Рекомендации юристов: как выбить компенсацию из служб Укравтодора, если плохое качество дороги привело к ДТП.
Плохие дороги: как получить компенсацию за поврежденное авто
По оценкам страховщиков, в этом году убытки от ДТП, возникших вследствие ухудшения состояния дорог, достигнут 50 млрд грн. Асфальт с дорог сходил вместе со снегом и раньше, но такой ситуации как сейчас водители со стажем не припоминают. Корреспондент ЛІГАБізнесІнформ расспросил юристов о том, что делать водителю, если плохое дорожное покрытие стало причиной аварии или повреждения авто, и как добиться компенсации от дорожных служб.
Действия на месте ДТП
Особых правил поведения в случае аварии, которая произошла из-за дефектов дорожного покрытия, не существует. В любом случае алгоритм первых действий водителя при ДТП регулируется Правилами дорожного движения, говорит юрист юридической группы LCF Юлиана Малеева. В первую очередь, необходимо прекратить движение, оставаться на месте происшествия, включить аварийную сигнализацию и установить знак аварийной остановки. Нельзя перемещать транспортное средство. Если есть потерпевшие, нужно вызвать скорую помощь и по возможности оказать первую помощь. После этого необходимо уведомить ГАИ. Далее — зафиксировать обстоятельства аварии, желательно записать ФИО и контакты очевидцев (если таковые будут).
Важно до приезда сотрудников ГАИ собрать как можно больше доказательств плохого качестве дорожного покрытия и условиях возникновения ДТП, добавляет Егор Штокалов, адвокат юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры». Эти данные понадобятся для составления протокола. Лучший способ фиксации — это фото- и видео-съемка, говорит юрист. Если в машине установлен видеорегистратор, запись с него будет самым надежным доказательством в суде, говорит Штокалов. Если регистратора нет, надо воспользоваться камерой мобильного телефона, зафиксировав все обстоятельства сразу после происшествия.
Настаивайте на том, чтобы сотрудники ГАИ вызвали представителей дорожной службы, советуют юристы. Согласно п.11 Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны (утверждены постановлением Кабмина от 30.03.1994 N198), дорожно-эксплуатационные организации обязаны вместе с ГАИ принимать участие в осмотре мест ДТП для определения дорожных условий. Если соответствующее должностное лицо не вызывалось или не прибыло к место происшествия, на это надо указать в замечаниях к протоколу ДТП. Важно: протокол должен быть оформлен на месте ДТП, а в качестве причины происшествия должно быть указано состояние дорожного покрытия.
Обратите внимание, в отношении кого и по какой статье составлен протокол. Если ДТП или повреждение авто произошло вследствие плохого состояния дороги, то протокол должен быть составлен по ст.140 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУаП), подчеркивает Малеева. Эта статья предусматривает ответственность должностных лиц дорожно-эксплуатационных организаций, за нарушение правил, норм и стандартов при содержании автомобильных дорог и улиц, непринятие мер по своевременному запрету или ограничению движения или обозначению на автомобильных дорогах и улицах мест проведения работ. Также необходимо записать данные инспектора ГАИ, сделать как можно больше фотографий, организовать видео-съемку с места ДТП.
Позже необходимо будет установить стоимость работ по восстановлению авто. Для калькуляции ущерба надо обратиться в СТО, или к независимым оценщикам. Справка о повреждениях транспортного средства, которая выдается водителю, оформляется на месте ДТП. Копия схемы и фотографии (если съемка проводилась) выдаются по письменному обращению автовладельца или страховой компании в районом подразделении подразделении ГАИ (по месту ДТП).
Кому направить жалобу и как подать иск в суд
Если страховая компания дорожит своим именем и репутацией, и данное ДТП подпадает по определение страхового случая, то компенсировать причиненный автовладельцу ущерб может и страховщик. Однако зачастую пострадавшая сторона остается со своими проблемами сам на сам и вынуждена бороться с дорожными службами самостоятельно.
Документы, которые нужно оформить для страховой: их пакет индивидуален в каждой страховой компании, но как правило, в него входит заявление о страховом случае, справка из ГАИ, копия протокола о ДТП, фотографии с места ДТП. Дела об административных правонарушениях по ч.1-3 ст.140 КУаП рассматриваются органами ГАИ, а по ч.4 ст.140 КУаП - районными судами. В последнем случае, кроме штрафов, для виновных предусмотрена административная ответственность за нарушения правил содержания дорог вплоть до ареста на срок от пяти до десяти дней. Пострадавшие могут обращаться в несколько инстанций: милицию, прокуратуру, суд, непосредственно в Укравтодор, говорит Егор Штокалов. Но, поскольку протокол о данном административном правонарушении имеет право составить только сотрудник ГАИ, начинать нужно с жалобы в Госавтоинспекцию.
ГАИ (районное подразделение по месту ДТП) рассматривает жалобу и, если находит состав административного правонарушения, составляет административный протокол на должностное лицо, обязывая его привести дорожное покрытие в состояние, которое гарантирует беспрепятственное и безопасное движение транспортных средств и пешеходов. Если в течение 30 дней жалоба не рассматривается, пострадавший может подавать заявление в прокуратуру на бездействие органов исполнительной власти (и конкретного чиновника, если известно его имя). Ведь в соответствии с Законом Украины «О прокуратуре», в случае бездействия органов исполнительной власти органы прокуратуры имеют право возбуждать производство об административном правонарушении и требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.
После рассмотрения этой жалобы и ответа прокуратуры надо готовить готовить документы для подачи в суд. Важно: письменные ответы из ГАИ и/или прокуратуры, в которых указан факт неудовлетворительного состояния дороги, необходимы для успешного рассмотрения дела в суде.
Другие документы, которые нужно собрать для подачи иска в суд: справка из ГАИ, копия протокола о ДТП и схемы, фотографии с места ДТП, экспертная оценка ущерба, счета за проведение ремонта автомобиля (если ремонт уже проведен).
Право требовать компенсацию через суд дает протокол о дорожно-транспортном происшествии, в котором в качестве причины аварии указано неисправное дорожное покрытие. Ответчиком в суде будет выступать юрлицо, на балансе или в управлении которого находится указанный участок дороги. Иск в суд (по месту нахождения ответчика) подается в общем порядке: готовится исковое заявление, к которому прилагаются все документы по делу (фотографии, видеозапись, протокол и схема ДТП, счета-фактуры, заключения экспертов на СТО или независимых оценщиков, админпротокол ГАИ или ответ прокуратуры на жалобу). Если суд, рассмотрев документы, устанавливает вину, например Укравтодора (его регионального подразделения), то он будет обязан компенсировать сумму ущерба, которая определяется на основании доказательств, собранных в судебном производстве, в том числе и на основании заключения экспертов. Целесообразно проводить экспертизу в рамках судебного производства, советует Штокалов, так как впоследствии виновная сторона обязана будет компенсировать расходы на экспертизу.
Шансы на успех
Судебное разбирательство может ограничиться одним заседанием, а может растянуться на несколько лет. «Все зависит от собранной доказательной базы и профессионализма юриста. Шансы на успех есть всегда», — говорит Штокалов. Юлиана Малеева добавляет, что среднюю длительность судебного разбирательства определить трудно, все зависит от особенностей конкретного дела. Но справиться быстрее, чем за два-три месяца, вряд ли удастся. В случае победы владелец авто может рассчитывать на компенсацию в размере нанесенного ущерба или понесенных убытков. «Прецеденты уже есть. Например, недавно несколько киевлян отсудили у Киеватодора суммы в размере от 27 до 37 тыс. грн. Но для сатисфакции понадобились несколько лет кропотливой работы в судах», — рассказал Егор Штокалов.
Если машина была застрахована по договору КАСКО, и потерпевшим были соблюдены все требования и условия договора страхования (о своевременном уведомлении, предоставления всех необходимых документов и т.д.), то компенсацию выплачивает страховая компания, добавляет Юлиана Малеева. Затем страховщики предъявляют регрессный иск к дорожным службам. Коллективный иск не добавит шансов на успех. «Может быть так, что один юрист получит сатисфакцию, а 10-20 водителей, которые не знают ни процесса, ни правил сбора и подачи доказательств, проиграют процесс», — замечает Штокалов. Если водители не связаны одним происшествием, то ради эффекта массовости подавать групповой иск не стоит, убеждена Малеева. Во-первых, это может только усложнить и затянуть дело. А во-вторых, если обстоятельства и требования истцов не будут взаимосвязаны, то суд просто откажет в их совместном рассмотрении.
Денис Кацило
Коментарі - 1
В г. Киеве зарегистрировано более 1млн. автомобилей, плюс приезжие. Если мы допустим 10 тыс. поврежденных авто (по причине плохого дорожного покрытия), а среднюю стоимость ремонта 5 — 10 тыс.грн., то мы получим общую сумму исков 50 — 100 млн.грн.
Вопрос задачи: Какое время (в годах) потребуется для взыскания указанных сумм через исполнительную службу?
Напоминаю, мы говорим только про Киев.