«Минфин» разобрался, кому придется платить за «автогражданку» больше, а кто сможет сэкономить на полисе.
«Автогражданка» подорожает в сентябре
Правила работы на рынке обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСГПО) вскоре изменятся. Компании станут больше платить автовладельцам, но вместе с тем повыситься и стоимость страховых полисов. Минюст уже зарегистрировал соответствующие изменения в нормативные документы Нацкомфинуслуг. Они вступят в силу через три месяца после обнародования, предположительно – в конце сентября.
Что изменится
Максимальные суммы, которые страховые компании могут выплатить пострадавшим в ДТП, вырастут. Сегодня они составляют 100 тыс грн по ущербу имуществу и 200 тыс грн по ущербу жизни и здоровью потерпевшего. Новые лимиты составят 130 тыс грн. и 260 тыс. грн. соответственно. Это правильный шаг. По оценкам Моторного страхового бюро Украины (МТСБУ), уже сегодня в 5-7% страховых событий нанесенный ущерб превышает действующие страховые лимиты.
Но автовладельцам также придется больше платить за «автогражданку». Цена полиса зависит от двух составляющих – базового платежа и применяемых к нему поправочных коэффициентов. Базовый платеж останется прежним – 180 грн. А вот коэффициенты осенью изменятся. Это отразится на стоимости полисов.
Особенно подорожает страхование для автомобилистов из городов-«спутников» Киева и для владельцев «евроблях». «Раньше авто с иностранной регистрацией, так как у них нет места регистрации в Украине по техпаспорту, страховались по тарифу приграничной зоны, то есть небольших городов. Таким образом, стоимость страховки для евроавто была ниже, чем для авто, зарегистрированного в Киеве в 1,5-2 раза. Но по статистике такие авто чаще становятся участниками ДТП, а, значит, размер тарифа необходимо откорректировать», — рассказал руководитель ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский.
Изменение поправочных коэффициентов в страховании «автогражданки»
Было | Действующие коэффициенты | Стало | Новые коэффициенты |
Г.Киев | 3,2 – 4,8 | Г.Киев | 3,2 – 4,8 |
Города Борисполь, Боярка, Бровары, | 1 – 2,5 | Днепр, Львов, Одесса, Харков, Борисполь, Боярка, Бровары, Буча, Васильков, Вышгород, Вишневое, Ирпень, Обухов | 2,3 – 3,5 |
Города с населением более 1 млн чел | 2,3 – 3,5 | ||
Города с населением от 500 тыс до 1 млн чел | 1,8 – 2,8 | Донецк, Запорожье, Кривой Рог | 1,8 — 2,8 |
Города с населением от 100 тыс до 500 тыс.чел | 1,3 – 2,5 | Алчевск, Бердянск, Белая Церковь, Винница, Горловка, Евпатория, Житомир, Ивано-Франковск, Камянец-Подольский, Камянка, Керч, Кропивницкий, Краматорск, Кременчук, Лисичанск, Луганск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Никополь, Павлоград, Полтава, Ровно, Севастополь, Северодонецк, Симферополь, Словянск, Суммы, Тернополь, Ужгород, Херсон, Хмельницкий, Черкасы, Черновцы, Чернигов | 1,3 – 2,5 |
города с населением менее 100 тыс.чел | 1 – 1,6 | Другие населенные пункты | 1 – 1,6 |
Транспортные средства, зарегистрированные в другой стране | 2 — 4 | Транспортные средства, зарегистрированные в другой стране | 5 — 10 |
Значения коэффициента «убыточности» будут варьироваться в диапазоне 1-3. Так что он может существенно повысить стоимость страховки.Также появится новый коэффициент, который позволяет повышать стоимость полиса в зависимости от того, как много компания платит по «автогражданке». «Методики применения этого коэффициента пока нет. Страховщик будет самостоятельно оценивать состояние своего портфеля и принимать решение о применении или не применении этого коэффициента», — рассказала начальник департамента информационного обеспечения, анализа и методологии страхования МТСБУ Елена Машаро.
Согласно показателям 2018 года, среднее соотношение выплат к страховым премиям на рынке составило 47%, а у 28 страховых компаний этот показатель оказался больше.
Топ-20 СК с наибольшей убыточностью ОСГПО
Страховая компания | Убыточность (соотношение выплат к страховым премиям), % |
АСКО-Медсервис | 252,76 |
Юниверс | 134,97 |
Глобал Гарант | 114,05 |
110,95 | |
Галыцька | 87,08 |
86,98 | |
85,41 | |
АХА Страхование | 80,89 |
75,30 | |
71,36 | |
70,31 | |
68,23 | |
64,82 | |
ПЗУ Украина | 64,71 |
Саламандра | 59,22 |
Княжа Виенна Иншуранс Груп | 58,61 |
56,37 | |
Пэрша | 56,26 |
УСГ | 56,16 |
ИНГО Украина | 54,94 |
Кому положены скидки
Станет дороже, но не лучше
Страховщики прогнозируют, что с вступлением в силу документ Нацкомфинуслуг «автогражданка» подорожает, хотя и не сразу. стоимость полисов росла и до сих пор. Если в 2016 году она в среднем составляла 477,8 грн, в 2017 году – 501,6 грн, а в 2018 году – 581,6 грн.
«Повышение лимитов однозначно повлияет на убыточность и страховые компании отреагируют на это повышение повышением тарифов на ОСГПО, что в целом логично. Считаем, что это будет происходить постепенно», — уверен Дмитрий Артюхов.
А вот качество услуги, скорее всего, останется прежним:
- Выплата будет проводится в течении 90 дней от момента подачи пострадавшим всех документов.
- Сумму компенсации будут рассчитывать с учетом амортизационного износа, то есть чем старше авто, тем меньше выплата.
- За затягивание сроков выплат компании наказывать никто не будет.
«Страхование может подорожать, хотя, кроме страховой суммы, мало что изменится. Если при ремонте авто понадобится замена запчастей, выплата будет проводиться с учетом износа заменяемых деталей. Прямого урегулирования для всех так же не будет. То есть клиенту придется платить больше, а качество страхового продукта останется прежним», — уверен Вячеслав Черняховский.
Кто есть кто на рынке «автогражданки»
Разобраться в надежности страховой компании на этапе заключения договора крайне непросто. «Минфин» проанализировал некоторые показатели деятельности страховщиков.
Цифры говорят, что львиная доля рынка сконцентрирована в руках всего двух десятков компаний. На них приходится 80% заключенных договоров и страховых премий.
В 2018 году в ТОП-20 произошли серьезные изменения:
- Из двадцатки выпали СК «Юнивес», СК «Глобус» и СК «Универсальная», поскольку другие участники рынка более активно наращивали страховые портфели.
- ТОП-20 также покинула СК «Галицька» — сегодня эта компания является лидером по количеству жалоб со стороны клиентов – 63 жалобы только за 1 квартал 2019 года. У нее также есть задолженность перед МТСБУ. Это означает, что вскоре она рискует потерять право работать на рынке «автогражданки».
- В числе аутсайдеров также СК «Омега», на работу которой активно жалуются клиенты – 61 жалоба за 1 квартал 2019 года от держателей полисов «автогражданки».
- На место выбывшим компаниям пришли новые. Наиболее активным новичком в 2018 году стала компания «Ю.Эс.Ай», которая заняла 4 место в списке компаний с самым большим портфелем ОСГПО. Примечательно, что уже по результатам 1 квартала 2019 компания имеет задолженность по отчислениям в МТСБУ. Если она не погасит долг, может потерять право работать на рынке ОСГПО.
ТОП-20 СК на рынке ОСГПО по премиям в 2018 году
Компания | Количество договоров, тыс. щт. | Сумма премий, млн. грн | |
1 | СГ «ТАС» | 887,63 | 485,23 |
2 | НАСК «Оранта» | 989,96 | 479,32 |
3 | УПСК | 562,99 | 290,76 |
4 | Ю.Эс.Ай | 359,43 | 240,56 |
5 | Княжа Виенна Иншуранс груп | 401,24 | 208,17 |
6 | ПЗУ Украина | 289,17 | 204,13 |
7 | Провидна | 374,20 | 187,40 |
8 | УНИКА | 267,80 | 182,88 |
9 | Арсенал Страхование | 221,08 | 149,22 |
10 | АХА Страхование | 165,03 | 143,59 |
11 | Альфа-Гарант | 248,23 | 126,08 |
12 | ВУСО | 207,75 | 123,17 |
13 | Евроинс Украина | 198,36 | 107,45 |
14 | УАСК АСКА | 146,98 | 98,18 |
15 | ПРОСТО-страхование | 118,27 | 87,53 |
16 | Краина | 145,17 | 86,08 |
17 | ИНГО Украина | 103,16 | 85,47 |
18 | Брокбизнес | 123,12 | 83,09 |
19 | Пэрша | 120,83 | 74,46 |
20 | УСГ | 78,28 | 71,38 |
Всего ТОП-20 | 6008,67 | 3514,17 |
Лидеры выплат
Львиная доля выплат по автогражданке приходится на ущерб, нанесенный имуществу — то есть деньги идут на ремонт автомобилей.
Возмещение ущерба жизни и здоровью в рамках выплат по ОСГПО происходит только каждому 10 случаю. По данным Нацполиции, в 2018 году в результате ДТП пострадало 30,8 тыс. человек, но страховые выплаты за ущерб жизни и здоровью получили только 3,3 тыс человек. Причина в том, что выплата возможна лишь в случае вступления в силу обвинительного решения суда, а за нанесение телесных повреждений предусмотрена уголовная ответственность. Потому стороны стараются решить ситуацию «полюбовно» и виновник ДТП сам оплачивает потерпевшему лечение.
Тем не менее, средний чек по страховым случаям растет. Если в 2016 году средняя выплата составила 13,1 тыс. грн., то в 2017 – 15,5 тыс. грн, а в 2018 – 17,6 тыс. грн. И если в списке лидеров продаж в 2018 году появилось 4 новичка, то среди лидеров выплат новых лиц нет.
ТОП-20 СК на рынке ОСГПО по выплатам в 2018 году
Компания | Количество выплат, тыс. щт. | Сумма выплат, млн. грн | |
1 | СГ «ТАС» | 12,22 | 200,56 |
2 | НАСК «Оранта» | 10,58 | 178,87 |
3 | Провидна | 7,85 | 147,13 |
4 | ПЗУ Украина | 7,70 | 132,11 |
5 | Княжа Виенна Иншуранс груп | 6,96 | 122,01 |
6 | АХА Страхование | 6,53 | 116,15 |
7 | УПСК | 5,85 | 94,75 |
8 | УНИКА | 5,29 | 92,69 |
9 | Арсенал Страхование | 4,30 | 80,21 |
10 | ВУСО | 3,96 | 61,86 |
11 | Юнивес | 2,96 | 53,49 |
12 | ИНГО Украина | 2,50 | 46,97 |
13 | Альфа-Гарант | 3,05 | 44,18 |
14 | Галицкая | 1,99 | 42,62 |
15 | Пэрша | 1,98 | 41,90 |
16 | Краина | 2,33 | 41,52 |
17 | ПРОСТО-страхование | 2,31 | 40,74 |
18 | УСГ | 2,44 | 40,09 |
19 | ОМЕГА | 1,82 | 37,48 |
20 | Брокбизнес | 2,09 | 37,22 |
Всего ТОП-20 | 117,35 | 2064,61 |
Скорость имеет значение
Еще один важный показатель — сколько времени проходит от даты ДТП до выплаты. По итогам 1 квартала 2019 года средний срок урегулирования составляет 76 дней.
Быстрее остальных участников рынка выплачивают компании-члены проекта «Прямое урегулирование». Напомним, что в конце 2015 года страховщики запустили добровольный проект «Прямое урегулирование». Его суть в том, что если оба участника ДТП имеют полисы страховщиков – членов проекта «Прямое урегулирование», потерпевший может выбирать, где получать выплату — в той страховой компании, где он покупал свой полис «автогражданки» или в компании, выдавшей полис виновнику ДТП. По статистике, «свои» компании выплачивают клиентам значительно быстрее. Если средний срок выплаты по общей схеме урегулирования составляет 76 дней, то по прямому урегулированию — 55 дней.
Неизменными лидерами по скорости урегулирования за последние три года остаются «АСКО-Донбасс Северный», «ПЗУ Украина»,«УСК «Княжа Виенна Иншуранс Групп» и «СГ «ТАС». Некоторые страховщики в последнее время стали платить пострадавшим значительно быстрее. Это, в частности, «АХА Страхование», «Арсенал Страхование» и «НАСК «Оранта».
Кто из страховщиков платит наиболее оперативно
Компания | Средний срок урегулирования за ущерб имуществу, дней | |
1 | АСКО-Донбасс Северный | 39 |
2 | СГ «ТАС» | 62 |
3 | АХА Страхование | 64 |
4 | ПЗУ Украина | 68 |
5 | Универсальная | 68 |
6 | Гарантия | 70 |
7 | НАСК «Оранта» | 72 |
8 | ИНГО Украина | 73 |
9 | ПРОСТО-страхование | 73 |
10 | Княжа Виенна Иншуранс груп | 74 |
11 | Глобал Гарант | 74 |
12 | УСГ | 75 |
13 | Скарбныця | 75 |
14 | Арсенал Страхование | 77 |
15 | Брокбизнес | 77 |
16 | Европейский страховой альянс | 81 |
17 | Гардиан | 81 |
18 | Ю.Би.Ай-КООП | 83 |
19 | Провидна | 86 |
20 | Ю.Эс.Ай | 89 |
Тем не менее, клиенты все чаще жалуются регулятору на страховщиков.
За 2018 год на рынке «автогражданки» клиенты страховых компаний подали 1334 жалобы (1,14% от всех урегулированных страховых случаев). Для сравнения: в 2016 году количество жалоб составило 960 шт. (1,0%), а в 2017 -1010 жалоб (0,91%).
Регина Дацюк
Комментарии - 5
Колеге вьехали в зад, у нее Кашкай 8 лет. На СТО насчитали встоимость ремонта на 52 тыс грн, страховая с учетом аморт износа насчитала 18 тыс грн.
Страховка для тех, кто прописан в Киеве в среднем 1300-1500 грн, в ПЗУ так вообще 2300. Зачем сейчас повышают стоимость?