Парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект о введении контроля над трансфертным ценообразованием. Уже на текущей пленарной неделе документ будет вынесен на рассмотрение в сессионный зал. Комитет будет настаивать, чтобы закон вступил в силу не раньше 1 января 2014 года, а также на введении моратория на проверки и штрафы еще на два года, пишет Коммерсант-Украина в статье «Ценообразование подадут на первое».
Парламент готов к введению контроля над трансфертным ценообразованием
После почти часового обсуждения законопроекта Кабинета министров N2515 о введении контроля над трансфертным ценообразованием (ТЦО) народные депутаты и министр доходов и сборов Александр Клименко наконец согласились рекомендовать его к принятию в первом чтении. Напомним, что две недели назад глава комитета Виталий Хомутынник (Партия регионов) поручил создать рабочую группу и доработать предложенный законопроект. Тогда депутаты отмечали, что документ противоречит правилам международной торговли, вводит контроль над ценами внутри страны и предусматривает необоснованно высокие штрафные санкции. На вчерашнем заседании членам комитета была предложена первоначальная версия законопроекта, а дорабатывать его решили уже ко второму чтению. По словам господина Хомутынника, его начнут рассматривать уже на текущей пленарной неделе.
Механизм ТЦО заключается в том, что министерство будет контролировать операции между связанными лицами внутри группы компаний и внешнеэкономические сделки с резидентами стран с низким уровнем налогообложения. Будут изучаться все операции с контрагентами объемом свыше 50 млн грн в год. «Большинство стран мира имеют такое законодательство,— заявил на заседании комитета партнер PricewaterhouseCoopers (компания участвовала в разработке законопроекта вместе с министерством) Вячеслав Власов.— Пока законопроект не будет принят и реализован на практике, Украина останется в хвосте».
Александр Клименко сразу же дал понять депутатам, что не все их замечания в правительстве поддержат. В его ведомстве будут настаивать на сохранении контроля над операциями между связанными лицами внутри страны, чтобы избежать манипуляций с убытками и налоговым кредитом. Такие нормы есть практически во всех европейских странах, кроме Эстонии, Румынии и Словакии, где контролируются исключительно внешнеэкономические операции. Кроме того, Миндоходов хочет, чтобы под контроль попадали операции со всеми территориями с низкими ставками налогообложения, а не только со странами, имеющими официальный статус офшора. Господин Клименко заявил о необходимости сохранения порога контролируемых операций на уровне 50 млн грн (изначально было предложено вообще 10 млн грн) и возможности для аграрного бизнеса, металлургических и химических предприятий до 2018 года применять особенные правила определения цен, то есть отклоняться от диапазона рыночных цен на 5%.
«В стране долго говорили о борьбе с офшорами, а мы сделали первый шаг,— говорит министр.— Все финансово-промышленные группы принимали участие в разработке законопроекта, и мы не можем не учитывать их мнения. Я не позволю менять суть документа».
В свою очередь комитет принял решение с условием, что ряд замечаний депутатов и представителей бизнеса при доработке ко второму чтению все же будет учтен. Если контролирующие органы хотят распространить правила ТЦО и на внутренний рынок, то использовать этот механизм для субъектов, которые связаны с предприятием, осуществляющим внешнеэкономические операции, а также если бизнес пользуется налоговыми льготами или имеет убытки за последние два года. В частности, в «Европейской бизнес ассоциации» отмечают необходимость создания консолидированной группы плательщиков внутри страны, так как введение контроля между резидентами не имеет экономических обоснований. «Существует принцип пропорциональной корректировки. Если одному начисляют, другой снижает базу налогообложения, и в бюджет попадает та же сумма»,— поясняет глава подкомитета по вопросам налога на прибыль Александр Долженков (Партия регионов).
Нормы законопроекта должны вступить в силу не ранее 1 января 2014 года, а не с 1 июля 2014 года, как предлагают в Миндоходов. При этом необходимо применение переходного периода — в 2014 году контролировать операции с объемом более 200 млн грн и на два года ввести мораторий на проверки и применение штрафных санкций. Размеры штрафов и процедура аудита также будут пересмотрены — санкции должны быть «адекватны нарушению» (в законопроекте — за неподачу отчетности 5% от контролируемой операции), а проверки смогут осуществлять лишь на центральном уровне. По словам заместителя главы комитета Игоря Еремеева (внефракционный), в законодательстве России о ТЦО прописано, что проверка может быть невыездной, поэтому четкие формулировки необходимо прописывать и в данном законопроекте, чтобы исключить возможность двухзначных трактовок нормы. «Мы же понимаем, что будет в региональных инспекциях. Сначала очередная проверка, потом внеочередная, а дальше — выездная»,— отмечает господин Еремеев. Кроме того, при окончательной доработке законопроекта депутаты будут настаивать на том, что сам проверяющий не должен использовать другой метод сопоставления цен, если его не выбрал плательщик. «Мы свои предложения зафиксировали в решении комитета,— резюмировал Виталий Хомутынник.— И об этом я буду докладывать в сессионном зале».
Наталья Непряхина
Коментарі