Несмотря на заключенный между Минагрополитики и крупнейшими игроками зернового рынка меморандум о самоограничении экспорта пшеницы попытки экспорта зерновых из Украины продолжаются, пишет Коммерсант-Украина в статье «Морской сбой».
1 лютого 2013, 10:10
Рынок зерна может выйти из-под контроля властей
Так, вчера первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия Иван Бисюк сообщил, что сейчас в портах Николаева и Херсона происходит погрузка зерна на два судна. Участники рынка ожидают, что чиновники предпримут максимум усилий, чтобы не дать этим судам выйти из страны, поскольку в противном случае власти потеряют контроль над ситуацией. По мнению юристов, шансы на обжалование действий властей приближаются нулю.
Вчера президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко сообщил изданию, что в среду под председательством первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия Ивана Бисюка состоялась встреча с крупнейшими участниками рынка зерна. «В ходе совещания было объявлено, что на сегодняшний день в портах Николаева и Херсона грузятся два судна с пшеницей. Объемы небольшие — 3 тыс. и 7 тыс. т. Но это нарушает действие меморандума», — отметил он.
Напомним, что меморандум между Минагрополитики и участниками зернового рынка был подписан в июле минувшего года. По документу, трейдеры обязались в 2012/2013 маркетинговом году (с 1 июля по 30 июня) экспортировать не более 5 млн т пшеницы, 12,4 млн т кукурузы и 3 млн т ячменя.
Тем не менее, в октябре и ноябре объем экспорта пшеницы вырос сначала до 5,5 млн т, а позже до 6 млн т. По сведениям профильного ведомства, с начала текущего маркетингового года общий объем экспорта зерновых составил 15,9 млн т (по состоянию на 28 января), из них 5,99 млн т пшеницы, 7,68 млн т кукурузы и 1,98 млн т ячменя. Власти в свою очередь обязались не вводить ограничения на экспорт.
Иван Бисюк вчера сообщил изданию, что сейчас Минагрополитики «наводит справки» о компаниях, который намерены экспортировать пшеницу: «Мы разбираемся, кто послал судно без согласования с министерством, без предупреждения». Чиновник ушел от прямого ответа на вопрос, позволят ли власти вывозить пшеницу вопреки действию меморандума. «Если правильно будут оформлены все документы и будет весь их перечень, то, конечно, мы не будем стоять на дороге. Никаких запретов нет, но есть меморандум. Пусть зернотрейдеры сами разбираются между собой», -подчеркнул чиновник.
Руководитель зернового направления компании Olam Украина Олег Левченко отмечает, что ни одна из крупнейших компаний зернового рынка не заинтересована в пресечении норм меморандума. «Компании, которые на свой страх и риск проигнорировали достигнутые договоренности, могут понести серьезные убытки, а не получить прибыль, как они рассчитывали», — убежден топ-менеджер одного из крупнейших экспортеров зерновых из Украины, попросивший об анонимности.
По словам собеседника Ъ, «карантинная служба или таможня всегда может найти причины для задержки судна». «А каждый день простоя — это деньги», — подчеркивает учредитель информационно-аналитического центра Black Sea Trans Константин Ильницкий.
В свою очередь, управляющий партнер AstapovLawyers Андрей Астапов убежден, что шансы на обжалование действий властей, направленных на задержание судна с пшеницей, практически нулевый.
«Сейчас для правительства задача номер один — жестко пресечь попытку самостоятельного экспорта, пусть и небольшой партии. В противном случае завтра появится с десяток компаний, которые также захотят экспортировать пшеницу», — говорит юрист. По его мнению, если будет указание сверху, то украинские судьи отреагируют лишь на доводы представителей Кабмина и, напротив, проигнорируют трейдеров. «Конечно, если бы дело рассматривалось в международных судах, то компании вполне могли бы его выиграть. Потому что официально никакого запрета нет», — прогнозирует Астапов.
Напомним, что Украина в 2012 году намолотила третий по объему за время независимости урожай зерновых.
Коментарі