Мінфін - Курси валют України

Встановити
28 лютого 2013, 9:48

На погашение госдолга в 2013 году не повлияет ни девальвация, ни инфляция

«Здесь — штук 120 визиток. Это — только тех инвесторов, с которыми я встретилась с начала этого года, — подчеркивает Галина Пахачук, указывая на пачку визитных карточек, лежащих у нее на столе. — Я встречаюсь с иностранными инвесторами по три-четыре раза в неделю». С начала года Министерство финансов смогло продать госбумаг на 22 млрд гривен. В том числе $1 млрд привлечен на внешних рынках. Пахачук, возглавляющая департамент долговой и международной финансовой политики Министерства финансов, говорит: если Кабмин и дальше хочет так же активно привлекать средства, без такого количества встреч с инвесторами не обойтись.

Чем хуже ситуация в госбюджете и экономике, тем больше внимания общество уделяет вопросам погашения государственных долгов. В нынешнем году Министерству финансов нужно привлечь почти рекордный объем средств — 135 млрд гривен, выплатить инвесторам — 116 млрд гривен. Смущает не только объем заимствований и выплат, но и большая доля предстоящих погашений в иностранной валюте.

Экономисты уверены: справиться с выплатами, а также давлением на резервы и платежный баланс Украина сможет, только если договорится о новой кредитной линии с Международным валютным фондом.
Пахачук, ответственная за все эти вопросы в Министерстве финансов, уверена, что ситуация — под полным контролем. Forbes встретился с ней, чтобы обсудить, как Министерство финансов минимизирует валютные риски, сможет ли Украина справиться с платежами без МВФ и стоит ли бояться наращивания госдолга.

— Экономисты считают, что в 2013 году Украина сможет рассчитаться по своим долгам, только если подпишет новое соглашение с Международным валютным фондом. Если нет — нас ждут серьезные проблемы с платежеспособностью. На ваш взгляд — договоренность с МВФ критична для выплат по суверенным долгам или нет?

— Подписание новой программы очень важно. Наличие такой программы — это плюс с точки зрения инвестора, когда он оценивает перспективы страны. Но это финансирование не повлияет на способность Украины расплачиваться по своим долгам.

Я абсолютно уверена, что Украина и МВФ договорятся о новой программе кредитования. Но средства на погашение всех долгов, в том числе перед МВФ, в полном объеме, до копейки заложены в бюджете на 2013 год.

— Да, но вопрос в том, что эти деньги нужно будет занимать, а если программы не будет, заимствования на внешних рынках для Украины станут слишком дорогими, окно для Украины может и вовсе закрыться.
Вопреки тому, что в конце декабря суверенный рейтинг Украины был понижен, рынки отреагировали не расширением, а напротив, сужением спреда на 200 б. п.
— Прошлая программа stand by с МВФ была завершена 27 декабря 2012 года. При этом финансирование по программе предоставлялось последний раз в декабре 2010 года. Несмотря на этот факт, ставки по заимствованиям для Украины в течение этого периода постепенно даже снизились. Рынки открыты, а спрос на украинские бумаги очень хороший. Вопреки тому, что в конце декабря суверенный рейтинг Украины был понижен, рынки отреагировали не расширением, а напротив, сужением спреда на 200 б. п.

— МВФ верит в то, что Министерство финансов сумеет привлечь все запланированные средства?

— Во время визита миссии Фонда мы проговорили с ними реалистичность каждой цифры, которую закладываем на обслуживание заимствований. По некоторым из них Фонд считал, что мы слишком оптимистичны. Но как раз во время визита миссии, 4 февраля, мы смогли выйти на внешний рынок и разместить 10-летние еврооблигации по 7,625% — это ниже, чем прогнозировали эксперты МВФ. В итоге мы согласовали позиции абсолютно по каждому долговому показателю.

На погашение госдолга в 2013 году не повлияет ни девальвация, ни инфляция
Фото с сайта liga.net

Неоплатный долг

— Еще одним серьезным риском для государственных финансов экономисты считают объем госдолга, номинированного в иностранной валюте.

— В разрезе валют структура госдолга отнюдь неплохая. Украинская гривна составляет 42%, доллар — 37%, СПЗ — 15,9%, и в евро — 4,3%. На сегодняшний день мы привлекаем в валюте ровно столько, сколько необходимо для наших платежей в той или иной валюте. Что касается рисков, то для этого мы и начали развивать внутренний рынок заимствований, в том числе путем привлечения в иностранной валюте на внутреннем рынке.

— Каким образом этого можно добиться, наращивая заимствования в валюте? Ведь обычно, если у правительства возникают проблемы с погашением госдолга, для решения проблемы у него есть два метода: печатный станок или девальвация. Но с долгом, номинированным в валюте, ни первое, ни второе не поможет. А если мы подпишем соглашение с МВФ, одним из его условий, скорее всего, станет переход к гибкому курсообразованию украинской гривны. А это означает ее девальвацию, по прогнозам, на 10%.
В этом году нам нужно погасить $7,8 млрд. И мы привлечем их на рынке — неважно, на каком, внутреннем или внешнем.
— На позиции долга это не повлияет. Те долги, которые мы имеем в американских долларах, мы будем рефинансировать за счет займов в долларах, а гривневые кредиты — за счет новых привлечений в гривнах. В этом году нам нужно погасить $7,8 млрд. И мы привлечем их на рынке — неважно, на каком, внутреннем или внешнем. А значит, на наши непосредственные расходы не повлияет курсообразование. Возможные курсовые риски в бюджет мы, конечно, закладываем — чтобы инвесторы понимали, что прогнозируем все риски.

— О каком уровне рисков вы говорите?

— Пересчет долга в украинскую гривну сделан, исходя из среднего официального по году курса 8,4 гривны за доллар (и по этому вопросу с МВФ мы, кстати, тоже пришли к согласию). Но если, скажем, по результатам 9 месяцев у нас образуется экономия средств по обслуживанию, то она будет перераспределена через бюджет на другие статьи расходов.

— Сколько раз Министерство финансов будет выходить на долговые рынки в 2013 году, чтобы обеспечить погашение долга в валюте?

— Мы запланировали 3-4 выхода на внешние рынки, в результате чего хотим привлечь $4-5 млрд. Из них $1 млрд мы уже привлекли в феврале, и книга заявок была на $2 млрд. В прошлом году, когда мы летом привлекли $2 млрд, книга заявок составляла $6 млрд. Но если за раз взять $6 млрд, то через 10 лет на этот месяц придется пик погашений.

Наша цель — сглаживать периоды погашений, уйдя от пиковых выплат. Поэтому лучше выходить с оптимальными объемами. Еще $3-4 млрд мы планируем привлечь на внутреннем рынке.

— Зачем делать займы в валюте на внутреннем рынке — ведь это нивелирует статус национальной денежной единицы?

— Такая политика на сегодня подвергается критике. Но мы считаем: если в стране есть такие объемы валюты, то нужно возвращать ее в легальный финансовый оборот. В среднем за 2012 год неснижаемый остаток на счетах банков составлял около $8 млрд. Но они находились на счетах зарубежных банков, принося не больше 1% и работая на чужие экономики. В то время как на внутреннем рынке инвесторы могли получать доход на уровне 7,5-8%.
Политика стабилизации

— Вы сказали, что еще окончательно неизвестно, какой будет программа МВФ. Какой вариант более вероятен?

— Сегодня идет обсуждение будущей формы сотрудничества: речь может идти о программе расширенного финансирования, которая предусматривает вливание кредитов МВФ в госбюджет, или о программе stand by, в рамках которой кредит Фонда пойдет на пополнение резервов страны. Любой из вариантов соглашения с МВФ приемлем для Украины, так как это основной месседж для иностранных инвесторов о том, что Украина готова продолжать реформы.

— Какие рекомендации для Министерства финансов озвучил МВФ?

— Четкие показатели, на которые стоит ориентироваться, пока не назывались — эксперты миссии провели оценку нашей работы и вернутся в марте для проведения дальнейших переговоров.

— Говоря о ставках заимствования на внешних рынках, на ваш взгляд, 7,6% для десятилетних бумаг — это много или мало для Украины?

— Это немало. Но в течение следующих трех лет ситуация улучшится и можно будет привлекать средства дешевле. Сейчас главный вопрос — удлинение сроков жизни нашего кредита, чтобы облегчить нагрузку на бюджеты 2013-2015 годов. В начале 2012 года средний срок жизни долга составлял 4,1 года, а под конец — уже 5,1 года. Это очень хороший показатель. В целом мы смогли выровнять пики платежей.

— Каких показателей по структуре долга в целом вы хотели бы добиться?

— Наша стратегия на среднесрочный период — увеличение доли внутреннего долга в общей структуре госдолга (50% и более), увеличение среднего срока к погашению и распределение равномерной нагрузки на погашение.

— А по другим характеристикам госдолга на какие показатели ориентируетесь?
Мы завершили год на отметке соотношения госдолга и ВВП 28,5%. К концу 2013 года размер госдолга к ВВП будет составлять не более 30,6%.

— Обслуживание внешнего госдолга к доходам бюджета сейчас составляет 2,4%. Обслуживание внутреннего — 6%. То есть в целом обслуживание госдолга к доходам составляет 8,4%. А критичным считается уровень в 10%. То есть до критичной отметки мы еще не дошли, но все же хотим снизить это соотношение, чтобы выйти на комфортный уровень от 5% до 8%.

Кроме того, к концу года соотношение госдолга и ВВП составило 28,5%. По итогам 2013-го размер госдолга к ВВП будет составлять не более 30,6%.

Инвестбанк Goldman Sachs давал более пессимистичные показатели — по его оценкам, на конец 2012 года госдолг к ВВП составлял уже 35%, а к концу 2013 года достигнет 39-45% — в зависимости от того, будет ли девальвация в Украине, и если да — какова будет ее глубина.

— Давайте не будем смешивать прямой госдолг с агрегированным, который включает объем предоставленных госгарантий. В основе нужно учитывать именно госдолг (прямой), так как именно он обслуживается за счет бюджета и формирует риски, которые следует тщательно контролировать.

Goldman Sachs в своем прогнозе говорил об агрегированном долге. Мы оцениваем его размер в 2012-м в 36,8%, прогноз на 2013 год — 39,8%. Кстати, представители Goldman Sachs приехали в Киев, чтобы уладить это недоразумение, ведь, несмотря на свой прогноз, банк является активным торговцем украинскими ОВГЗ.

— Тем не менее, основной тезис банка — очень высокие темпы наращивания государственного и гарантированного долга — остается актуальным.

— Правительству не стоит в угоду низкому размеру госдолга жертвовать возможностью уже сегодня профинансировать строительство новой дороги, хорошей больницы, достойной пенсии. Это подтвердила ситуация в еврозоне — экономия в условиях кризиса не всегда полезна и может привести к падению темпов роста экономики.

В Германии размер госдолга на одного человека сейчас составляет почти $35 000, в Украине — $1200. Но в отличие от Украины, в Германии особо никто не кричит о долге — главное, что граждане имеют хорошие и комфортные условия для жизни.

— Но ведь есть порог темпов прироста госдолга, который вы считаете безопасным для государства?

— Колебание соотношения долга к ВВП на 2-3% в год в обе стороны является контролируемым риском.

Железные гарантии

— Сейчас Министерство финансов пытается снизить ставки доходности по облигациям на внутреннем рынке. На какую стоимость заимствований вы хотите выйти?

— Цена ресурсов в банковской системе абсолютно неадекватна, и рано или поздно она изменится. В начале 2012-го мы определили для себя диапазон, в котором собирались работать — между 9,5% и 13,5% по средневзвешенной доходности по облигациям. Мы завершили год посредине этого диапазона. В этом году мы также определили диапазон — от 6% до 14,3%. Мы надеемся выйти в среднем по году на средневзвешенную доходность не больше 10%.

— А если в разрезе отдельных инструментов?

— Короткая гривна, для целей ликвидности казначейского счета, должна стоить не больше 5-6%. Краткосрочные ОВГЗ сроком размещения до года мы сейчас не размещаем. А значит, если банки хотят продать нам свою короткую ликвидность, а нам нужно будет поддержать ликвидность казначейского счета — то нужно идти на компромисс.

— Еще один серьезный риск для госфинансов — объем предоставления госгарантий. В прошлом году эта сумма составила 80 млрд гривен. Почему Министерства финансов так легко раздает госгарантии?
В прошлом году мы действительно предоставили госгарантии на 75 млрд гривен, но общая сумма гарантированного долга при этом изменилась всего на 450 млн гривен.
— Мы выдаем гарантии, лишь когда понимаем, что проект самоокупаемый и не несет угроз бюджету. В прошлом году мы действительно предоставили госгарантии на 75 млрд гривен, но общая сумма гарантированного долга при этом изменилась всего на 450 млн гривен — потому что те субъекты, которым мы выдали гарантии раньше, самостоятельно выполняли свои обязательства. Помощь бюджета им была не нужна.

— Но при этом в бюджете прошлого года появилось такое новшество, как разрешение не предоставлять обеспечение по кредитам для ряда госкомпаний — то есть, по сути, с них сняли любую ответственность за возврат этих средств.

— Действительно, такое право предоставили «Укравтодору» и ГП «Фининпро» (финансирует проекты в рамках подготовки к Евро-2012. — Forbes). Но это — два государственных субъекта, финансирование которых осуществляется напрямую через бюджет.

— Тем не менее, они свои кредиты вернуть не смогут — ведь объекты, под которые они брались, изначально не самоокупаемы. А только по «Фининпро», который привлекал средства на строительство стадионов, аэропортов и т. д., это 15,9 млрд гривен.

— «Фининпро», как и «Укравтодор», финансирует инфраструктурные проекты. А много ли дорог в принципе окупается в мире? Способ строить дороги на кредиты, взятые под госгарантии — это способ разбить финансирование этих дорог на несколько лет, а не возложить нагрузку на бюджет одного года.

— То есть эти долги все же лягут на плечи бюджета?

— Частично — ведь в них есть и безвозвратная составляющая, и та часть, которую госпредприятия должны будут вернуть сами, как в случае с аэропортами, к примеру.

Быстрые деньги

— Год назад тогда еще министр финансов Валерий Хорошковский говорил, что Министерства финансов готово начать размещение средств госказначейства на межбанке — с тем чтобы улучшить управление свободными средствами на едином казначейском счете. До сих пор в этом вопросе — никаких подвижек. Почему?

— Остаток средств на едином казначейском счете для госфинансов — это такой же показатель, как размер золотовалютных резервов для НБУ — если они покрывают три месяца импорта, значит, с ними все хорошо. Нам было бы комфортно, если бы средства на ЕКС покрывали трехмесячные платежи по госдолгу, то есть составляли более 10 млрд гривен в неснижаемом остатке. 25 февраля этот остаток меня радует — в валюте это 8,9 млрд гривен (в эквиваленте), в гривнах — 5,8 млрд гривен.

Во Франции, к примеру, госказначейство на конец дня не имеет права держать больше, чем 200 млн евро на своем счете. Остальные свободные средства размещаются как кредиты овернайт, на зарубежных рынках и т.д., а к утру обратно аккумулируются на казначейском счете. И мы тоже готовы вводить такую практику — но момент, когда такой формат работы будет комфортен для всех, еще не наступил.

— Но, размещая на межбанке такую сумму на ночь, государство могло бы хорошо зарабатывать…

— Да, и нормативная база для этого есть, а мы ее еще немного доработали. Но прежде чем будем подавать эти изменения министру на подпись, хотелось бы удостовериться, что средства на ЕКС не снижаются ниже этого безопасного уровня хотя бы в течение года. Нужно быть уверенным: если сегодня вечером мы разместим эти средства, то завтра утром сможем их собрать обратно.

Пока такой уверенности у нас нет — в прошлом году ликвидность банковской системы лихорадило. А мы не можем своими операциями нести угрозу ликвидности казначейского счета.

Коментарі - 2

+
+11
VictorS
VictorS
28 лютого 2013, 11:20
#
Идем ко дну. Настроение — бодрое!
+
+11
Letos
Letos
28 лютого 2013, 11:42
#
С самого начала статьи — враньё!
120 визиток, а встречалась по 3-4 раза с инвесторами… и это только те, кто приходил на встречи с начала 2013 года. первая неделя января выпадает, ибо бухают все!
Остаётся 8 недель, даже с учётом 4 встреч в неделю — это 32 встречи.
120/32 = 4 инвестора на одной встрече, а это полный бред ибо со статегическими инвесторами встречаются по отдельности…
Дальше читать даже нет смысла…
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися