Мінфін - Курси валют України

Встановити
6 серпня 2012, 12:14

Налоговое рабство. Украинцы 217 дней в году работают на содержание госаппарата

Чтобы покрыть все возрастающие госрасходы, украинцам приходится отдавать стране 217 рабочих дней в году — больше, чем во Франции и Норвегии, где налоги возвращаются жителям одним из самых высоких уровней социальной защиты в мире. Украинские бюрократы и чиновники отвоевывают все жизненное пространство у предпринимателей и наемных служащих, — пишет Александр Пасховер.

Налоговое рабство.
Фото с сайта etvnet.com

5 августа 2012 года для украинцев наступил символический День освобождения от налогов. Этот святой для предпринимателей праздник охватывает более 30 государств.

Дата Дня освобождения от фискальной нагрузки — условный показатель того, сколько нужно отработать в текущем году, чтобы полностью покрыть налогами все государственные расходы. Расчеты дня используются во многих странах для наглядной демонстрации уровня налоговой нагрузки.

Поскольку стремительно растущие траты правительства Украины требуют от отечественного бизнеса все больших жертв, фискальное бремя украинцев с каждым годом увеличивается. Если принять всю налоговую нагрузку за 365 дней, 217 из них соотечественникам следует отработать исключительно на нужды казны. Лишь оставшиеся 148 они могут работать на себя.

Если принять всю налоговую нагрузку за 365 дней,217 из них соотечественникам следует отработать исключительно на нужды казны. Лишь оставшиеся 148 они могут работать на себя. Год назад на государство украинцы трудились 194 дня, на 23 дня меньше. Эти данные обнародовали эксперты украинской неправительственной организации Мамай-Институт, которые провели нехитрые вычисления по международно признанной методике.

Если сравнить эти цифры с аналогичными показателями стран Евросоюза, рассчитанными бельгийским изданием L’Anglophone, станет очевидным, что украинцы работают на содержание своего госаппарата намного дольше, чем жители европейских государств. Так, на Кипре праздник отгуляли на 72-й день года (11 марта), в Литве — на 124-й (4 мая), в Великобритании — на 150-й (31 мая), в Польше — на 175-й (24 июня).

«Главная проблема Украины — стремительно растущие госрасходы, — говорит Дмитрий Харьков, эксперт Мамай-Института. — Они растут быстрее, чем экономика. Это крайне негативная тенденция, при которой доля рыночных механизмов снижается, а административных — растет».

Возрастающее налоговое бремя становится тревожным показателем влияния бюрократии на деловую и общественную жизнь страны. Число госслужащих растет, бюджет госструктур удваивается. В то же время качество работы госаппарата остается на примитивном уровне.

Красный день

Украинская бюрократия не самая эффективная в мире, а уровень социальной защищенности и вовсе один из самых низких на континенте. Тем не менее растущие госрасходы требуют от украинцев все больших усилий.

В основе расчета Дня освобождения от налогов лежит соотношение всего объема уплаченных в стране налогов к чистому национальному доходу, то есть к тем деньгам, которые украинцы заработали за весь год.

Эта цифра в 2011-м составила около 985 млрд грн. В том же году весь объем уплаченных налогов, средства, необходимые для покрытия дефицита бюджета, и взносы во внебюджетные фонды в целом достигли суммы 585 млрд грн (за год до этого — 434 млрд грн). Иными словами, 60 % всего заработанного страной за год возвращается государству за его услуги, заботу и управленческие функции.

60 % всего заработанного страной за год возвращается государству за его услуги, заботу и управленческие функции. Таким образом, если бы предприниматели Украины с 1 января, не зная ни выходных ни праздников, трудились лишь для того, чтобы покрыть расходы казны, полный расчет произошел бы лишь на восьмой месяц — 5 августа (217-й день года). Это и есть символический День освобождения от налогов.

К этому времени бизнес других стран уже давно работает на себя. В США День освобождения от налогов наступил на 102-й день года (12 апреля), в Австралии — на 112-й день (22 апреля), в ЮАР — на 132-й (12 мая), в Ка наде — на 157-й (6 июня), в Норвегии — на 210-й день (29 июля). Уровень налоговой нагрузки в этой скандинавской стране высок, так как здесь высок уровень социальной защиты, основой которого и являются налоговые отчисления. Таким образом, Украина по налоговой нагрузке опережает едва ли не весь мир.

Томаш Фиала, генеральный директор Dragon Capital, а также президент Европейской Бизнес Ассоциации, организации, которая объединяет более 850 иностранных компаний, работающих в Украине, отмечает еще одну тенденцию, ведущую украинский бизнес к фискальным рекордам.

В 2011-м доля налогов в ВВП страны достигла самого высокого уровня за годы независимости — более 25 %. В нынешнем году будет новый рекорд — 26%. Главный экономист Dragon Capital Елена Белан говорит, что эта стремящаяся вверх кривая еще не столь критична, но она иллюстрирует направление, в котором упорно движется Украина.

В США День освобождения от налогов наступил на 102-й день года (12 апреля), в Австралии — на 112-й день (22 апреля), в ЮАР — на 132-й (12 мая), в Ка наде -на 157-й (6 июня), в Норвегии — на 210-й день (29 июля). Главная проблема в этом вопросе, по мнению Белан, заключается в том, что темпы роста экономики явно уступают темпам фискальных сборов. Если номинальный ВВП с 2010-го по 2011-й вырос на 22%, то налоговые сборы в этот же период подросли на 43%.

К тому же в международном рейтинге Doing Business, который ежегодно публикует Всемирный банк, Украина удивила мир разнообразием обязательных отчислений. Всего их оказалось 135. Кроме украинцев и румын (113), никому на планете еще не удалось придумать более 100 налоговых платежей.

При этом украинская казна с долгами перед бизнесом рассчитываться не спешит. Фиала рассказывает Корреспонденту, что такая банальная процедура, как возврат НДС, происходит только при условии, что 50 % и даже 70 % этой суммы будут использованы как предоплата налога на прибыль или для покупки гособлигаций.

«Такой практики не существует ни в одной стране, с которой мы соревнуемся за инвестиции», — резюмирует инвестиционный банкир.

Тяжело нести

Светлана Бойко, столичный предприниматель с 14-летним стажем, — человек эмоциональный. На вопрос Корреспондента о том, насколько эффективно государство использует ее налоги, сначала осыпает проклятиями коррупцию, чиновников, рекламируемые на билбордах экономические достижения партии власти, а затем переходит к сути вопроса: «Если бы я знала, что то, что я плачу, все тратится на перспективу моих детей, внуков, я бы готова была платить столько, сколько нужно. Но эти деньги не идут даже на выживание, меня обманывают, а у меня выхода нет».

Быстрого решения, что делать с навалившимися проблемами, нет не только у Бойко, но и у правительства. Неэффективность государственного управления измеряется все возрастающими числительными. Расходы казны ежегодно превышают доходы. Один из испытанных методов латания старых дыр — заимствования за рубежом. В 2007-м внешний долг составлял 71,3 млрд грн ($ 14 млрд), в 2010-м он достиг 347,9 млрд грн ($ 43,5 млрд), в 2011 году — 375,4 млрд грн ($ 47 млрд).

Если бы я знала, что то, что я плачу, все тратится на перспективу моих детей, внуков, я бы готова была платить столько, сколько нужно. Но эти деньги не идут даже на выживание, меня обманывают, а у меня выхода нет.Кроме того, доля госрасходов в чистом национальном доходе за год выросла с 53 % практически до 60 %.

«Это и является основной причиной увеличения налоговой нагрузки — непропорционально большой рост государственных расходов», — подхватывает Харьков.

Рост госрасходов, на которые теперь среднему украинцу нужно трудиться минимум 217 дней в календарном году, слабо повлиял на то, на что, казалось бы, должен был повлиять, — на повышение качества жизни и укрепление социальной защиты. Причем повлиял настолько слабо, что замруководителя Центра политико-правовых реформ Виктор Тимощук со всеми своими коллегами так и не заметил никаких существенных прорывов.

Зато аналитик заметил, как стремительно наращивает обороты государственная машина. «У нас прокуроров в разы больше, чем в других странах, — приводит Тимощук один из многочисленных примеров излишков бюрократии. — Затраты на прокуратуру огромные». В 2010 году бюджет выделил прокурорам 1,2 млрд грн, а в 2012-м более чем удвоил эту сумму — почти до 2,5 млрд грн.

Админреформа, о необходимости которой говорят в Украине все годы существования независимого государства, приводит к диаметрально противоположным от ожидаемых результатам. До начала 2000-х число госчиновников не превышало 192 тыс. человек. После длинной серии сокращений министерств и ведомств, администраций и комитетов к 2011-му число госслужащих выросло до 280,5 тыс.

В 2007-м внешний долг составлял 71,3 млрд грн ($ 14 млрд), в2010-м он достиг 347,9 млрд грн. ($ 43,5 млрд), в 2011 году — 375,4 млрд грн ($47 млрд). По мнению Тимощука, раздутый госаппарат зачастую занимается тем, чего нет. «Огромная централизация власти становится дорогой и неэффективной, — подчеркивает эксперт. — Чем занимаются в Государственном комитете рыбного хозяйства или водных ресурсов? Какие у нас есть государственные рыбхозы? Этим уже давно занимаются арендаторы и предприниматели, а защитой водоемов пусть занимается экологическая инспекция».

Содержать всевозможные рудименты постсоветского хозяйства с каждым годом становится сложнее, особенно когда расходы на эти привидения социализма ежегодно растут, создавая дополнительную нагрузку на бизнес и Пенсионный фонд — ведь у госслужащего эксклюзивные права на спецпенсию, 80-90 % от довольно высокой ставки, растущей по мере выслуги лет.

«Пенсии госслужащих — угроза безопасности государства, — говорит Тимощук. — В Греции именно госслужащие подняли шум против сокращения расходов».

Не наш метод

Игорю Гуменному, владельцу украинской компании UBC-Group, крупнейшему производителю холодильного оборудования для ресторанов и баров (10 % мирового рынка), вдвойне обидно наблюдать за неповоротливостью государственного аппарата.

В любой приличной стране, когда ты инвестируешь в основные средства, уменьшается налог на прибыль. В нашей практике — абсолютное отсутствие любого стимулирующего начала.В провинциальном Красноперекопске Гуменный строит уже второй завод, где будут работать 1 тыс. человек. На первом работают 1 тыс. местных жителей, их средняя зарплата составляет 4 тыс. грн. В городке с населением 30 тыс. человек стройка — событие планетарного масштаба.

«Они (местные власти) могут тянуть месяцами согласование документов, — рассказывает бизнесмен. — И это Красноперекопск, где, кроме нас, больше никто ничего и не предложит».

Гуменный уже жил в государстве, где бал правила бюрократия и партия власти. Это государство называлось СССР, и одна из причин его гибели заключалась в том, что чиновники стерли в прах предпринимательскую свободу и взяли под контроль всю деловую и социальную жизнь населения. Сегодня этот метод кнута без пряника в приличном обществе себя изжил, уверен предприниматель.

«В любой приличной стране, когда ты инвестируешь в основные средства, уменьшается налог на прибыль. В нашей практике — абсолютное отсутствие любого стимулирующего начала», — подчеркивает Гуменный.

В эффективной системе госуправления чиновник — это мелкая единица общественно-политической жизни. Его роль незаметна, продуктивность — высока, ответственность — предельна.

«У нас в Польше шесть лет назад был такой случай: вначале арестовали счет, а потом, когда разобрались, уволили чуть ли не половину людей в этой налоговой инспекции», — вспоминает бизнесмен, чьи производственные мощности разбросаны по всему миру.

До таких высоких отношений бизнеса и бюрократии Украина еще не доросла. Вместо этого госаппарат раздувается, как флюс, формируя в стране новый экономический беспорядок.

Харьков отмечает, что государственное вмешательство в экономику умерщвляет конкуренцию, а значит, создает почву для роста цен, снижения качества продукции и уменьшения покупательной способности. При таком сценарии бюрократия крепнет изо дня в день. Ее содержание становится главной нагрузкой на все население и головной болью предпринимателей.

Аналитик предлагает правительству снизить объем госрасходов, что при растущей экономике приведет к снижению удельного веса госсектора и уменьшению вмешательства государства в экономику. «Или дождемся, когда будем праздновать День освобождения от налогов где-то под Новый год», — иронизирует Харьков.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися