Мінфін - Курси валют України

Встановити
28 лютого 2011, 8:59

Из-за революций может подорожать бензин и газ в Украине

Еще один самолет с эвакуированными украинцами вылетел сегодня из Триполи в Киев. На его борту также граждане других стран, пожелавшие покинуть неспокойную территорию. Это уже четвертый самолет, который Украина отправила для эвакуации своих людей с территории Ливии.

И хотя мы находимся на расстоянии тысяч километров от африканского континента, но уже ощутили на себе последствия революционных событий там. Бензин на автозаправках дорожает чуть ли не ежедневно, стоимость газа также увеличится, поскольку привязана к цене на нефть. Украинский бизнес несет миллионные убытки - только туроператоры оценивают свои потери минимум в 6 миллионов долларов. А тысячи украинцев, потеряв работу в африканских странах, возвращаются домой. Геннадий Вивденко - о наших потерях в результате революций.

Автомобилем, самолетом, и, наконец, поездом. Сперва Сергея Близнюка эвакуировали из Триполи в Москву на лайнере российского МинЧС. До Киева он добрался по железной дороге. С ним приехали семь украинских медиков. Трудовая миграция с берегов Днепра в ливийскую пустыню составила, по разным оценкам, от трех до пяти тысяч человек. Сергей - инженер-газовик. Строил трубопровод неподалёку ливийской столицы. Говорит, когда в стране начались волнения, в офисе компании иностранным сотрудникам раздали паспорта и посоветовали спасайтесь, как можете.

Сергей Близнюк, инженер государственной ливийской газовой компании «SOC»:

Не вышли на работу - местное население. Наш директор появился, провел короткое совещание и объявил, что ситуация непонятная и опасная, неизвестно, что может произойти - лучше переждать сейчас без работы.

Компания, в которой работает Сергей, обеспечивает работу газопровода «Гринстрим». Он поставляет топливо в Италию. С 23 февраля его прокачка прекратилась. Десять процентов углеводородов, потребляемых в Европейском Союзе, поставляли из Ливии. К концу недели экспорт нефти отсюда сократился на три четверти. Повстанцы контролируют нефтеносные районы центра и востока страны. Европейские энергокомпании эвакуируют отсюда своих специалистов.

Игорь Чернявский видит на мониторе последствия этих событий - нефть на мировых биржах резко подорожала. Сейчас показатель марки брент - 117 долларов за баррель. Плюс 10% за три дня. Игорь тут же высчитывает - во сколько это обойдется украинскому потребителю, если мировая цена не снизится.

Игорь Чернявский, финансовый директор сети автозаправок:

Десять процентов подорожания, стоил бензин 8.90 к примеру - добавим 10% получается 9.80. Такая цена должна быть - она пропорцианальна. Ну может быть 9.70, но тогда дизель будет дорожать на 11 % - но корзина должна расти адекватно. По-другому не сложится математика.

Есть еще и другая математика. В контракте, подписанном предыдущим правительством в январе 2009 года. В сложной формуле цены на газ для Украины основа для расчета - цены на нефтепродукты в Италии. А сырьё - в основном - ливийская нефть.

Владимир Омельченко, ведущий эксперт энергетических программ Центра имени Разумкова:

Якщо ціна на нафту буде коливатися в діапазоні 110-120 доларів за барель, то вартість природного газу для України в четвертому кварталі може перевищити позначку в 300 доларів. І цей сценарій є для української економіки абсолютно несприятливий.

В арабских странах бьются - в Украине уже подсчитывают убытки. Это на первый взгляд всё что происходит - за двумя морями и нас не касается. Пока кто-то из граждан не захочет улететь от мороза и сырости по сходной цене.

Таким местом стал с недавнего времени Египет. Но сначала - акулы, это было ещё поправимо, - а потом акции протеста, сетуют в организациях туроператоров. Последний украинский турист улетел на берег Красного моря - официально - 12 февраля. В итоге недосчитались 18 тысяч отдыхающих, отсюда сплошные убытки.

Йосиф Андрик, вице-президент Ассоциации лидеров турбизнеса Украины:

Оценочно от 6 до 12 миллионов. Почему оценочно 6 - это убытки туроператоров, агентств и авиакомпаний. Но еще непонятно, сколько получат убытков компании от отелей. То есть люди были забронированы, операторы деньги вернули. И сейчас идут переговорные процессы операторов с «отельщиками».

Сергею Близнюку пока - не до африканских морей. Его путь лежит на запад, в родной Ивано-Франковск, к родителям в незапланированный отпуск. Вспоминает, как стоптал отечественные кирзовые сапоги 10 лет назад на прокладке газопровода в пустыне в восточной Ливии. Пока не знает, как долго пробудет на родине. Ждет, когда в Ливии всё уладится. Рынок труда там перспективнее, хочет вернуться.

Сергей Близнюк, инженер государственной ливийской газовой компании «SOC»:

Я привык к этой стране - на протяжении многих лет, климат подходящий, море, все условия. Мне предложили ехать туда обыкновенным слесарем, и я согласился, когда я увидел три нуля, не думая даже бросил эту работу.

После покупки билета Сергей тут же звонит в ливийское посольство. Интересуется - как получить новую визу в ещё охваченную восстанием Джамахирию. Там за последнюю неделю потеряли работу несколько тысяч украинских граждан.

Коментарі

Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися