Кабмин определился с долей акций, которую он получит в каждом национализируемом банке.
Жеваго торгуется с государством
В шести из семи банков, подавших ходатайство о вхождении государства в уставный капитал, прежние собственники станут миноритариями. За право влиять на управление банком «Финансы и кредит» борется только Константин Жеваго, однако против него может играть группа «Приват»
Через механизм рекапитализации Кабмин намерен стать собственником 91,8% акций «Надра Банка», 99% Укрпромбанка, 99% банка «Киев», 99% «Родовід Банка», 75%+1 акция Укргазбанка и 75%+1 акция Имэксбанка. «Также идет дискуссия сейчас по поводу банка «Финансы и кредит». Сколько процентов акций этого банка перейдет государству, окончательно будет понятно после дополнительных переговоров с собственниками банка»,— заявила премьер Юлия Тимошенко.
По данным «i», собственники банка «Финансы и кредит» пока не соглашаются передать государству более 50%+1 акция и категорически против введения в банк временной администрации из-за того, что банк попал под давление конкурентов.
Как сообщил «i» источник в банковской системе, осведомленный о переговорах, в конце прошлой недели состоялись телефонные переговоры между совладельцем банка Константином Жеваго и премьером Юлией Тимошенко. Якобы бизнесмен ссылался на то, что по результатам диагностического аудита потребность в капитале банка «Финансы и кредит» в апреле составляла около 2 млрд. грн. (постановление НБУ №237 от 16 апреля) при собственном капитале банка на уровне 2,6 млрд. грн. Поэтому он и просил сохранить его долю в банке на уровне до 50%.
Однако вопрос в Кабмине еще не решился, так как, с одной стороны, государство является инвестором последней инстанции и не должно быть настроено на такие уступки. С другой стороны, по словам одного из банкиров, против собственников «Финансы и кредит» сейчас может играть действующая в интересах третьих лиц группа «Приват», которая заинтересована в контроле над финансовыми потоками клиентов банка. Финансист полагает, что днепропетровцев могут интересовать потоки Полтавского ГОК, входящего в компанию Ferrexpo. «Получить контроль над этими потоками легче, если в банке будет работать свой человек»,— говорит банкир.
При этом тот факт, что временные администрации в рекапитализированные банки будут введены обязательно, уже ни у кого не вызывает сомнений — таково требование международных финансовых организаций. Собственникам национализируемых банков нечего возразить государству, так как если в банки будут введены временные администрации, то, согласно закону «О банках и банковской деятельности», уже они будут проводить поиски стратегических инвесторов.
Как пояснил «i» руководитель проектов в финансовом и корпоративном секторе Всемирного банка Мариус Висмантас, временные администраторы в национализируемых банках будут полезны для проведения подготовительных работ для вхождения государства в капитал. Среди такой работы он выделяет уточнение потребности банка в дальнейшем увеличении капитала и потребности в ликвидности.
«Скорее всего, работа администраторов в проблемных банках не будет долгой. В какой-то момент их заменят менеджеры, которых назначит новый владелец банков — государство»,— говорит господин Висмантас. По его словам, новый менеджмент тогда взял бы на себя полное управление банком, как «функционирующим предприятием» (в противоположность банку, который может быть закрыт в будущем). Цель назначения государственного менеджмента в банки — ускорить доступ к депозитам.
Впрочем, государство нашло и другое применение способностям национализированных банков и ликвидности, которую они получат в НБУ. На минувшей неделе правительство внедрило на рынке государственных ценных бумаг институт первичных дилеров, поручив отбирать их Минфину. Такие дилеры, которых будет не больше 16, будут принимать участие в размещении ОВГЗ, обеспечивать выкуп при таком размещении не менее 3% от общего объема их размещения в течение каждого полугодия, а также будут обеспечивать постоянные двусторонние котировки по ОВГЗ.
По мнению советника председателя правления Укргазбанка Александра Охрименко, первичными дилерами фактически могут быть все банки первой двадцатки. Однако, скорее всего, на первом этапе эту роль будут выполнять государственные и национализированные банки, которые смогут обеспечить Минфину размещение от 27% объема всех выпусков ОВГЗ.
При этом конечным покупателем этих бумаг правительство все равно может сделать НБУ. «Украинские ОВГЗ имеют низкую инвестиционную привлекательность и низкую ликвидность. Спрос существенно вырос бы, если бы НБУ начал учитывать ОВГЗ при расчете нормативов ликвидности банка, а также внедрил механизм постоянного выкупа ОВГЗ через фондовые биржи на открытых торгах»,— говорит господин Охрименко.
Коментарі