Страховщики предлагают правительству отказаться от личного страхования пассажиров от несчастных случаев и перейти к страхованию ответственности перевозчиков. Эти изменения назревали давно, говорят страховщики, поскольку новая схема используется как в европейских странах, так и в России. Нововведение может заставить транспортные компании уделять больше внимания безопасности перевозок, но отразится на их стоимости, пишет Коммерсант-Украина в статье «Перевозчиков зовут к ответу».
Правительству предложили пересмотреть механизм страхования пассажиров
Лига страховых организаций Украины подготовила для правительства законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров». Введение этого вида страхования предусмотрено новой редакцией закона «О страховании», которую сейчас подготавливают ко второму чтению в парламенте. «Действующее в Украине обязательное личное страхование от несчастных случаев на транспорте неэффективно. Мы рассчитываем, что наша инициатива заставит транспортные компании уделять большее внимание безопасности перевозок»,— объясняет президент Лиги страховых организаций Наталья Гудыма. Страхование ответственности применяется во всех европейских странах, а в России оно стало обязательным только с 2013 года.
В 2012 году страховщики получили благодаря страхованию от несчастных случаев на транспорте премий на 148,7 млн грн, в то время как выплатили 7 млн грн, подсчитали в Нацкомфинуслуг. Согласно постановлению Кабмина N959/1996 «Об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте», в цену покупки билета заложен страховой взнос пассажира в размере до 1,5% стоимости междугородних поездок, до 3% — на маршрутах пригородного сообщения. Страховая сумма составляет 102 тыс. грн — 6 тыс. не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
В проекте подготовленного закона страховая сумма установлена на уровне 100 тыс. грн. «Вначале предлагалось установить ее в размере 500 тыс. грн, потом она была снижена до 400 тыс. грн, но в итоге стороны сошлись на 100 тыс. грн. Такая же сумма возмещения при нанесении ущерба жизни и здоровью граждан предусмотрена по договорам ОСАГО»,— пояснила Наталья Гудыма.
Вскоре законопроект будет передан в Мининфраструктуры. «Ведомство уже давно заявляло о необходимости введения такого страхового продукта»,— сказала госпожа Гудыма. Еще осенью 2012 года Нацкомфинуслуг предложила министерству включить в закон «О транспорте» дополнительное условие осуществления перевозок пассажиров — обязательное наличие договора добровольного страхования ответственности перевозчика за причиненный пассажирам вред. При этом размер страховой суммы предлагалось поднять с 6 тыс. до 24 тыс. необлагаемых минимумов (408 тыс. грн). «В этом сегменте работают несколько компаний, которые, по сути, являются монополистами: сами перевозчики заинтересованы в сотрудничестве с ними»,— рассказал участник страхового рынка. Кабмин обязывает страховщиков возвращать перевозчикам 50% разницы между полученными страховыми премиями и суммой выплат.
Сейчас ответственность обязательно страхуют авиа- и морские перевозчики. «Это регулируется законом „О страховании“, а также постановлениями ЕС N785/2004 и N285/2010»,— сообщили в компании «Международные авиалинии Украины». Крупнейший внутренний перевозчик также готов к нововведению. «В случае внесения изменений в нормативно-правовые акты мы готовы изменить систему страхования пассажиров»,— сообщили в пресс-центре «Укрзализныци». Источник в компании сказал, что стоимость перевозок не изменится — просто страхование будет включено в стоимость билета не напрямую, а опосредованно. По словам Натальи Гудымы, изменение больше всего коснется городских перевозчиков, а также компаний, которые обслуживают большое количество льготных категорий населения. Страхование их ответственности может привести к пересмотру стоимости проезда.
Коментарі