Мінфін - Курси валют України

Встановити
15 січня 2013, 11:10

Банкротство «Аэросвита» — не приговор. Что делать пассажиру, если авиакомпания объявила о банкротстве?

Вся сеть Интернет и СМИ пестрит заголовками о банкротстве одной из  самых крупных авиакомпаний Украины — «Аэросвит», массовые отмены ее рейсов, задержки рейсов в аэропортах, отказ аэропортов обслуживать самолеты и т.п. Ну как тут не запаниковать пассажирам среди такого ажиотажа? Но только паникой ситуации не поможешь, здесь важно четко знать свои права и возможности.

Банкротство «Аэросвита» — не приговор. Что делать пассажиру, если авиакомпания объявила о банкротстве?
Фото с сайта ubr.ua

Банкротство — не приговор

Итак, начнем с того, что банкротство не означает, что компания немедленно отменит все рейсы и прекратит свою деятельность. Так, в конце декабря 2012 Хозяйственным судом Киевской области возбуждено дело о банкротстве компании «Аэросвит» и введена процедура распоряжения имуществом. Данная процедура является начальной стадией банкротства, при этом хозяйственная деятельность должника и полномочия его органов управления не прекращаются, предприятие продолжает свою деятельность в обычном режиме. Более того, эта стадия имеет свои приоритеты для должника, поскольку вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, что дает возможность предприятию оптимизировать и оценить свои ресурсы, рентабельность и сосредоточиться лишь на ключевых для компании рейсах, «сбросив балласт».

Именно поэтому и возникает ситуация, что в процессе такой «переоценки ценностей» часть рейсов выполняется со значительным опозданием или вообще отменяется.Если человек  все же оказалась в списке пассажиров «невыгодного» рейса, как действовать?

Права пассажира, возможные варианты развития событий и размеры компенсации в Украине детально урегулированы Воздушным кодексом Украины и Правилами воздушных перевозок, утвержденными Приказом Министерства транспорта и связи Украины от 23 апреля 2010 года № 216.

Права пассажира в случае задержки рейса

Начнем с того, что время задержки также детально регламентировано: если задержка рейса составляет:

  • до двух часов — для рейсов дальностью до 1500 километров;
  • до трех часов — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
  • на четыре часа и больше запланированного времени отправления — для других рейсов, авиакомпания обязана предоставить пассажирам:
  1. питание и прохладительные напитки соразмерно времени ожидания нового рейса;
  2. места в гостинице в случае, если пассажиры вынуждены ждать отправления в течение одной или более ночей или если время дополнительного ожидания отправки больше, чем предполагалось;
  3. наземный трансфер по маршруту аэропорт — отель — аэропорт;
  4. два телефонных звонка или телекс-, факс- сообщения или сообщения электронной почты, если для этого есть технические условия аэропорта.

Если выполнение задержанного рейса откладывается на день, следующий за днем ​​его выполнения, который предусмотрен расписанием и указан в билете, перевозчик должен предоставить пассажирам номера в гостинице, питание и обеспечить трансфер по маршруту аэропорт — отель — аэропорт.

Если задержка рейса превышает пять часов, пассажирам должно быть предложено:

  1. возмещение в течение семи дней полной стоимости билета по цене, по которой он приобретен, за неиспользованную часть билета и за использованную часть или части билета, если рейс больше не удовлетворяет потребности пассажира, а также при необходимости обеспечить обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности;
  2. изменение маршрута, которое осуществляется при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта — при первой возможности или в более позднее время по желанию пассажира и при наличии свободных мест.

Права пассажира в случае отмены рейса

Прежде всего, в случае отмены рейсов авиаперевозчик, предоставляет пассажирам по их запросу объяснение оснований отмены.

При этом перевозчик обязан также предложить пассажирам возмещение в течение семи дней полной стоимости билета или изменение маршрута, а также выплатить определенный размер компенсации. Перевозчик освобождается от обязанности выплаты пассажиру компенсации за отмену рейса, если он в установленные сроки уведомил о такой отмене пассажира  (а также принял необходимые меры для обеспечения его перевозки):

  • минимум за две недели до запланированного времени отправления;
  • в период не более, чем за две недели и не менее, чем за семь дней до запланированного времени отправления, а также предложено изменение маршрута, что даст возможность отправиться из пункта отправления не позже, чем за два часа до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позднее, чем через четыре часа после запланированного времени прибытия;
  • менее, чем за семь дней до запланированного времени отправления, а также  предложено изменение маршрута, что даст возможность отправиться из пункта отправления не позже, чем за час до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позже, чем через два часа после запланированного времени прибытия.

Итак, если пассажиру было сообщено позже, чем за 2 недели до предполагаемой даты поездки об отмене рейса и не предложено перелет другим рейсом или по другому маршруту в определенные сроки, пассажир имеет право на получение компенсации в следующих размерах:

  • 250 евро — для рейсов дальностью до 1500 километров;
  • 400 евро — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
  • 600 евро — для рейсов дальностью свыше 3500 километров.

Однако перевозчик имеет право уменьшить размер указанной компенсации на 50 процентов, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки в его пункт назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного:

  • на два часа — для рейсов дальностью до 1500 километров;
  • на три часа — для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
  • на четыре часа — для других рейсов.

Если пассажир согласился на продолжение путешествия по измененному маршруту, перевозчик обязан бесплатно обеспечить такому пассажиру опять же:

  1. питание и прохладительные напитки соразмерно времени ожидания нового рейса;
  2. места в гостинице в случае, если пассажиры вынуждены ждать отправления в течение одной или более ночей или если время дополнительного ожидания отправки больше, чем предполагалось;
  3. наземный трансфер по маршруту аэропорт — отель — аэропорт;
  4. два телефонных звонка или телекс-, факс -сообщения или сообщения электронной почты, если для этого есть технические условия аэропорта.

Однако если  перевозчик не выполняет своих обязанностей, пассажир сможет обратиться к нему с письменной претензией и с требованием о возмещении понесенных пассажиром убытков.

В таком случае Правилами воздушных перевозок регламентирован предел ответственности перевозчика.Так, если пассажир путешествует в пределах Украины или в страны, не входящие в Европейский Союз, ответственность перевозчика за ущерб, причиненный вследствие непредоставления услуги по перевозке и обслуживания, связанного с такой перевозкой, ограничивается возмещением документально подтвержденных расходов пассажира на проживание в гостинице, питание, связь и наземный трансфер (аэропорт — город — аэропорт), а также компенсацией любых других прямых убытков, указанных пассажиром, в размере до 100 долларов США за каждые сутки (или эквивалент в другой валюте). Перевозчик в дальнейшем не несет никакой ответственности, за исключением случаев нанесения ущерба из-за халатности перевозчика.

Для пассажиров, путешествующих в/из аэропортов Европейского Союза, особенности ответственности перевозчика определяются Варшавской и Монреальской конвенциями. Так, в случае причинения пассажиру вреда в связи с его задержкой ответственность перевозчика в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 4150 специальных прав заимствования (СПЗ). Курс СПЗ к гривне определяется Национальным банком Украины.

Таким образом, пассажиры Украины имеют широкие права в случае задержки или отмены рейса и могут потребовать у перевозчика, как перевозки другим рейсом или маршрутом, так и выплату компенсации и возмещения причиненных такими действиями убытков.

Главное — не оставаться в стороне и молча ждать, а требовать от перевозчика соблюдения им норм действующего законодательства.

Коментарі - 6

+
+1
Prostak
Prostak
15 січня 2013, 13:57
#
Да не в цене билета дело. А в отношении. Как все цинично и с вызовом делается!!! Госсударство должно вмешаться.
+
0
infopost
infopost
15 січня 2013, 14:16
#
Информация для оптимистов. Год назад (в феврале 2012 г.) обанкротилась венгерская компания Малев. Никому и никаких компенсаций за купленные билеты не было сделано (хотя все было оформлено по процедуре). В интернете на как бы «официальном сайте» (вернее то, что осталось от сайта) есть информация, что «Все претензии, которые обоснованы и представлены в указанный срок были компенсированы».
Теперь пассажирам «Аэросвита» предстоит эта игра в закон.
+
0
stoma
stoma
15 січня 2013, 20:27
#
Вот это называется «жесть»… интересно, кому это нужно было, кто это организовал? Ведь такое не происходит случайно, само по себе…
+
+1
Pablito
Pablito
16 січня 2013, 0:49
#
Полагаю, что сам бандитский раввин и организовал.
+
0
BlackMagic
BlackMagic
16 січня 2013, 12:32
#
Причем тут раввин? Бизнес нужно было вести правильно… а Беня решил все сразу заглотить -вот и подавился…
+
0
hleboedov
hleboedov
15 лютого 2013, 13:32
#
Хорошо, что я на самолётах не летаю… пока…
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися