Мінфін - Курси валют України

Встановити
30 жовтня 2012, 11:45

Работа с электронной почтой: приемы психологической защиты

Основная проблема в работе с электронной почтой состоит не в том, что вы плохо настроили спам-фильтр или сортировку писем по папкам. Просто иногда писем так много и они прибывает с такой скоростью, что кажется тебя вот-вот захлестнет информационной волной и ты навеки останешься пленником всех этих RE:RE:RE:RE и FWD. Но ты не можешь ничего с собой поделать и руки так и тянутся. Так что проблема не в продуктивности или наладке электронной системы. Она кроется в отношении ко всему этому. И если знать, как работает наша голова, можно выстроить эффективную систему защиты и работать не только продуктивнее, но еще и избежать лишнего стресса.

Работа с электронной почтой.
Фото с сайта lifehacker.ru

Взаимность

Взаимность — это когда ты отвечаешь человеку взаимностью — добром на добро, ударом на удар. Роберт Чалдини, гуру убеждения, считает взаимность одним из 6 основных принципов влияния — сделайте что-то для кого-то так, чтобы они почувствовали себя должными.

Взаимность работает и в электронной переписке. Когда мы отправляем письма, которые содержат в себе простые мета-сообщения «Я очень заинтересован в том, что вы делаете», «Я очень жду от вас ответа», они являются приглашением к социальной встрече и, как следствие, вы получаете еще больше ответов. То же самое касается и нас, когда мы просто не можем не ответить на подобное письмо.

Вспомните свои мысли и ощущения, когда вы в последний раз продолжительное время не проверяли свой e-mail — это неприятное ощущение, что десятки, а может и сотни людей ждут в тоске вашего ответа, потому что без вас все замерло. А на самом деле вся эта переписка является ни чем иным, как социальной смазкой (ничего важного и срочного). И это приводит к…

Пожинанию плодов подобной деятельности

Наша эгоистичная часть любит получать письма, потому что это лишний раз подтверждает нашу значимость для общества. Животная часть нашего мозга использует простые правила обработки подобного вознаграждения. Самое фундаментальным из этих правил является Законом Эффектов (Law of Effect), который заключается в том, что если за сигналом последует вознаграждение, животные начнут делать это чаще. То есть мы с вами в этом плане являемся собаками Павлова.

Но процесс проверки почты построен так, что добавляет в связку еще одно правило, которое наш мозг использует для получения награды. Нерегулярные поощрения имеют особую силу, которая заставляет нас проверять свои входящие снова и снова. Это правило было открыто психологами еще в начале XX столетия и им активно пользовались владельцы азартных заведений (будут ли люди продолжать играть в автоматы, если они предсказуемо отдают вам лишь 80% потраченных на них денег?).

Электронка как-будто потихоньку шепчет в нашем сознании на протяжении всего дня: «Проверь меня! Вдруг там будет что-то важное, интересное или хотя бы веселое?» И для того, чтобы не попасться на крючок, настройте свой ящик так, чтоб он забирал разом всю почту только в определенное время, а не капал вам на мозги каждый раз, когда будет приходить новое письмо. Естественно, это касается десктопных программ и приложений.

Закройтесь от острых ощущений

Гиперболическое дисконтирование — это еще одна особенность того, как мы запрограммированы думать о вознаграждении. Это означает, что чем дольше нужно будет ждать награду, тем меньше для нас ее стоимость. То есть получается обратно пропорциональная зависимость, которая означает, что мы предпочтем слопать зефир прямо сейчас, чем будем ждать второй зефир через 20 минут. Он для нас является чем-то призрачным (а вдруг не дадут?), а этот вот — лежит прямо перед нашим носом и вкусно пахнет.

А теперь перенесем это на электронную почту. Чем дольше вы не проверяете входящие, тем меньше становится ваш интерес к содержанию почтового ящика. И чем чаще вы будете в нее заглядывать, тем больше интерес. А попробуйте не проверять ее хотя бы в течении одного дня — сразу все сообщения кажутся не такими уж и важными. А если вы не заглядывали туда в течении недели (были в отпуске), то необходимость проверить почту становится чем-то вроде наказания.

Еще одна проблема состоит в том, что электронные письма мы получаем практически мгновенно после их отправки. Поэтому искушение проверить почту столь велико. Если бы была электронная почта, которая доставляла письма с получасовой задержкой, руки так часто не чесались бы.

Груз ответственности

И, наконец, четвертая проблема — это наше чувство собственности и ответственности. Если мы знаем, что в нашем ящике появилось новое письмо, мы просто не можем на него не ответить или хотя бы прочесть. Потому что кто-то же его писал? И этот кто-то на другом конце кабеля ждет нашего ответа.

Особенно это заметно в групповых письмах, за которыми неизменно следует лавина ответов. И вот тут следует взять себя в руки и напомнить себе что: а) не все письма требуют немедленного ответа; б) некоторые письма вообще не требуют нашего ответа, так как в копии есть другие люди, которые ответят на все вопросы, а вы поставлены в копию просто для того, чтобы быть в курсе. И напоследок спросите себя, что было бы, если бы у вас не было этой информации? Вы начали бы искать ее самостоятельно? Если ответ «нет», значит кто-то другой завладел вашим вниманием и, соответственно, временем, и контролирует его.

Это можно применить не только к проверке электронной почты. Сюда же можно добавить социальные сети, групповые чаты в мессенджерах и Twitter.

Коментарі - 2

+
0
Angry
Angry
31 жовтня 2012, 14:33
#
Неплохая статья. Хоть что-то покое написали о работе с эл. почтой. Ато подзадолбало уже переливание из пусого в порожнее? Диаграма Эйзенхауэра-Таймменеджмент- игнор пнопки «ответить всем» и т.д.
+
0
bro
bro
31 жовтня 2012, 17:49
#
Есть такое
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися