один из главных конкурентов Козлова.
Уроженец городка Острог (Ровенская область), Козлов еще в 7‑м классе заболел программированием и интернетом. У родителей не было денег на полноценный доступ в сеть, и Козлов взломал компьютер преподавателя информатики, чтобы добыть логин и пароль подключения к интернету. «В 10‑м классе я заработал первые $300. У родителей был шок, — вспоминает предприниматель. — Сказали: «Ладно, можешь сидеть по ночам за компьютером». Когда Козлов в 2007 году приехал поступать в Киевский политех, он уже досконально разобрался в алгоритме выдачи Google и у него имелся с десяток клиентов, которым он помогал продвигать сайты.
Одним из заказчиков был интернет‑магазин «МобиТрейд», владелец которого Виталий Цуд увидел в сотрудничестве с Козловым возможность создать новый бизнес. «Продвижением сайтов тогда мало кто занимался, но было понятно, что у этого направления огромный потенциал, — рассказывает Цуд. — А у Жени совершенно феноменальная интуиция». В новой компании Козлов стал равноправным партнером Цуда.
Первые несколько лет доходы росли на 300% ежегодно. «Помогало то, что я вывел наш сайт в лидеры выдачи в Google, а Виталик (Цуд. — Forbes) первым на рынке упаковал услугу SEO‑оптимизации в понятный клиентам продукт с гарантированным результатом», — говорит Козлов. «Они хорошо понимают бизнес клиентов, — отмечает гендиректор интернет‑магазина FotoMag Александр Лозицкий. — К тому же они самые инновационные».
Носители культуры
Как создать модную площадку из заброшенного Дома культуры трамвайщиков
Марк Петренко Сергей Горошко
Арт‑пространство «Мын»
Игорь Пынзарь, 23 года
5‑й курс факультета психологии университета «Украина»
Марк Петренко, 24 года
5‑й курс факультета психологии университета «Украина»
Ян Лебедь, 20 лет
4‑й курс Санкт‑Петербургского университетакино и телевидения
Среди безликой застройки киевской Лукьяновки выделяется красно‑белое здание, возведенное в конце XIX века. До революции это был Дом общества трезвости, после — Дом культуры Киевского трамвайно‑троллейбусного управления. В ноябре 2012-го здесь открылось арт‑пространство «Мын», созданное студентами Игорем Пынзарем и Марком Петренко вместе с пятью партнерами. За четыре месяца после начала работы в здании прошло около 50 мероприятий — выставок, показов мод и концертов. Студенты не раскрывают результатов деятельности. По подсчетам Forbes, максимальный месячный доход площадки может достигать 80 000 гривен.
Поначалу в здании было вовсе не празднично. «В некоторых помещениях отсутствовало электричество, вода, — рассказывает один из участников проекта, 20‑летний Ян Лебедь. — На втором этаже ночевали бомжи, валялись кучи мусора и использованные шприцы».
Ремонт занял два с половиной месяца. Лебедь потратил на него $3000 личных сбережений, а все партнеры вместе взятые — около $20 000. Новую площадку рекламировали через социальные сети, и уже на третий месяц работы доходы от проведения концертов или модных дефиле покрыли первоначальные вложения. На одно из недавних выступлений молодежных групп Mujuice, Pavel Dovgal, Koloah пришло около 800 человек.
В чем преимущество «Мына» по сравнению с другими площадками? Скромные цены и необычное место. Аренда малого зала обойдется в 4000 гривен, большого — в 6000 гривен. Концертные площадки такой же вместимости стоят в Киеве раза в три дороже. Места для небольших концертов можно пересчитать по пальцам одной руки. «Когда принимаешь решение организовать показ не на традиционной площадке Ukrainian Fashion Week, важно отыскать локацию, где проводят подобные мероприятия в Киеве, — говорит дизайнер Ирина Каравай. — Эти помещения — находка для кураторов и промоутеров. Здесь легко представить показ, концерт, вечеринку, перформанс, выставку, кино». В ноябре 2012‑го Каравай провела в «Мыне» показ своей весенне‑летней коллекции.
Сам себе инвестор
Чтобы финансировать стартап с неясными перспективами, Иван Голяков затеял еще один бизнес
Иван Голяков Сергей Горошко
Студия дизайна Celebrum и геолокационный сервис Kolomene
Иван Голяков, 21 год
5‑й курс факультета электронных аппаратов Харьковского национального университета радиоэлектроники
В начале 2012 года Иван Голяков написал мобильное приложение, которое позволяет пользователям обновлять свое местоположение и узнавать, где в это время находятся их друзья. На глобальном рынке к тому времени работало несколько известных геолокационных сервисов — All4geo, AlterGeo, FourSquare, Loopt. Опции геолокации имеются и в социальных сетях Facebook, Google, Twitter. На что рассчитывал студент?
«Хотел создать собственную систему лояльности — за каждый «засвет» в заведении пользователь мог получать товар или бесплатно, или с большой скидкой, — поясняет Голяков. — Заведение, в свою очередь, должно было платить роялти за продвижение».
Сегодня у сервиса около 2000 пользователей, база заведений заполнена по пяти городам, наладить сотрудничество получилось только с двумя десятками кафе и баров. «У геолокационных сервисов несколько сдерживающих факторов, — отмечает основатель софтверной компании Kodisoft Дмитрий Костик. — Это консервативное отношение самих компаний и привычка доверять более раскрученным проектам: многие заведения дают скидки за чекин в Facebook».
Чтобы поддерживать проект, Голяков организовал собственную студию веб‑дизайна. Под его руководством работают девять человек, которые делают от пяти до семи сайтов в месяц. Выручка веб‑студии — около 100 000 гривен в месяц. «Мы долго искали разработчика, ничего подходящего найти не могли, — говорит PR‑менеджер харьковского IT‑парка Voomy Полина Борисенко. — Ребята взялись за дело и создали хороший сайт за небольшие деньги». «У компании интересные дизайнерские решения, — считает директор харьковской веб‑студии Art Lemon Максим Самко. — Единственный минус — не всегда правильный подход к поисковой оптимизации».
Отказываться от Kolomene Голяков не собирается. «Популярность геолокационных сервисов растет, мы хотим, чтобы наш стал самым крупным в Украине», — заявляет он. Студент совершенствует приложение, позволяющее получать подарки, и заканчивает работу над новым дизайном Kolomene.
От софта к железу
Николай Котюк застраховал свое дело, позвав в партнеры донецкого бизнесмена
Николай Котюк Сергей Горошко
Компания «Системные мобильные технологии», производство компьютеров и комплектующих
Николай Котюк, 22 года
Вольный слушатель факультета программирования Национального университета «Киево‑Могилянская академия»
Полтора года назад FОrbes писал о компании студентов Киево‑Могилянской академии.
Николай Котюк вместе с однокурсником Игорем Решетневым и выпускницей НаУКМА Кристиной Потапчук создали «М‑Платформу», которая разработала собственную операционную систему и с десяток мобильных приложений.
На встречу с Forbes в марте 2013 года Котюк привел владельца страховой компании «АСКА» Александра Сосиса. «Это наш инвестор», — объяснил пятикурсник. Год назад инвестиционный фонд бизнесмена вложил деньги в проект Котюка. «Мне понравились идеи Николая, — объясняет Сосис. — Он смог меня очаровать». Партнеры не называют объем вложений. По сведениям Forbes, речь идет о сумме около $1 млн.
Что изменилось в компании с приходом инвестора? Помимо «М‑Платформы» у Котюка появилась компания «Системные мобильные технологии» (CМТ). Сегодня в ней работает 19 человек, 13 из них студенты.
Кроме мобильных приложений команда Котюка теперь специализируется на сборке персональных компьютеров и серверов на харьковском заводе «Компас» и столичном «Электронмаше». СМТ ориентируется на низкий ценовой сегмент. Котюк говорит, что клиенты его компании — это малый и средний бизнес, который очень внимательно считает деньги. «Аналог компьютера Mac mini у нас стоит около 2500 гривен», — уверяет Котюк. Суммарная выручка СМТ и «М‑Платформы» в 2012 году составила около $5 млн
Главной фишкой своего железа Котюк считает дизайн: компьютеры производства СМТ напоминают первые советские ЭВМ. «Apple в свое время разделила рынок на две части — фанатов и врагов. Мы добиваемся того же, — объясняет Котюк. — Мы ориентируемся на постсоветское пространство, а тут может сработать принцип «ребята, наши танки».
Одним из первых покупателей продукции СМТ стал управляющий партнер инвесткомпании Elliott Asset Management Михаил Умников. «Из плюсов — компактный размер и невысокая цена, — отмечает он. — Как при эксплуатации любой техники, иногда возникают вопросы и проблемы, но ребята быстро устраняют неполадки».
На сайтах отзывов о работодателях бывшие сотрудники жалуются на Котюка: он, мол, не расплачивается полностью со своими работниками и предъявляет к ним завышенные требования. «Что‑то пишут конкуренты, что‑то — бывшие одногруппники и сотрудники компании, — отвечает Котюк. — Работать в СМТ нелегко: правила отбора у нас действительно жесточайшие и есть испытательный срок».
Смешные деньги
Новая фабрика смеха вовсю использует новые технологии
Слева направо: Дмитрий Шмурак, Роман Грищук и Григорий Шевченко Сергей Горошко
Комик‑труппа «Мамахохотала»
Роман Грищук, 25 лет
Аспирантура медико‑инженерного факультета Национального технического университета «Киевский политехнический институт»
Восемь студентов КПИ, несколько лет игравшие в одной команде КВН, в марте 2012 года создали комик‑труппу «Мамахохотала». Одиннадцать месяцев спустя ребята дали во дворце культуры альма‑матер второй сольный концерт, собрав полный зал — 1600 человек. Выручка — 54 000 гривен. «Мы в минусе где‑то на 6000 гривен», — говорит руководитель проекта Роман Грищук. По его словам, труппа сознательно идет на убытки, чтобы расширить свою аудиторию. Съемки выступления «Мамахохотала» оплатил молодежный телеканал НЛО, который ищет новый развлекательный контент. Если руководство канала даст добро, «Мамахохотала» получит собственную программу на НЛО.
Один из способов продвижения юмора — свой канал на YouTube, у которого насчитывается свыше 17 000 подписчиков. Двухминутный комедийный ролик «Это так похоже на студента» с апреля прошлого года посмотрели более 3 млн пользователей. «У них креативные сюжеты, поэтому так много просмотров, — говорит основатель компании «Агентство интернет прав» Сергей Белоусов. — Три миллиона — это сопоставимо с показателями популярных телепрограмм, созданных далеко не студенческими компаниями».
Еще один удачный проект — вирусный ролик «Вся правда о Януковиче» по заказу интернет‑магазина «Микронаушники». За два месяца его просмотрело почти 300 000 человек. «У нас увеличилась посещаемость сайта, узнаваемость бренда, многие клиенты были приятно удивлены тем, что мы себя рекламируем таким остроумным способом», — доволен управляющий партнер «Микронаушников» Павел Липисивицкий.
В команде есть жесткое правило: пятую часть любого коллективного заработка ребята откладывают в «фонд развития». За счет него покупают новые камеры, оплачивают рекламу или хостинг сайта.
Цель Грищука — создать фабрику развлечений по примеру «Студии Квартал‑95». Статью в прошлогоднем Forbes о Владимире Зеленском он не читал, а «изучал», говорит Грищук. В декабре команда выступила на 20 корпоративах, зарабатывая от $800 до $2000 за одно мероприятие.
Компании и рынки
Конкуренция между двумя командами закончилась первой в истории Могилянки сделкой по слиянию
Слева направо: Орест Франчук, Александр Бен ца, Никита Батозский
Интернет‑магазин по продаже товаров с символикой Киево‑Могилянской академии
Никита Батозский, 18 лет2‑й курс факультета экономических наук Национального университета «Киево‑Могилянская академия»
Орест Франчук, 19 лет
2‑й курс факультета юридических наук Национального университета «Киево‑Могилянская академия»
Полтора года назад двум первокурсникам Киево‑Могилянской академии пришла в голову одна и та же идея — наладить продажу одежды и сувениров с символикой альма‑матер. Никита Батозский учится на экономиста, а Орест Франчук — на юриста. Друг с другом они знакомы не были. Батозский обратил внимание на торговлю университетской символикой во время поездки в Англию, а Франчук — в Америку. Так в Могилянке появились две конкурирующие фирмы.
Батозский вместе с однокурсником Александром Бенцой решил торговать через группу «ВКонтакте». Франчук открыл полноценный интернет‑магазин. Оба сделали акцент на толстовках (худи)и футболках.
Батозский предварительно изучил, как устроены подобные группы «ВКонтакте», организованные студентами российских университетов, и выяснил, какие размеры заказывают чаще всего. Затем приобрел у оптового поставщика первую партию худи на 3000 гривен. Сначала одежду у него покупали сокурсники, потом подключились студенты других факультетов. Небольшую партию корпоративных футболок заказала сама Киево‑Могилянская академия.
В первый год Батозский продал 150 худи. «Для рынка в 3000 студентов это неплохой результат», — считает он. Его конкурент Франчук реализовал примерно столько же.
Для продвижения своей продукции Батозский и Франчук стали ходить в фирменных толстовках на лекции и студенческие мероприятия. Франчук организовывал для студентов экскурсии в Нацбанк и встречи с известными людьми под эгидой своего магазина. Чтобы записаться на мероприятие, нужно было зайти на сайт интернет‑магазина.
А недавно конкуренты объединились. «Мы прикинули, что вместе сможем получить большие скидки от поставщиков и, даже поделив прибыль, ничего не потеряем», — рассуждает Батозский. По словам компаньонов, в месяц они зарабатывают дополнительную стипендию — около $100, а в хороший месяц — до трех стипендий. В дальнейшем они хотят открыть полноценный магазин на территории Могилянки. Делом всей жизни торговля одеждой для них точно не станет. «В любом случае, это полезный опыт», — уверен Батозский.
Рабочий стол в кармане
Облачный сервис, созданный киевскими студентами для личного пользования, оказался очень перспективным стартапомАлена Демочко, Роман Дунин Сергей Горошко
Облачный сервис BeOnDesk
Алена Демочко, 22 года
5‑й курс учетно‑экономического факультета Киевского национального экономического университета имени Вадима Гетьмана
Роман Дунин, 24 года
5‑й курс факультета компьютерных наук Национального авиационного университета
У Алены Демочко и Романа Дунина солидные конкуренты — Microsoft и Google. Это не шутка. Демочко придумала, а Дунин разработал облачный сервис, предоставляющий пользователям доступ к их документам и приложениям с любого девайса, имеющего доступ в интернет. Похожие функции у Google Drive и майкрософтовского Office 365. «Наше конкурентное преимущество в том, что BeOnDesk позволяет открывать сразу несколько программ в одном окне», — говорит Демочко.
Первоначально студенты делали сервис для себя. «У меня много устройств, функционирующих на разных платформах. Для работы с нужными документами мне приходилось устанавливать все программы на каждое из устройств, — вспоминает Демочко. — Это дорого и неудобно. Появилась идея создать универсальный рабочий стол в облаке, где все нужные программы были бы установлены заранее».
Наличие среди конкурентов BeOnDesk глобальных гигантов не испугало бизнес‑инкубатор Happy Farm. В прошлом году он выделил проекту $70 000. Консультантами Демочко и Дунина стали основатели одного из крупнейших американских бизнес‑инкубаторов 500 Startups Стив Бланк и Дейв Макклюр. «За время стажировки мы сделали виртуальные рабочие столы для Стэнфордского университета и аэропорта Сан‑Франциско, — рассказывает Демочко. — Сразу появились зарегистрировавшиеся пользователи, посыпались отзывы‑пожелания».
Пока у BeOnDesk 250 пользователей, тестирующих продукт. Коммерческий старт проекта намечен на начало 2014 года. Зарабатывать студенты планируют на комиссии, которую будут взимать с разработчиков платных приложений для BeOnDesk. Они также хотят продавать виртуальные рабочие столы отелям и аэропортам.
Впрочем, у компаньонов есть шанс заработать на проекте еще до того, как у них появятся десятки тысяч пользователей: продать его конкурентам. «У нас были встречи с представителями Google и Microsoft — им такой проект интересен», — уверяет Демочко. Директор по корпоративным коммуникациям «Microsoft Украина» Татьяна Плешивцева дипломатично замечает, что студенты попали в тренд, набирающий популярность во всем мире.
Продавец зрелищ Товар, на который не обращают внимания крупные компании, может стать стартовой площадкой для начинающих
Глеб Ходоровский Сергей Горошко
Дистрибьютор телеканалов MediaCast
Глеб Ходоровский, 21 год
4‑й курс факультета экономических наук Национального университета «Киево‑Могилянская академия»
На продаже телевизионного контента зарабатывает несколько десятков украинских компаний. Студент Могилянки Глеб Ходоровский и его друг Николай Писковой из Киевского политеха нашли свободное место на конкурентном рынке. Они убедили несколько российских нишевых телеканалов дать им эксклюзивное право дистрибуции их программ в Украине. Компания MediaCast, созданная Ходоровским и Писковым два года назад, на эксклюзивной основе представляет интересы российских каналов «Война и мир», Galaxy и «Оружие Спорт Техника» и является одним из дистрибьюторов еще четырех нишевых каналов.
Два студента продают программы российских телевизионщиков 40 кабельным каналам и операторам IPTV в Украине. Ходоровский и Писковой не раскрывают показателей своего бизнеса. По оценке экспертов, опрошенных Forbes, ежемесячная выручка компании колеблется в диапазоне от 20 000 до 30 000 гривен.
Угодить всем
Что общего у разоблаченной шпионки, богобоязненных мусульман и молочного холдинга? Софт для них разрабатывает компания, основанная украинским студентомСергей Зоря Сергей Горошко
Софтверная компания «Интернет бизнес технологии»
Сергей Зоря, 24 года
4‑й курс Компьютерной академии «ШАГ»
Первый сайт на заказ Сергей Зоря сделал в 17 лет, сразу по окончании школы. В 19 лет он открыл компанию, чтобы поставить изготовление сайтов на поток. Еще через два года Зоря купил лицензионный софт Apple, чтобы писать приложения для смартфонов. Выручка компании за 2012 год — 1,2 млн гривен.
Основные клиенты студента живут в России. «Интернет бизнес технологии» (ИБС) разработала приложения для российского представительства немецкой строительной корпорации Addinol и молочного холдинга «Лосево». «Они работают быстрее и дешевле других», — говорит начальник отдела развития «Лосево» Валерия Иванова. Кодеры ИБС сделали сайт для программы «Тайны мира», которую ведет на одном из российских каналов высланная из США за шпионаж Анна Чапман. По заказу российских мусульман Зоря написал программу для чтения Корана на смартфоне. Сюжет о новинке показали по Al Jazeera.
Юлия Белинская, Максим Бироваш, Влад Головин, Борис Давиденко, Андрей Жуматий, Севгиль Мусаева
Коментарі