Антимонопольный комитет (АМКУ) обязал государственное предприятие «Укрзализныця» в течение 20 дней предоставить документы, подтверждающие обоснованность повышения тарифов на перевозку зерновых культур. Новые расценки вступили в силу 1 мая — после утверждения нового сборника тарифов на услуги железнодорожников по транспортировке.
Антимонопольный комитет взялся за тарифы «Укрзализныци»
И.о. главы комитета Александр Мельниченко согласился: поскольку в последний раз сборник пересматривался в 1999 году, тарифы необходимо было повышать. «Но «Укрзализныця» увеличила расценки в 5,4-7,4 раза, в то время как за эти годы уровень цен на промпродукцию вырос только в 4,9 раза», — отметил чиновник.
Антимонопольный комитет занялся тарифами на перевозку зерна с подачи аграриев, которые утверждают, что повышение стоимости перевозок сделает их продукцию неконкурентоспособной на мировых рынках. «Затраты на логистику в этом году увеличились до 39% от стоимости продукции. В странах ЕС — наоборот. Если в прошлом году на логистику зерна приходилось до 14% от ее стоимости, то в этом году этот показатель снизился до 9%», — рассказывает президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко.
Производители приводят расчеты. «Логистика «Укрзализныцей» по Украине обходится нам в среднем в 20 $ за тонну. Транспортировка 1 тонны зерновых на расстояние 10 километров из Николаева в Очаков стоит 5 $. Доставка этого же груза из Очакова в Египет — 6 $. В итоге, учитывая плату за хранение и перевалку зерна, на логистику 1 тонны уходит 45-55 $, при том, что стоимость пшеницы на рынке 130-160 $ за тонну. Если бы удалось снизить стоимость логистики, то можно было бы увеличить закупочные цены на зерно у аграриев на 30-50 грн», — утверждает генеральный директор компании «Нибулон» Алексей Вадатурский.
Замминистра транспорта и связи Владимир Бадагов, в свою очередь, не считает тарифы «Укрзализныци» высокими. «Тарифы были утверждены в необходимых министерствах, ниже тарифов, чем у украинского госпредприятия, нет ни в одной стране. Так, если за транспортировку 1 тонны зерна на расстояние 500 км в России нужно заплатить 12,7 $, в Беларуси — 10,5 $, то у нас — 10 $», — отметил Бадагов.
Минэкономики выступает за передачу полномочий по утверждению тарифов от Минтранссвязи специальной комиссии. Предполагается, что такая мера позволит избежать дискуссий относительно уровня расценок. Предложение также поддерживают в Минагрополитики.
Коментарі