Для меня главным сигналом того, что украинская экономика начинает выходить из кризиса, является постепенное улучшение ситуации в промышленности. В январе снижение объема промпроизводства в стране по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года составило 34%, тогда как в августе по отношению к августу 2008-го — уже 23%. Конечно, такие цифры не могут радовать, но то, что темпы падения производства в Украине замедляются, — безусловно, тренд обнадеживающий.
Кроме того, возобновляется рост промышленного производства месяц к месяцу. Август — период не показательный, так как много людей уходит в отпуск, поэтому давайте не будем по нему судить. Если же мы посмотрим на статистические данные за июль, то увидим, что в этом месяце объем промпроизводства в Украине вырос по сравнению с июнем на 4,9%. У меня есть основания полагать, что украинская экономика двигается по классической посткризисной V-траектории: за бурным падением последует не менее бурный рост. С большой долей уверенности могу спрогнозировать, что в ноябре-декабре этого года уже будет зафиксирован рост промпроизводства в Украине год к году.
Очень важно, что украинский центробанк наконец-то проводит политику гибкого обменного курса национальной валюты и показывает реальный курс гривни. Тот курс гривни к доллару, который есть сейчас, то есть 8,3-8,4 грн./$ (средневзвешенный межбанковский курс), я считаю оптимальным. Об этом свидетельствует тот факт, что дефицит текущего счета продолжает существенно сокращаться (в августе по сравнению с июлем он упал с $348 млн. до $44 млн., или почти в восемь раз. — «ДЕЛО»), в то время как золотовалютные резервы Национального банка практически не изменились (за последний месяц сократились всего на 2,6%, до $28,9 млрд.), так как НБУ очень мало тратит на интервенции. Конечно, есть «обратная сторона медали»: в связи с удорожанием доллара возобновляется отток валюты из банковской системы, но этот процесс можно списать на панику населения. Кроме того, становится более дорогим обслуживание внешнего долга для украинских компаний, растет количество дефолтов, но этот процесс нормальный для кризисного времени.
Привязка гривни к фиксированному курсу доллара была серьезной ошибкой и способствовала коррупции в центробанке. Ситуация, когда курс, по которому Нацбанк осуществляет интервенции, существенно ниже, чем реальный курс на межбанке, является непозволительной. Поэтому для руководства НБУ сейчас очень важно «отмыться» от обвинений во взяточничестве, показывая как можно более высокую транспарентность.
Андерс Аслунд
старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона
28 вересня 2009, 9:00
Коментарі - 2