РБК-Украина: Прошло уже более двух месяцев с момента вступления в силу закона о регулировании градостроительной деятельности. Какие первые результаты действия этого закона?
Мнение: «Новый закон о градостроительной деятельности делает заказчиком строительства не застройщика, а город»
Лев Парцхаладзе: Сегодня главная задача, чтобы закон начал работать в полном объеме. Закон вступил в силу, но без принятия Кабинетом министров ряда положений он не будет полностью выполняться. На сегодня должно быть принято 27 подзаконных актов правительства. И сейчас идет кропотливая работа по разработке этих документов.
КСУ также подключается к работе по разработке подзаконных актов. И мы благодарны Кабмину, профильному комитету парламента за то, что к этой работе подключаются специалисты конфедерации, и мнение строителей учитывается.
На сегодня большинство документов уже принято, среди них: порядок введения в эксплуатацию законченных объектов, порядок выполнения строительных работ, порядок проведения подготовительных работ и порядок внесения платы за выдачу сертификатов, который выдаются в случае введения в эксплуатацию, и другое. Мы согласовали с министерством порядок отнесения объектов к категориям сложности от 1 до 5, порядок утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы.
Сейчас обсуждается документ, который мы считаем очень важным — закон об ответственности за нарушения в градостроительной сфере не только строителей, но и чиновников. Потому что закон дает больше свободы строителям, и важно, чтобы строители также понимали свою повышенную ответственность перед общественностью. Также мы с министерством уже утвердили положение о градостроительном кадастре и порядок аттестации строителей по отдельным видам работ.
Осталось принять еще несколько подзаконных актов, которые разработаны и согласовываются на данном этапе.
РБК-Украина: Критики закона утверждают, что закон снимает ответственность с застройщиков, поскольку отменяет экспертизы.
Л.П.: Все экспертизы — археологическая, экологическая, архитектурная — сохраняются. Мы просто перенесли эти экспертизы на этап разработки зонинга. Вначале город должен быть прорисован, публично обсужден и согласован. Заказчиком при этом выступает городская администрация, которая решает, сколько должно быть детских садов, аптек, стадионов, продуктовых магазинов, жилых домов, торговых и офисных центров, гостиниц, заводов. Это все прорисовывается в таком новом документе как зонинг.
Ранее владелец земельного участка, или тот, кто хотел его получить, сначала оформлял землю на себя, а уже потом думал, что на ней строить. Теперь же городские власти сами должны нарисовать и разделить весь город по зонам, и четко прописать, что и как должно строиться в каждой зоне, на каждом земельном участке, какие параметры должны быть у объекта, какие ограничения. Таким образом, развитие города прорисовывается с ограничениями, с целевым назначением, плотностью застройки, этажностью.
Когда этот принцип будет действовать, тогда злоупотребления и коррупция сведутся к нулю. Ведь сейчас, по сути, от чиновника зависит дать вам разрешение на строительство 9-и этажного дома или 30-и этажного. И это ключевое отличие от того, что было ранее.
РБК-Украина: Не заморозит ли развитие города составление такого документа?
Л.П.: В законе прописано, что на разработку зонинга выделяется год с момента принятия закона. Год — это не так уж много. Поэтому важно усилить ответственность глав местных администраций и главных архитекторов городов за подготовку зонинга. Наше предложение, чтобы изменения в зонинг вносились не чаще, чем раз в 5 лет.
К примеру, в Киеве за последние 3,5 года было внесено 1,5 тысячи изменений в генплан. Лазейка была — и ее использовали. Документ такой важности должен утверждаться более высокой инстанцией, чем местный совет, например, генплан и зонинг Киева — на уровне Кабмина.
Составление зонинга зависит от местных администраций. Этот документ на 90% убьет коррупцию в строительстве — на выдаче земельных участков, на других позициях. Также лишаются возможности общаться со строительными компаниями напрямую и давить на них экологические инспекция, санстанция. Поскольку при составлении зонинга все инспекции общаются не с частными компаниями, а с государственными администрациями, то отпадает коррупционная составляющая.
Еще одним рычагом контроля над местными администрациями и советами являются общественные слушания, которые также проходят на этапе создания зонинга. И уже на этом этапе, а не на этапе строительства решаются все возможные спорные вопросы. Строитель приходит только на готовый проект и документацию. И это один из ключевых моментов в реформаторском строительном законе.
Важно, что у инвестора будет возможность в режиме онлайн посмотреть проекты, которые город может предложить, что в дальнейшем позволит ему быстро принять решение, получить необходимую разрешительную документацию и начать строить. Также инвестору не нужно будет много времени тратить на «пробежку» по кабинетам за подписями и разрешениями, готовить проекты на выделенные участки. Нужно будет только предложить лучшее решение по реализации городского плана застройки конкретного участка и — строить по правилам.
То, что такие нововведения приняты законодательно, мы считаем большим достижением в деятельности КСУ.
РБК-Украина: Какой статус у Конфедерации строителей? Участвует ли организация в заседаниях правительства?
Л.П.:5 апреля 2011 г. мы провели объединительный съезд — УБА, Строительной палаты и Ассоциации производителей строительных материалов.
Сегодня в конфедерацию входят около 700 холдинговых компаний и общественных организаций, что составляет до 90% самых крупных организаций в строительной отрасли Украины. Наша цель — защита интересов участников строительного рынка, улучшение инвестиционного климата в стране.
РБК-Украина: Будут ли заключены какие-либо бизнес-договоренности между участниками КСУ?
Л.П.: В конфедерации собраны и производители стройматериалов, и строители, и девелоперы, и другие игроки рынка, которые, конечно, будут иметь более простой и быстрый доступ друг к другу в рамках Конфедерации. Конечно же, между ними будут постоянно вестись переговоры по сотрудничеству и оптимизации деятельности для развития рынка.
РБК-Украина: Кто инициировал создание Конфедерации?
Л.П.: Эта идея обсуждалась уже пару лет руководителями строительных ассоциаций. Какое-то время нам всем понадобилось на осмысление этой идеи, переговоры. Несколько месяцев назад, по инициативе Владимира Поляченко, мы возобновили переговоры, и 5 апреля 2011 г. Конфедерация была создана.
Почему Украинская строительная ассоциация решила объединиться в КСУ? Кризис подтолкнул нас. Ведь, у всех строителей одни задачи. Мы видим огромные возможности в деятельности КСУ. Мы стали фактически единственной профессиональной ассоциацией, которую признает правительство. И правительству также важно иметь нормальный прямой контакт с представителями рынка, которые будут генерировать идеи по развитию рынка, привлечению инвестиций в отрасль и страну и выполнять государственные программы, как под Евро-2012, так и под массовое строительство жилья, и развитие инфраструктуры.
РБК-Украина: Какие законодательные инициативы будет инициировать КСУ?
Л.П.: Необходимо на государственном уровне стимулировать инвестиции в строительство.
В этом вопросе в Украине пока нет правильного стратегического подхода. К примеру, Украинская строительная ассоциация планово участвовала в инвестиционных выставках за границей в течение нескольких лет. Ключевой международной выставкой по недвижимости является МИПИМ в Каннах. Туда приезжают ведущие инвесторы мира. Краснодарский край, например, за один день работы на этой выставке подписал договоров на 1 млрд долл. Такую работу надо вести с правильным государственным подходом, надо иметь государственную стратегию привлечения зарубежных и местных инвестиций в строительство. Мы планируем очень серьезно работать в этом направлении в тесном сотрудничестве с государственными органами.
Ведь, несмотря на то, что дно кризиса уже прощупано, восстановление будет долгим и непростым. В вопросе развития города очень многое завязано на строительстве: строишь торговый центр — есть рабочие места, строишь дом — есть рабочие места. Мы подсчитали, что на строительстве только одного дома работают до 40 смежных компаний. Есть рабочие места, появляются возможности заработанные средства вкладывать в строительство собственного жилья. Необходимо стимулировать возможности населения, делать ипотеку надежной и доступной. На сегодня ипотека под 18-20% — это самоубийство. Это недоступно для людей.
Сегодня очень мало государственных программ и инвестиций в строительство жилья. Необходимо строить доступное жилье — люди этого очень ждут.
Еще один вопрос — это огромное количество недостроев по Украине. Если этот вопрос не решить — нас ждет очередной коллапс. А ведь от ситуации, когда достроить дома невозможно, страдают и банки, и строительные фирмы, и инвесторы.
В ближайшее время мы хотим поднять вопрос обновления жилого дома — это интересно городам-миллионикам особенно в старой части городов, где находятся 5-этажные «хрущевки». В Москве, к примеру, такая программа уже завершена.
Много зданий, которым требуется капитальный ремонт. Необходимо строить новые здания. По нашему законодательству, в рамках программ обновления жилфонда, существует правило переселения по количеству прописанных людей. А лучше вводить коэффициент мены, при котором имея, например, квартиру площадью 100 кв. м при переселение владелец получает квартиру на 130 кв. м в новом доме.
Это только несколько примеров из того, что Конфедерация планирует подготовить для обсуждения и принятия на законодательном уровне в Украине.
Виталий Рабинович
Коментарі