Министерством юстиции обнародован отчет о результатах проведения мероприятий по предотвращению и противодействию коррупции в 2011 году. Образование — один из лидеров по уровню коррумпированности. В отчете, в частности, изложены результаты исследований общественного мнения о распространенности коррупции, пишет Osvita.ua.
Минюст составил рейтинг самых коррумпированных сфер в Украине
Рейтинг самых коррумпированных сфер, по результатам сравнительного исследования 2007-2009, 2011 годов, остается неизменным. В «антирейтинг» сфер, где широко распространена коррупция, вошла и сфера образования.
Результаты исследования общественного мнения подтверждают тот факт, что восприятие распространенности коррупции в Украине имеет очень высокие показатели. Незначительное сокращение коррумпированности в 2011 году по сравнению с 2009 годом было зафиксировано среди руководства и преподавателей высших учебных заведений (с 49% до 47,1%), однако в Министерстве юстиции отметили, что граждане также считают, что коррупция выросла среди руководителей и учителей школ.
Авторы отчета отмечают, что все исследования, проведенные в Украине в последние годы, показывают, что коррупция в сфере образования признается одной из наиболее распространенных, особенно с учетом того, что в этой сфере представлены интересы значительной части населения.Все исследования, проведенные в Украине в последние годы, показывают, что коррупция в сфере образования признается одной из наиболее распространенных.
В Министерстве юстиции отметили, что идентифицировать и определить степень реальной распространенности всех видов коррупционных практик в сфере образования достаточно сложно, поскольку в большинстве случаев они являются латентными видами, в которых коррупционная составляющая не столь очевидна, их «стоимость» не определяется, а сами они обычно не воспринимаются рядовыми гражданами как коррупция, например, использование знакомств, обмен услугами и т.д.
Достаточно неоднозначной по своему содержанию и последствиям является благотворительная помощь, с предоставлением которой постоянно сталкиваются в учебных заведениях, особенно в среднем образовании, где она часто приобретает признаки «квазикорупционных» или сомнительных платежей.
В Минюсте подчеркнули, что именно распространенность благотворительных платежей является важным фактором формирования представлений о коррумпированности образовательных учреждений. «Поэтому важно выделять те формы коррупционных практик, которые имеют стоимостную составляющую и четко признаются массовым сознанием как коррупционные. Именно эти формы имеют наибольшее влияние на формирование убеждения населения в существовании коррупции».
Для этого в отчете Министерства юстиции был использован такой показатель, как соотношение официальных и неофициальных (коррупционных и «сомнительных») платежей на образовательные услуги.
«Так, несмотря на то, что в структуре расходов домохозяйств на образование доля официальных платежей существенно колеблется в различных учреждениях, доля неофициальных платежей является стабильной величиной (в пределах 35 — 48%)», — говорится в документе.
Авторы отмечают, что в коррупционные практики, связанные с непосредственными коррупционными затратами, вовлечены 35-48% домохозяйств, члены которых учатся в разных учебных заведениях, а размер коррупционных затрат зависит от сферы обучения и увеличивается с возрастом человека, который учится.Фонд «Демократичні ініціативи» совместно с «Ukrainian Sociology Service» с 23 марта по 3 апреля 2011 года провели социологическое исследование в вузах.
По заключению экспертов Минюста, соотношение средних официальных и неофициальных затрат в различных учреждениях выглядит следующим образом: в детских садах — в среднем 1000 грн и 600 грн в год, в школах — 1500 грн и 1260 грн, в вузах — 6000 грн и 1500 грн.
Также в отчете приведен сравнительный анализ нескольких общенациональных опросов, проведенных в Украине в последнее время.
Фонд «Демократичні ініціативи» совместно с «Ukrainian Sociology Service» с 23 марта по 3 апреля 2011 года провели социологическое исследование в вузах, результаты опроса которого позволяют констатировать, что опыт непосредственного соприкосновения с коррупцией в вузах имеют в целом 33,2% опрошенных, не имеют -37,7%, остальные (29,1%) отметили, что слышали об этом от людей, которые сталкивались с этим лично. По заключению исследователей — «в основе коррупционных практик, с которыми сталкивались студенты, — преимущественно взяточничество».
По результатам всеукраинского опроса, проведенного Институтом прикладных гуманитарных исследований (июль 2010 года), удельный вес коррупционных практик в контактах респондентов с «государственными и коммунальными заведениями» составил 53% (в данном случае учитывалось не только взяточничество, но и другие виды коррупционных практик).
В исследовании проекта UNITER (июнь 2011 года) распространенность коррупционных практик определялась дифференцированно по категориям «добровольные вз
ятки», «взятки по требованию», «использование связей». Приводятся следующие результаты: высшие учебные заведения — «добровольные взятки» — 25,5%, «взятки по требованию» — 49,7%, «использование связей» — 20%; средние общеобразовательные учебные заведения — «добровольные взятки» — 61,1%, «взятки по требованию» — 61,6%.
Коментарі