Проблемы в четвертом квартале не смогли повлиять на итоги года страхового рынка Украины благодаря доходам, полученным в трех первых кварталах.
Страховой рынок Украины закончил 2008 год с прибылью, но что будет в 2009-м — не известно
Как пишет газета «Экономические известия», финансовый кризис остудил желание западных инвесторов делать приобретения на развивающихся рынках, и вызвал опасение относительно будущего украинских страховщиков, ориентированных на получение дохода от банковских каналов. В итоге опасения подтвердились: остановка кредитования привела к сокращению платежей от страхования залогового имущества и других видов банковского страхования (bancassurance). Теперь большинству зависимых страховщиков приходится искать новые каналы продаж.
Кроме того, опасаясь проблем в банковской сфере, страховщики предпочитают не заключать депозитные договоры на новый период с банками, вызывающими опасение. Банки также предпочли пересмотреть список аккредитованных страховщиков с целью исключить из него тех, в чьей платежеспособности они не уверены. Это приводит к оттоку клиентов, которые ежегодно страховали свой автомобиль в определенной СК, но в связи с прекращением аккредитации вынуждены менять страховщика.
Сейчас банковский канал продаж серьезно теряет свои емкости. Эта потеря может достигать 50%. Тем не менее, здесь есть наработанный за предыдущие годы портфель, который на сегодняшний день начинает перераспределяться среди страховщиков. Если раньше банк активно работал на понижение тарифных ставок, что приводило к демпингу и негативным финансовым результатам, то сейчас банки меняют своих партнеров в связи с тем, что компании, с которыми они работали раньше, не могут обеспечить качественный сервис и не выплачивают возмещения вовремя. Для клиентов эта ситуация двояка. С одной стороны, им придется платить за страховку больше, а в сегодняшних условиях реальных денег становится меньше. С другой, сервис будет более качественным.
Страховые компании, в свою очередь, рассматривают вопрос сокращения количества аккредитаций, так как быть аккредитованным в некоторых банках становится нерентабельным либо опасным, с точки зрения сбережения средств.
Ситуация усугубилась и тем, что многие страховщики до последнего года перекрывали страховые выплаты за счет новых поступлений, формируя страховые резервы исключительно для отчетности. В настоящем году это может вызвать невозможность компаний расплачиваться по обязательствам. Особенно в ситуации, когда большинство резервов было покрыто депозитами, на досрочное расторжение которых наложен мораторий.
Финансовый кризис заставил украинских страховщиков пересматривать стратегии своего развития, оптимизировать структуры, сокращать расходы, поскольку большое количество компаний столкнулись с нехваткой ликвидности: на волне бурного роста рынка в предыдущие годы они уделяли недостаточное внимание формированию резервов и сейчас, ввиду существенного падения объемов продаж, испытывают дефицит средств для покрытия своих обязательств.
Особенно это касается компаний, активно работающих в сегменте массовых видов страхования (КАСКО, автогражданка). Но даже те компании, которые правильно формировали резервы, из-за инфляции будут вынуждены выплачивать больше, чем резервировали.
КАСКО. Первым видом страхования, который пострадал от финансового кризиса, оказалось автострахование, ведь большинство автомобилей покупались в кредит. Несмотря на падение платежей, страховщики вынуждены будут повышать страховые тарифы по КАСКО в среднем на 20—30%. Стоимость страховки напрямую зависит от стоимости ремонта автомобиля (в случае попадания его в ДТП). Цены же на ремонт в последнее время растут, так как запчасти покупаются за границей. Таким образом, растет и средний размер убытка. И страховщикам ничего другого не остается, как увеличивать цены на страховые услуги, чтобы иметь возможность выполнять свои обязательства перед клиентами и в последующем.
ОСАГО. Повышение стоимости запчастей и ремонта на СТО приводит к тому, что размер средней выплаты растет, а базовый тариф ОСАГО не пересматривается. Это может привести к росту убыточности этого вида страхования. Если размер базового платежа не изменится, автогражданка будет быстро стремиться к высокоубыточному виду страхования. Соответственно, со стороны Моторного бюро и СК необходимо ожидать более ответственного подхода к этому виду страхования. На сегодняшний день динамика роста стоимости деталей и роста стоимости работ на СТО уже выводит этот вид страхования на уровень приблизительно 200% убыточности к концу года.
Медицинское страхование (ДМС). Сокращение персонала, массовая оптимизация расходов привели к тому, что многие компании отказываются от социальных пакетов. В том числе — и от медицинского страхования сотрудников и страхованию от несчастного случая. Тем не менее, некоторые страхователи оптимизировали стоимость социальных пакетов, например, введением франшиз на отдельные программы либо долевым участием сотрудников в оплате страховой премии.
Наблюдается незначительное снижение прироста платежей от компаний, работающих в секторе строительства, фармации, инвестиций и банковском секторе. В то время как в России готовятся к введению обязательного медицинского страхования и реформе всей медицинской системы, в Украине эту идею, похоже, отложили в долгий ящик.
Страховые компании рассчитывают, что 2009 г. приведет к консолидации. Многие мелкие компании уже готовы продать свои страховые портфели более крупным страховщикам. Те, которые не найдут покупателя, будут вынуждены ликвидироваться.
Коментарі