В январе усилилось падение продаж в сегменте «автогражданки», начавшееся в конце минувшего года. Объем привлеченных страховых премий упал на 9,2%. Лишившись денежных поступлений, страховщики на столько же сократили и выплаты. По итогам года возможен нулевой рост рынка, что приведет к его перераспределению между крупнейшими игроками, пишет Коммерсант-Украина в статье ««Автогражданка» пошла на спад».
Выплаты по «автогражданке» резко сократились
Если в декабре темпы сокращения страховых премий составили 6,5%, то в январе они увеличились до 9,2%. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), СК заключили 623 тыс. договоров (-5,4%), по которым получили 178,2 млн грн. Это меньше 196,3 млн грн, привлеченных в январе 2012 года (тогда — рост на 4,2%). Одновременно страховщики снизили на 9,2% выплаты (до 68,66 млн грн), урегулировав 7,6 тыс. страховых случаев (-8,9%).
В МСТБУ уменьшение количества заключенных договоров и полученных премий объясняют изменением закона об ОСАГО.
«С 19 декабря 2011 года договоры обязательного страхования заключаются на один год (ранее можно было покупать полисы вплоть до 15 дней)",— пояснили в пресс-службе. Однако более логичной выглядит аргументация страховщиков: СК советовали клиентам заключать договоры после 5 февраля, чтобы к ним применялись новые правила начисления выплат за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших. На объем привлеченных премий, по словам начальника отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александра Яременко, повлияло и использование системы «бонус-малус», предусматривающей удешевление страхования за счет безубыточности.
К тому же в последние месяцы сразу несколько компаний, которые вели активную работу на рынке ОСАГО, например «Добробут», «Райп» и Городская страховая компания, ушли с него. А с ноября МТСБУ перестало выдавать новые бланки полисов компании «Лафорт». Рэнкинг МТСБУ свидетельствует о том, что некоторых компаний, входящих в топ-10 по объему премий, нет в лидерах по выплатам, например «Лафорт» (восьмое место по премиям в 2012 году) и «Днепроинмед» (шестое).
Один из участников рынка говорит, что на самом деле в январе количество заявленных страховых случаев у всех страховщиков выросло суммарно почти на 1 тыс., до 9,66 тыс. «Отчасти это вызвано плохим состоянием дорог, в результате чего количество ДПТ выросло»,— говорит генеральный директор СК «Наста» Павел Литвин. При этом рост с 1 января максимального размера выплат по «европротоколу» с 10 тыс. грн до 25 тыс. грн не увеличил объемы выплаченных возмещений.
За полтора года «европротокол» так и не стал популярным. «По итогам 2012 года доля случаев, урегулированных по нему, составила 4% от общего количества зарегистрированных заявлений»,— подсчитали в НАСК «Оранта». «На конец февраля наша компания урегулировала пять страховых случаев по новым правилам»,— сказал начальник департамента урегулирования убытков СК «ИНГО Украина» Андрей Нечас. А в «Allianz Украина» подобных случаев было десять. «Я думаю, что это связано с желанием автомобилистов перестраховаться, чтобы не было проблем при получении выплаты. Тем более есть страховщики, которые не рекомендуют использовать „европротокол“ и даже не выдают клиентам бланки, поскольку вызов ГАИ и решение суда — куда более однозначный и неоспоримый способ определить виновного»,— объясняет Александр Яременко. По словамзаместителя директора департамента урегулирования убытков СК «Арсенал Страхование» Константина Палазова, выплаты по «европротоколу» обычно не достигают прежних лимитов и составляют 5-6 тыс. грн.
Участники не рассчитывают на рост рынка по итогам года. Увеличение премий может обеспечить только повышение тарифов ОСАГО, но предложенное МТСБУ повышение цен пока блокирует регулятор. Поэтому в 2013 году может произойти перераспределение рынка, поскольку найдутся компании, способные отвоевать клиентов конкурентов. В «PZU Украина» в январе заявили о росте привлеченных премий на 12%. «По итогам 2013 года мы рассчитываем на прирост не менее 20%»,— прогнозирует Павел Литвин из СК «Наста».
Виктория Руденко
Коментарі