Что мешает украинским стартап-командам воплотить свои «гениальные» идеи в жизнь? Почему у нас так много талантливой молодежи, но так мало успешных выходов на рынок? На 100 заявленных стартап-проектов приходится 90 провальных. И только 10 имеют весомые шансы быть реализованными. А ведь Украина, по мнению некоторых экспертов, идеальное место для создания инновационных продуктов, пишет УБР.
Чего не хватает украинским стартаперам
Количество и качество стартапов
Проблемой № 1, как для Украины так и для всего мирового сообщества, является количество хороших стартапов, считает член международного Борда Happy Farm, бизнес-ангел Брайан Сатьянатан. «Нам стоит вспомнить пик, который был в конце 90-х годов, когда 400 проектов выходили на IPO. А сейчас мы видим спад — только 20-25 компаний действительно выходят на IPO», — говорит он. Бизнес-ангел полагает, что проблема в том, чтобы научить компании быть эффективными и прибыльными. Необходимо сделать так, чтобы небольшие компании получали внимание от крупных компаний, которые бы инвестировали в них и способствовали развитию.
Проблема № 2, по его убеждению, кроется в том, как получить высокий уровень стартапов, ведь многие отечественные команды ищут финансирование за рубежом. Но, как мы видим, идеи зарубежных стартапов повторяются в украинских компаниях. Ни для кого не секрет, что в начале 2013 года на конкурсе лучших стартапов Европы The Europas разразился скандал: претендента на звание лучшего стартапа Европы обвинили в плагиате. Автора скидочного гипермаркета iMall.eu обвинили в присвоении чужого проекта, а именно закрытого в прошлом году проекта газеты «Ведомости» с одноимённым названием. «Вторую проблему можно решить с помощью инкубаторов, которые будут показывать командам, как правильно развиваться, как строить бизнес. Потому что мы хотим иметь больше проектов не только для количества, мы хотим, чтобы это были качественные проекты», — пояснил Брайан Сатьянатан.
Идея, которая никому не нужна
Проблема качества и количества — стара как мир. Но что такое качественный стартап-проект? Инвестор и партнер Value Adding Company Михаил Мирошниченко убеждает, что ключевой проблемой не только для стартапа, но и для любого бизнеса, является отсутствие идеи, которая может зарабатывать деньги, и наличие продукта или сервиса, который никому не нужен. «Первый вопрос — кому он нужен, второй — как он будет зарабатывать, — говорит эксперт. — Понятно, что все делается для того, чтобы зарабатывать деньги. Но первично важно понять, что он кому-то нужен. Ключевой ошибкой предпринимателей является то, что они думают, что их проект кому-то нужен, но на самом деле это никому не нужно».
Со слов бизнес-ангела Ярослава Максимовича, простое написание бизнес-плана проекта помогает грамотно структурировать идею, и, главное, понять для кого создается проект и нуждается ли целевая аудитория в этом решении. «Основная проблема стартапера — это ненаписанный до конца бизнес-план», — говорит он.
«Во время написания бизнес-плана ты начинаешь сам понимать, что это за продукт, какие потребности он удовлетворяет, не надуманная ли эта потребность. Ты себе по полочкам всё раскладываешь. Ты можешь спрогнозировать какое-то количество людей, представлять тех людей. И тогда начинаешь лучше понимать, что у тебя за продукт. И таким образом, перед тем как влезать в него с руками и ногами, можно понять нужен ли он тебе или нет», — заявил г-н Максимович, добавив, что если человек сумел написать бизнес-план, то шансы на успех значительно вырастают.
«Надо создавать компании только в том случае, если есть необходимость, а не просто для того чтобы их создать. Поэтому самое главное — находить правильные компании и сосредотачивать все усилия на них», — поддерживает Брайан Сатьянатан.
Команда или идея?
Инвесторы подчеркивают, что основным критерием для инвестирования является наличие команды, а не якобы гениальной идеи. «Классная команда вытянет и средний продукт. А классную идею плохая команда просто погубит», — поясняет Ярослав Максимович. Должны быть один или два человека, которые заражены идеей, живут идеей, и понимают как на первоначальном этапе сделать прототип. «Идея, безусловно, является важной, но команда должна быть отличной. Это может быть один человек, которого можно и нужно дополнять другими функциями, например, сейлз-менеджера», — говорит Михаил Мирошниченко.
Именно незнание бизнес-процессов и отсутствие предпринимательских навыков губит многих стартаперов на первоначальном этапе, считает руководитель национального проекта «Технополис» Виктор Кривенко: «Нет понимания, что менеджер — это отдельная профессия. Очень важно, чтобы люди, которые занимаются технологическим развитием, понимали необходимость менеджерских знаний. Чтобы они, или сами их получали, или привлекали профессионалов со стороны».
Несмотря на озвученные проблемы, в Украине за последние лет пять радикально изменилась ситуация с пониманием стартапа, даже сама форма подачи и представления стартапов притерпела качественные изменения. «Понимание того, что это такое сильно выросло. Стартап — это не просто „Вау, класс“. Это бизнес, просто бизнес», — говорит частный инвестор Ярослав Максимович.
Оксана Соломка
Коментарі