Ливия пытается стать новым Дубаем. В Бенгази, втором по величине после столицы городе страны, на месте пустыни строятся квартал за кварталом, апартаменты и виллы. Многомиллиардная строительная лихорадка — один из самых явных знаков роста страны. На нем не сильно сказался мировой финансовый кризис, который подкосил другие богатые нефтью арабские державы. Как считает Associated Press, Ливия решила пустить свое нефтяное богатство на перестраивание страны, на протяжении десятков лет находившейся под санкциями и в международной изоляции.
Каддафи строит свой Дубай
Ливия «действительно пытается стать, за неимением лучшего термина, новым Дубаем», — заявил AP Карлос Касерес, глава американского строительного гиганта AECOM, работающего в Бенгази. Касерес сопоставил Ливию с эмиратом в ОАЭ, чей умопомрачительный рост был сравним лишь с масштабом долговых проблем. Сейчас AECOM работает над проектом на 80 млрд долларов по строительству 150 тысяч единиц жилья по всей стране, четверть из которых находится Бенгази, а также занимается ремонтом канализации и инфраструктуры.
Ливия запланировала потратить за ближайшие 10 лет 500 млрд долларов на целый ряд подобных проектов. В планах — строительство новых университетов. В потрепанном аэропорте Триполи уже начался капитальный ремонт, на улицах мелькают новые автомобили Toyota и Honda, а на перекрестках появились модные кафе.
Турецкая компания TAV Construction совместно с греческой Consolidated Contractors закончат реновацию аэропорта Триполи в марте 2011 года. Проект включает два новых терминала, рассчитанных на 20 миллионов пассажиров в год. В ливийской столице Триполи турецкая компания EMSAS Construction строит высотный комплекс люкс-класса Bab Tripoli за 1,3 млрд долларов. Bab Tripoli должен быть достроен в этом ноябре, в нем будет 2 тысячи апартаментов, клиника и торговый молл с ледовым катком и боулингом на 22 дорожки.
В ближайшее время крупные международные гостиничные сети Intercontinental, Sheraton и Marriott планируют открыть свои отели в Триполи. Кроме того, осуществляются проекты по внедрению услуг связи 4G, строительства высокоскоростных железных дорог вдоль Средиземноморского побережья. В более отдаленных планах — запуск поездов General Motors напрямую к Египту через Тунис. Приходит в страну и международный банковский сектор: недавно итальянский банк UniCredit получил первую международную лицензию от Центробанка Ливии. Как сообщало агентство Bloomberg, ливийские регуляторы также получили заявки от шести иностранных банков — HSBC, Standard Chartered, NBD PJSC из Арабских Эмиратов, катарских Islamic Bank и Mashreqbank.
Международный валютный фонд прогнозирует рост экономики Ливии на 5,4% в этом году, а ООН заявляет, что прямые иностранные инвестиции выросли в четыре раза с 1 млрд долларов в 2005 до 4,1 млрд долларов к 2008 году. «Это страна настоящего бума сегодня, — говорит представитель южнокорейской строительной компании HanmiParsons Ричард Барбер. — Очень многие строители из Дубая и остального Ближнего Востока приезжают сюда работать, как и я».
Все происходящее в стране контрастирует с образом Ливии, сложившимся в мире за последние 10 лет из-за международных санкций за поддержку ливийским лидером Муаммаром Каддафи терроризма. Проблемы возникали и у иностранцев, приезжавших и работавших в этой стране. Так, в 1999 году в том же Бенгази арестовали врача-палестинца и четырех болгарских медсестер по обвинению в умышленном заражении вирусом СПИДа 426 местных детей. К 2004 году суд Ливии приговорил их к смертной казни, потом мера наказания была пересмотрена в сторону пожизненного заключения. Добиться депортации граждан Болгарии на родину удалось лишь при активном участии международного сообщества к 2007 году.
Однако уже к 2008 году снова разгорелся скандал: в Женеве по подозрению в избиении двух горничных отеля арестовали одного из сыновей ливийского лидера Ганнибала Каддафи. Затем в ливийской столице были арестованы два швейцарских бизнесмена по обвинению в уклонении от уплаты налогов и нарушении визового режима. В марте 2010 года Каддафи призвал к джихаду против запретившей в ноябре прошлого года строительство минаретов «безбожной» и «отступнической» Швейцарии.
В 2003 году Ливия взяла на себя ответственность за организацию взрыва лайнера Boeing 747 над Локерби 21 декабря 1988. В результате этого теракта погибли 270 человек. Решение Каддафи отказаться от поддержки терроризма, передача подозреваемых и выплата компенсаций семьям погибших стали шагом к международному сообществу, отмечает АР. Теперь руководство страны делает упор на создании делового климата и быстрорастущий частный сектор, удивляя аналитиков этим капитализмом в социалистической стране.
Коментарі