4 июля 2019, 8:00 Читати українською

«Автогражданка» подорожает в сентябре

«Минфин» разобрался, кому придется платить за «автогражданку» больше, а кто сможет сэкономить на полисе.

«Минфин» разобрался, кому придется платить за «автогражданку» больше, а кто сможет сэкономить на полисе.
Фото: МТСБУ

Правила работы на рынке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГПО) вскоре изменятся. Компании станут больше платить автовладельцам, но вместе с тем повыситься и стоимость страховых полисов. Минюст уже зарегистрировал соответствующие изменения в нормативные документы Нацкомфинуслуг. Они вступят в силу через три месяца после обнародования, предположительно – в конце сентября.

Что изменится

Максимальные суммы, которые страховые компании могут выплатить пострадавшим в ДТП, вырастут. Сегодня они составляют 100 тыс грн по ущербу имуществу и 200 тыс грн по ущербу жизни и здоровью потерпевшего. Новые лимиты составят 130 тыс грн.  и 260 тыс. грн. соответственно. Это правильный шаг. По оценкам Моторного страхового бюро Украины (МТСБУ), уже сегодня в 5-7% страховых событий нанесенный ущерб превышает действующие страховые лимиты. 

Но автовладельцам также придется больше платить за «автогражданку». Цена полиса зависит от двух составляющих – базового платежа и применяемых к нему поправочных коэффициентов. Базовый платеж останется прежним – 180 грн. А вот коэффициенты осенью изменятся. Это отразится на стоимости полисов. 

Особенно подорожает страхование для автомобилистов из городов-«спутников» Киева и для владельцев «евроблях». «Раньше авто с иностранной регистрацией, так как у них нет места регистрации в Украине по техпаспорту, страховались по тарифу приграничной зоны, то есть небольших городов. Таким образом, стоимость страховки для евроавто была ниже, чем для авто, зарегистрированного в Киеве в 1,5-2 раза. Но по статистике такие авто чаще становятся участниками ДТП, а, значит, размер тарифа необходимо откорректировать», — рассказал руководитель ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.

Изменение поправочных коэффициентов в страховании «автогражданки»

Было

Действующие коэффициенты

Стало

Новые коэффициенты

Г.Киев

3,2 – 4,8

Г.Киев

3,2 – 4,8

Города Борисполь, Боярка, Бровары,
Васильков, Вышгород, Вишневое, Ирпень

1 – 2,5

Днепр, Львов, Одесса, Харков, Борисполь, Боярка, Бровары, Буча, Васильков, Вышгород, Вишневое, Ирпень, Обухов

2,3 – 3,5

Города с населением более 1 млн чел

2,3 – 3,5

Города с населением от 500 тыс до 1 млн чел

1,8 – 2,8

Донецк, Запорожье, Кривой Рог

1,8 — 2,8

Города с населением от 100 тыс до 500 тыс.чел

1,3 – 2,5

Алчевск, Бердянск, Белая Церковь, Винница, Горловка, Евпатория, Житомир, Ивано-Франковск, Камянец-Подольский, Камянка, Керч, Кропивницкий, Краматорск, Кременчук, Лисичанск, Луганск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Никополь, Павлоград, Полтава, Ровно, Севастополь, Северодонецк, Симферополь, Словянск, Суммы, Тернополь, Ужгород, Херсон, Хмельницкий, Черкасы, Черновцы, Чернигов

1,3 – 2,5

города с населением менее 100 тыс.чел

1 – 1,6

Другие населенные пункты

1 – 1,6

Транспортные средства, зарегистрированные в другой стране

2 — 4

Транспортные средства, зарегистрированные в другой стране

5 — 10


Значения коэффициента «убыточности» будут варьироваться в диапазоне 1-3. Так что он может существенно повысить стоимость страховки.Также появится новый коэффициент, который позволяет повышать стоимость полиса в зависимости от того, как много компания платит по «автогражданке».  «Методики применения этого коэффициента пока нет. Страховщик будет самостоятельно оценивать состояние своего портфеля и принимать решение о применении или не применении этого коэффициента», — рассказала начальник департамента информационного обеспечения, анализа и методологии страхования МТСБУ Елена Машаро.

Согласно показателям 2018 года, среднее соотношение выплат к страховым премиям на рынке составило 47%, а у 28 страховых компаний этот показатель оказался больше. 

Топ-20 СК с наибольшей убыточностью ОСГПО

Страховая компания

Убыточность (соотношение выплат к страховым премиям), %

АСКО-Медсервис

252,76

Юниверс

134,97

Глобал Гарант

114,05

Мотор-Гарант

110,95

Галыцька

87,08

Колоннейд Украина

86,98

Омега

85,41

АХА Страхование

80,89

Провидна

75,30

Саламандра-Украина

71,36

Глобус

70,31

Альфа Страхование

68,23

Граве Украина

64,82

ПЗУ Украина

64,71

Саламандра

59,22

Княжа Виенна Иншуранс Груп

58,61

Экспресс Страхование

56,37

Пэрша

56,26

УСГ

56,16

ИНГО Украина

54,94

Кому положены скидки

1. Ранее размер поправочного коэффициента был привязан к месту регистрации авто, теперь можно будет страховаться по тарифу места проживания. Это может быть выгодно, если ваш автомобиль зарегистрирован, например, в Киеве, но де-факто вы живете в каком-то небольшом городе. 
«Часто было так, что клиент купил авто и зарегистрировал его, например, в Киеве, хотя живет в Черниговской области. И во время оформления страхового полиса ему рассчитывали тариф с коэффициентом Киева, что вдвое дороже», — пояснил предправления СК «Княжа Виенна Иншуранс Групп» Дмитрий Грицута.
Но может быть и обратная ситуация. Жить в Киеве и покупать полис по сниженной стоимости, как для авто с регистрацией в сельской местности, теперь также не получится. 
2. Предусмотрена скидка за безаварийное управление авто. Правда, она совсем небольшая — до 10%, и получить ее будет крайне сложно. Для этого водителю придется подтвердить, что он не попадал в ДТП в течение 10 лет. И, что еще проблематичней, весь этот срок он должен страховать ответственность в одной и той же компании. 
3.  Также возможна 10% скидка при оформлении электронного договора ОСГПО. «Продавать ли эти полисы с коэффициентом 0,9 – должна решать страховая компания. Скидка возможна, как маркетинговый ход, ведь затраты на продвижение электронного полиса меньше», — уверяет председатель правления СК VUSO Андрей Артюхов. 
Напомним, в марте 2019 года вступили в силу изменения Правил дорожного движения, которые уравняли электронную и бумажную версии полиса.
Теперь, если водителя остановит полиция,  ему достаточно показать электронный полис, например, на экране смартфона. По словам члена правления Приватбанка Алексея Шабана, именно это изменение стало мощным катализатором продаж «автогражданки» в Приват24.  
«Продажи электронных полисов выросли в разы. Теперь соотношение продаж электронных полисов к бумажным составляет 85/15», — пояснил он.
 4. 10% скидка предусмотрено и для страхования электрокаров.

Станет дороже, но не лучше

Страховщики прогнозируют, что с вступлением в силу документ Нацкомфинуслуг «автогражданка» подорожает, хотя и не сразу. стоимость полисов росла и до сих пор.  Если в 2016 году она в среднем составляла 477,8 грн, в 2017 году – 501,6 грн, а в 2018 году – 581,6 грн.

«Повышение лимитов однозначно повлияет на убыточность и страховые компании отреагируют на это повышение повышением тарифов на ОСГПО, что в целом логично. Считаем, что это будет происходить постепенно», — уверен Дмитрий Артюхов.

А вот качество услуги, скорее всего, останется прежним:

  • Выплата будет проводится в течении 90 дней от момента подачи пострадавшим всех документов.
  • Сумму компенсации будут рассчитывать с учетом амортизационного износа, то есть чем старше авто, тем меньше выплата.
  • За затягивание сроков выплат компании наказывать никто не будет.  

«Страхование может подорожать, хотя, кроме страховой суммы, мало что изменится. Если при ремонте авто понадобится замена запчастей, выплата будет проводиться с учетом износа заменяемых деталей. Прямого урегулирования для всех так же не будет. То есть клиенту придется платить больше, а качество страхового продукта останется прежним», — уверен Вячеслав Черняховский. 

Кто есть кто на рынке «автогражданки»

Разобраться в надежности страховой компании на этапе заключения договора крайне непросто. «Минфин» проанализировал некоторые показатели деятельности страховщиков.

Цифры говорят, что львиная доля рынка сконцентрирована в руках всего двух десятков компаний. На них приходится 80% заключенных договоров и страховых премий.

В 2018 году в ТОП-20 произошли серьезные изменения:

  • Из двадцатки выпали СК «Юнивес», СК «Глобус» и СК «Универсальная», поскольку другие участники рынка более активно наращивали страховые портфели.
  • ТОП-20 также покинула СК «Галицька» — сегодня эта компания является лидером по количеству жалоб со стороны клиентов – 63 жалобы только за 1 квартал 2019 года. У нее также есть  задолженность перед МТСБУ. Это означает, что вскоре она рискует потерять право работать на рынке «автогражданки».
  • В числе аутсайдеров также СК «Омега», на работу которой активно жалуются клиенты – 61 жалоба за 1 квартал 2019 года от держателей полисов «автогражданки».
  • На место выбывшим компаниям пришли новые. Наиболее активным новичком в 2018 году стала компания «Ю.Эс.Ай», которая заняла 4 место в списке компаний с самым большим портфелем ОСГПО. Примечательно, что уже по результатам 1 квартала 2019 компания имеет задолженность по отчислениям в МТСБУ. Если она не погасит долг, может потерять право работать на рынке ОСГПО.

ТОП-20 СК на рынке ОСГПО по премиям в 2018 году

Компания

Количество договоров, тыс. щт.

Сумма премий, млн. грн

1

СГ «ТАС»

887,63

485,23

2

НАСК «Оранта»

989,96

479,32

3

УПСК

562,99

290,76

4

Ю.Эс.Ай

359,43

240,56

5

Княжа Виенна Иншуранс груп

401,24

208,17

6

ПЗУ Украина

289,17

204,13

7

Провидна

374,20

187,40

8

УНИКА

267,80

182,88

9

Арсенал Страхование

221,08

149,22

10

АХА Страхование

165,03

143,59

11

Альфа-Гарант

248,23

126,08

12

ВУСО

207,75

123,17

13

Евроинс Украина

198,36

107,45

14

УАСК АСКА

146,98

98,18

15

ПРОСТО-страхование

118,27

87,53

16

Краина

145,17

86,08

17

ИНГО Украина

103,16

85,47

18

Брокбизнес

123,12

83,09

19

Пэрша

120,83

74,46

20

УСГ

78,28

71,38

Всего ТОП-20

6008,67

3514,17

Лидеры выплат

Львиная доля выплат по автогражданке приходится на ущерб, нанесенный имуществу — то есть деньги идут на ремонт автомобилей. 

Возмещение ущерба жизни и здоровью в рамках выплат по ОСГПО происходит только каждому 10 случаю. По данным Нацполиции, в 2018 году в результате ДТП пострадало 30,8 тыс. человек, но страховые выплаты за ущерб жизни и здоровью получили только 3,3 тыс человек. Причина в том, что выплата возможна лишь в случае вступления в силу обвинительного решения суда, а за нанесение телесных повреждений предусмотрена уголовная ответственность. Потому стороны стараются решить ситуацию «полюбовно» и виновник ДТП сам оплачивает потерпевшему лечение.

Тем не менее, средний чек по страховым случаям растет. Если в 2016 году средняя выплата составила 13,1 тыс. грн., то в 2017 – 15,5 тыс. грн, а в 2018 – 17,6 тыс. грн. И если в списке лидеров продаж в 2018 году появилось 4 новичка, то среди лидеров выплат новых лиц нет.

ТОП-20 СК на рынке ОСГПО по выплатам в 2018 году

Компания

Количество выплат, тыс. щт.

Сумма выплат, млн. грн

1

СГ «ТАС»

12,22

200,56

2

НАСК «Оранта»

10,58

178,87

3

Провидна

7,85

147,13

4

ПЗУ Украина

7,70

132,11

5

Княжа Виенна Иншуранс груп

6,96

122,01

6

АХА Страхование

6,53

116,15

7

УПСК

5,85

94,75

8

УНИКА

5,29

92,69

9

Арсенал Страхование

4,30

80,21

10

ВУСО

3,96

61,86

11

Юнивес

2,96

53,49

12

ИНГО Украина

2,50

46,97

13

Альфа-Гарант

3,05

44,18

14

Галицкая

1,99

42,62

15

Пэрша

1,98

41,90

16

Краина

2,33

41,52

17

ПРОСТО-страхование

2,31

40,74

18

УСГ

2,44

40,09

19

ОМЕГА

1,82

37,48

20

Брокбизнес

2,09

37,22

Всего ТОП-20

117,35

2064,61

Скорость имеет значение

Еще один важный показатель — сколько времени проходит от даты ДТП до выплаты. По итогам 1 квартала 2019 года средний срок урегулирования составляет 76 дней.

Быстрее остальных участников рынка выплачивают компании-члены проекта «Прямое урегулирование». Напомним, что в конце 2015 года страховщики запустили добровольный проект «Прямое урегулирование». Его суть в том, что если оба участника ДТП имеют полисы страховщиков – членов проекта «Прямое урегулирование», потерпевший может выбирать, где получать выплату — в той страховой компании, где он покупал свой полис «автогражданки» или в компании, выдавшей полис виновнику ДТП. По статистике, «свои» компании выплачивают клиентам значительно быстрее. Если средний срок выплаты по общей схеме урегулирования составляет 76 дней, то по прямому урегулированию — 55 дней.

Неизменными лидерами по скорости урегулирования за последние три года остаются «АСКО-Донбасс Северный», «ПЗУ Украина»,«УСК «Княжа Виенна Иншуранс Групп» и «СГ «ТАС». Некоторые страховщики в последнее время стали платить пострадавшим значительно быстрее. Это, в частности, «АХА Страхование», «Арсенал Страхование» и «НАСК «Оранта».

Кто из страховщиков платит наиболее оперативно

Компания

Средний срок урегулирования за ущерб имуществу, дней

1

АСКО-Донбасс Северный

39

2

СГ «ТАС»

62

3

АХА Страхование

64

4

ПЗУ Украина

68

5

Универсальная

68

6

Гарантия

70

7

НАСК «Оранта»

72

8

ИНГО Украина

73

9

ПРОСТО-страхование

73

10

Княжа Виенна Иншуранс груп

74

11

Глобал Гарант

74

12

УСГ

75

13

Скарбныця

75

14

Арсенал Страхование

77

15

Брокбизнес

77

16

Европейский страховой альянс

81

17

Гардиан

81

18

Ю.Би.Ай-КООП

83

19

Провидна

86

20

Ю.Эс.Ай

89

Тем не менее, клиенты все чаще жалуются регулятору на страховщиков. 

За 2018 год на рынке «автогражданки» клиенты страховых компаний подали 1334 жалобы (1,14% от всех урегулированных страховых случаев). Для сравнения: в 2016 году количество жалоб составило 960 шт. (1,0%), а в 2017 -1010 жалоб (0,91%).

Регина Дацюк

Комментарии - 5

+
+15
Артур Мубаракшин
Артур Мубаракшин
5 июля 2019, 10:34
#
Капец! Лучше бы запретили спользовать аммортизационный износ страховым!
+
+13
Andrey M
Andrey M
9 июля 2019, 11:45
#
+15
Колеге вьехали в зад, у нее Кашкай 8 лет. На СТО насчитали встоимость ремонта на 52 тыс грн, страховая с учетом аморт износа насчитала 18 тыс грн.
+
0
Артур Мубаракшин
Артур Мубаракшин
9 июля 2019, 12:19
#
Та же петрушка была. СРВ 2008 года. Зил въехал в зад по касательной. Насчитали на СТО 45 тыс, страховая с учётом износа — 27 тыс. И то сказали, что у вас коэффициент износа маленький (0.3!) из-за небольшого пробега. Страховая считает какой-то непонятной программой, у которой рыночная цена работ и деталей раза в полтора ниже, чем по рынку (я уже молчу про официаные СТО).

Страховка для тех, кто прописан в Киеве в среднем 1300-1500 грн, в ПЗУ так вообще 2300. Зачем сейчас повышают стоимость?
+
0
Andrey M
Andrey M
9 июля 2019, 12:23
#
Мені на Вольво ХС 90 2012 року нарахували страховку ОСАГО в 3.4 тис грн...
+
+17
faxbox
faxbox
5 июля 2019, 14:19
#
Всего 5-7 % от общего числа страховых случаев превышают установленный лимит в 100 тыс. И что теперь, из-за 5-7% надо всех остальных 93-95% нагнуть на более дорогие полисы? Беспредел!
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Реклама