В последнее время многие читатели «Минфина» жалуются на Приватбанк, который отказывается выдавать клиентам новые карты или блокирует старые без возможности их перевыпуска. Приват расторгает договоры в одностороннем порядке, не поясняя причины.
Почему Приватбанку нужны не все клиенты
«Минфин» решил разобраться, что на самом деле произошло и можно ли изменить решение банка, если такая проблема вдруг возникла. С этим вопросом мы обратились в сам Приватбанк, к юристам и в Нацбанк.
Вы больше не наш клиент
Жалобы начали сыпаться еще в прошлом году. И ситуация к лучшему не меняется. С начала 2021 года «Минфин» собрал целую «коллекцию» подобных претензий от клиентов Приватбанка. Несмотря на разные обстоятельства, банк отказал в обслуживании полутора десятку клиентов. И это только те, кто счел нужным описать неприятную ситуацию на нашем сайте.
«Снимала деньги в банкомате Приватбанка, который „съел“ мою карту. Позвонила на горячую линию и заблокировала карту, сообщив об инциденте сотруднику банка. Он объяснил, что надо подойти в отделение и получить новую карту. Что я и сделала через несколько дней», — поделилась своей историей LenaKattsyna.
Читайте также: Что делать, если банкомат не выдал денег, списав их со счета
Но в банке LenaKattsyna ждал неприятный сюрприз. Менеджер сообщила, что банк отказывает ей в дальнейшем обслуживании, без объяснения причин.
По словам клиентки, Приват24 продолжает работать, но новую карту банк не выдает. Спустя два месяца пользователь оформила ФОП. Счет для ФОПа в банке открыли, а вот выдать карту для личного пользования в очередной раз отказались.
С похожей проблемой столкнулся автор отзыва под ником slobws: «Оскільки строк дії старої картки закінчувався, хотів отримати нову картку „Універсальна“. Мені сказали, що банк не може видати картку без пояснення причин. Кредитів ніколи не брав, картками користувався лише для зняття готівки та платежів».
Читайте также: Как банки указывают клиентам на дверь и заставляют покупать новые смартфоны
Читателю «Минфина» под ником 21volodimir07 однажды вовсе заблокировали все карты, не считая нужным что-либо пояснить.
«При неоднократном обращении в поддержку по телефону конкретной причины не назвали.
Пользователь не догадывается, почему банк принял такое решение. Обязательные платежи делал вовремя. Причем пополнять карты можно до сих пор.
Клиент Приватбанка под ником qwerty1305 также пожаловался, что ему отказали в обслуживании без причин.
«Не знаю почему, но кому-то там в Привате показалось, что средства, зачисляемые мною же на мою карту, носят „криминальный характер“… Пополнял время от времени карту, чтобы с неё можно было платить за коммунальные услуги, интернет, электричество, совершать покупки на торговых площадках. Кредитов никогда не брал, на карте в „минус“ не уходил, потому как лимит 0…», — делится он.
Что говорит банк
Под отзывами на «Минфине» банки могут оставлять комментарии для пользователей. И Приват воспользовался этим правом.
Где-то служба поддержки банка сослалась на технический сбой, где-то — на финансовый мониторинг.
Большинство заявок с подобными проблемами до сих пор остаются нерешенными.
«Минфин» обратился в Приватбанк с просьбой пояснить ситуацию и получил следующий комментарий.
«Клиентам уже объяснили причины отказа в дальнейшем обслуживании. У специалистов по финмониторингу банка возникли обоснованные сомнения в законности операций, которые проводились через карточки клиентов. Именно поэтому банк был вынужден прекратить сотрудничество с ними.
Перечень рисковых и нарушающих закон операций регламентируется приложением 20 Постановления о финансовом мониторинге. Приложение 12 — описывает действия банковских учреждений при выявлении таких операций со стороны клиентов. Подробнее можно ознакомиться здесь.
Информацию о прекращении деловых отношений предоставили клиентам в телефонном режиме и прислали на почту официальным письмом. Решение принимали индивидуально по каждому из них. Какие нарушения были совершены клиентами, банк не может указать, поскольку это частная информация".
Читайте также: Что будет с депозитными ставками в 2021 году
Финмон лютует
В прошлом году требования относительно финансового мониторинга сильно ужесточились. Новый «антиотмывочный» закон в разы увеличил размер штрафов для субъектов мониторинга за нерадивое исполнение обязанностей.
Банки обязаны проводить политику «знай своего клиента». Поэтому идентификацию частных лиц стали проводить чаще. В рамках данной процедуры им предлагают заполнить анкету, в которой нужно указать имущественное состояние и дать прогноз по объему денежных потоков по карте. Банки обязаны отслеживать операции. Если они слишком частые и на большие суммы, которые не соответствуют материальному положению клиента, финучреждение должно докладывать в соответствующие органы либо отказывать в обслуживании.
Например, через карточные счета физлиц запрещено проводить операции, связанные с предпринимательской деятельностью. Но на практике неофициальный микробизнес массово работает с использованием приватовских карт.
НБУ подробно прописал признаки, по которым банк может отлавливать и пресекать подозрительные финансовые операции. Соответствующее постановление регулятора официально опубликовано 21 мая 2020 года.
Читайте также: Как банкиры вычисляют среди своих клиентов отмывателей «грязных» денег
Что говорят в Нацбанке
В комментарии «Минфину» Нацбанк рассказал о правах банков и их клиентов.
- Перед заключением договора банк обязан ознакомить пользователя с тарифами на обслуживание и правилами использования платежной карты. Об этом говорится в статье 14 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине».
- В договоре, согласно постановлению Нацбанка № 705 от 05.11.2014, банк должен прописать порядок выдачи платежной карты клиенту и рассмотрения споров, а также ответственность эмитента и пользователя.
- Если клиент нарушает условия договора, банк имеет право остановить или совсем прекратить его обслуживание.
В частности, согласно статье 1075 Гражданского кодекса Украины, банк имеет право расторгнуть договор банковского счета, когда речь идет о предотвращении и противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.
В Нацбанке утверждают, что такие вопросы должны решаться пользователем непосредственно с банком, а в случае недостижения согласия — в судебном порядке.
Читайте также: Когда в Украине начнут работать «черные» коллекторы
Что советуют юристы
Каждый клиент Приватбанка подписывает договор о банковском обслуживании, с которым можно ознакомиться на сайте.
Если вам отказывают в обслуживании или открытии счета, банк обязан ссылаться на условия договора или конкретную норму закона.
«Если банк не дает обоснованного ответа, значит он превышает свои полномочия и должен нести за это ответственность», — утверждает адвокат, управляющий партнер юридической фирмы «Можаев и партнеры» Михаил Можаев.
В зависимости от последствий таких действий банка, применяются те или иные штрафные санкции. В частности, банк могут заставить возместить убытки, которые нанесены клиенту.
По словам адвоката, управляющего партнера юридической компании «Касьяненко и партнеры» Дмитрия Касьяненко, если у банка есть подозрения, что клиент нарушил какие-либо условия договора, он обязан уведомить об этом клиента в письменной форме. И обязательно предоставить аргументы.
Пользователь имеет право опровергнуть подозрения. В течение 10 рабочих дней он может предоставить подтверждение, что нарушений не было. На этот период банк может приостановить предоставление услуг.
«Если клиент нарушил условия договора или проводил незаконные финансовые операции и не смог опровергнуть подозрения, банк имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке», — рассказал Дмитрий Касьяненко. Однако только после письменного уведомления.
То есть, формально банк не имеет права отказать в предоставлении услуг, если клиент соблюдает условия договора. Исключение из правил — ведение подозрительной деятельности и осуществление подозрительных финансовых операций, с точки зрения финансового мониторинга. В таких случаях банк вправе отказывать в обслуживании без объяснения причин.
Комментарии - 73
Можливо, банк порівнює малу прибутковість клієнта і зависокі ризики, які такий клієнт несе своєю діяльністю.
Часть клиентов не проживает по адресу своей регистрации, у другой части клиентов адрес регистраци в ОРДЛО или Крыму — и куда должен слать письма банк - на деревню дедушке?
А ведь сейчас бывает и так, что и с адресом регистрации всё в порядке,
только клиент живёт и работает в Польше или другой европейской стране.
Да чего греха таить, клиенты Приватбанка и в РФ ездят на заработки…
Банку не нужны проблемы, а именно отсутствие дохода и растраты на обслуживание какой то группы клиентов.
Каждый клиент должен приносить банку доход, каждый, и точка.
Банк может себе позволить какой то процент убыточных клиентов, но это отдельная песня о репутационных издержках, которая такому банку не грозит из-за количества клиентов.
Хороший клиент не тот, который вовремя всё платит, это вам в школу, а не в банк. Хороший клиент это тот клиент с которого банк имеет как можно больше, которому звонят коллекторы, и который несёт последнее чтобы заплатить пеню. Вот это отлично. Именно они и платят зарплаты работникам банка.
То что у нас долго формировали странное представление о хорошем клиенте, ну… есть что есть. Кстати привет Альфа банку где я просрочил платёж на неделю, заплатив комиссию, и выплатив весть кредит со всеми процентами, и мне было отказано в получении нового. Да, да, привет!
Если банк несёт убытки то работать с клиентом он не будет — бизнес и ничего лишнего. Заправлять банкоматы, платить охране, работникам инкассаторам, нужно, и если клиент просто пользуется всеми благами и прибыли от него нет — извините.
Но Ощаду2 не до этого сейчас по ходу.
Банку не нужны клиенты которые не поуши в кредитах
И на первом месте как ни крути, а стоит требование — максимизация прибыли…
О прибыли думал частный Приватбанк- и принимал ВСЕХ!!! клиентов, в т. ч. заманивал пенсионеров, от которых остальные отказывались.
Когда банк стал государственным, то прибыль его уже не интересует: главная задача госслужащего, и банковского клекрка в т. ч., — удержаться в кресле. И он 10 раз запретит там, где можно один раз разрешить.
Нет худшего собственника, чем государство!
«О прибыли думал частный Приватбанк — и принимал ВСЕХ!!! клиентов, в т. ч. заманивал пенсионеров, от которых остальные отказывались.
Когда банк стал государственным, то прибыль его уже не интересует«
Сразу видно, вы даже статистику по прибыли Приватбанка не удосужились посмотреть хотя-бы за период, когда Приватбанк ещё был частным банком и затем стал государственным»…
Открою вам тайну полишинеля — бесплатное обслуживание пенсионеров — чистые убытки любого банка и Привата в том числе — одно бесплатное безналичное зачисление пенсии и одно бесплатное снятие наличных денег через кассу или банкомат Приватбанка — вот стандартная убыточная схема обслуживания подавляющего числа украинских пенсионеров.
Приват, раздавая универсальные кредитки и КДВ всем подряд, однозначно зарабатывал не на пенсионерах…
убытки по комиссии — нбу за «обналичку» берет с банков 0,5 комиссии потому и за снятие/зачисление на карту для выплат она есть; за обслуживание пенсионеров платит кабмин и выше чем 0,5% от суммы
«Вы не поверите»
Зачем пытаться верить форумной занозе,
которая соврёт не задумываясь и не дорого возьмёт…
Ведь существует официальная статистика НБУ и ПФУ…
«за обслуживание пенсионеров платит кабмин»
Кабмин доплачивает ТОЛЬКО Укрпочте
и только за обслуживание сельских пенсионеров.
За обслуживание пенсионеров в коммерческих банках
КМУ не платит банкам ни копейки…
За перечисление денег на карточные счета пенсионеров
ПФУ не платит банкам ни копейки…
Національний банк оновив діючі тарифи на касове обслуговування банків та інкасаторських компаній для банків, які не користуються статусом уповноваженого. Це сприятиме подальшому розвитку делегованої моделі організації готівкового обігу, активізації міжбанківського ринку готівкової національної валюти. Відповідно до прийнятого Правлінням Національного банку рішення передбачено внесення таких змін:
відмінено розмежування плати за номіналами банкнот і розмінних монет, установлено єдиний розмір тарифу за видачу готівки — 0,4% від суми виданої готівки;
підвищено тариф за видачу банкнот у національній валюті України банкам для підкріплення їхніх кас у межах зданих ними сум невідсортованих банкнот із 0,3% до 0,5% від суми виданих банкнот;
установлено тариф за здавання надлишків готівки, придатних до обігу банкнот (монет) у розмірі 0,25% від суми зданої готівки.
Водночас Національний банк залишив без змін пільгові тарифи на касове обслуговування банків готівкою, послуги яких пов’язані з виплатою пенсій, соціальної допомоги та субсидій через підприємства зв’язку України і виплатами готівки бюджетним установам та організаціям, переведеним на обслуговування до Державної казначейської служби України.
«Я не права только в том, что сказала минфин платит… а в реальности нбу оплату не берет!»
Минфин не платит, ПФУ не платит, Кабмин не платит, а НБУ обслуживает банки по обеспечению наличкой пенсионных выплат по льготному тарифу.
Вы же сами процитировали, что НБУ «залишив без змін пільгові тарифи» и сами же пишите, что НБУ оплату не берёт.
Льготный тариф всегда подразумевает тариф, отличный от нуля, а значит при пользовании льготным тарифом всегда будет не нулевой платёж…
Дайте ссылку. :-)
Про це повідомляє пресслужба Мінсоцполітики.
Кабмін схвалив постанову, якою запровадив конкурсний відбір надавачів послуг з доставки пенсій та грошової допомоги за місцем проживання одержувачів. На сьогодні їх надає АТ «Укрпошта» на монопольних умовах.
Тарифи на доставку визначатимуться у договорах, укладених за результатами конкурсу. Обмеження — тарифи мають бути не вище за встановлених урядом. Перший конкурс Пенсійний фонд проведе до 1 вересня 2021 року, до конкурсу пенсії продовжить доставляти «Укрпошта».
Можливість адресної доставки пенсій та соцвиплат залишать лише для 4 категорій осіб:
— людей з інвалідністю І групи,
— осіб, які за висновком лікарсько-консультативної комісії не здатні до самообслуговування та потребують постійного стороннього догляду,
— осіб, які досягли 80-річного віку,
— одержувачів державної соціальної допомоги особам, які не мають права на пенсію, та допомоги на догляд.
уряд платит только за доставку (тут вы правы)
«для доставки пенсій яким проводитимуть конкурси серед надавачів послуг»
Если кроме Укрпочты никто больше не подаст комплект документов на конкурс по доставке пенсий в сельской местности по всей Украине, то и после 01.09 этим неблагодарным делом будут заниматься только и исключительно сотрудники Укрпочты…
Если и Укрпочта не подаст документы на конкурс, то конкурсы будут считаться не проведенными и Укрпочта продолжит работать на ранее согласованных с КМУ условиях компенсации.
«уряд платит только за доставку (тут вы правы)»
Я это и не отрицаю…
Даже если карту используешь только как дебетовую, то банк все равно зарабатывает на эквайеринге твоих платежей. Хватит уже стандартных набросов ватной пропаганды.
«Даже если карту используешь только как дебетовую»
Если с дебетовой зарплатной, пенсионной или социальной карты при поступлении денежных средств сразку же всю сумму снимать через банкомат или кассу наличными — для банка это однозначно убыточные операции…
Миллионы пенсионеров в Ощаде и Привате так и поступают…
нарушение действующего налогового
законодательства или финмониторинга…
выплаты на БПК для укрбанков по факту убыточны…
Но отказаться от них нельзя…
Причем тут пенсионеры к тем, кого отключают без объяснения причин?
«И такой клиент при месячном обороте всего лишь в 20 тыс грн»
Не хочу вас обижать подозрением в неумении пользоваться калькулятором при вычислении % — при обороте в 20 тыс грн доход банка при 2% комиссии будет всего 400 грн.
К тому же возникает вопрос — с какого потолка вы взяли месячные обороты в 20 тысяч при средней зарплате в стране не выше 13,6 тысяч гривен…
Даже если предположить, что все карточные платежи клиентов Привата будут проходить через терминальную сеть Привата, то вы сами можете на калькуляторе взять 2% от оборота и понять что ваши цифры слишком завышены…
Справочно…
Чтобы заработать 2 тыс грн на банковских комиссиях по эквайрингу при уровне комиссии в 2% — необходим оборот по кредитке в 100 тыс грн.
Чтобы заработать 6 тыс грн — оборот должен быть 300 тыс грн.
Так что перед тем, как озвучивать хоть какие-то цифры — сначала хорошо подумайте, а потом уже пишите…
Вы умеете что-то там считать, но не умеете читать. Толку с Ваших подозрений? :))
20 тыс грн в месяц — это 240 тыс грн в год (20*12). Даже если взять отсюда 2%, то будет уже 4,8 тыс грн (240 * 0,02). Я правильно посчитал?
Так же есть переводы и оплаты с минимальными пределами комиссий в денежном выражении, который повышают нагрузку на саму операцию.
К тому же возникает вопрос — с какого потолка вы взяли месячные обороты в 20 тысяч при средней зарплате в стране не выше 13,6 тысяч гривен…
А кто сказал, что средний обычный клиент Приватбанк должен обязательно иметь средний официальный доход? Не получается подогнать задачу под нужный Вам ответ? Так «конверты» у нас еще далеко не вымирающее явление.
«то будет уже 4,8 тыс грн (240 * 0,02). Я правильно посчитал?»
В предыдущем расчёте было 5−6 тыс.
Сейчас всего 4,8 тыс.
Растёте на глазах…
«Толку с Ваших подозрений…»
От ваших отфонарных предположений
толку ещё меньше…
«кто сказал, что средний обычный клиент Приватбанк должен обязательно иметь средний официальный доход?»
Первое — мы обсуждаем не доход, а сумму платежей и основной вопрос — откуда взяли среднюю цифру ежемесячных платежей через банковские терминалы в размере 20 тыс грн?
А почему не 15 тыс или не 10 тыс, а может там всего 8 тыс в месяц и не больше, ведь это обсуждается не месячный доход человека, а месячная сумма средств, потраченная с БПК через банковские терминалы, при условии что это терминалы именно Привата. Если приватовской картой оплатить товар в Сильпо через терминал банка Восток, то за эквайринг получит комиссию банк Восток, а если в АТБ оплатить через терминалы Аваля или Ощада то Приват получит совсем мизерную сумму только как банк-эмитент платёжной карты.
Второе — наличку с «конвертов» никакой дурак не забрасывает на БПК, особенно если в «конверте» баксы. Да и гривневую составляющую «конвертов» большинство получателей тратит наличными на рынках или в магазинах, банку от этого ни холодно ни жарко и комиссионный доход равен нулю…
Ради прикола, попробуйте сами посчитать свои ежемесячные расчёты БПК в торговой сети через банковские терминалы и сравните со среднемесячным своим же доходом…
Смею предположить, что 20 тыс грн вам возможно и не удастся потратить, даже если будете своей картой оплачивать все свои расходы, расходы жены, родителей и детей.
«то будет уже 4,8 тыс грн (240 * 0,02). Я правильно посчитал?»
В предыдущем расчёте было 5−6 тыс.
Сейчас всего 4,8 тыс.
Растёте на глазах…
Слив засчитан.
Первое — мы обсуждаем не доход, а сумму платежей и основной вопрос — откуда взяли среднюю цифру ежемесячных платежей через банковские терминалы в размере 20 тыс грн?
А почему не 15 тыс или не 10 тыс, а может там всего 8 тыс в месяц и не больше
…
Смею предположить, что 20 тыс грн вам возможно и не удастся потратить, даже если будете своей картой оплачивать все свои расходы, расходы жены, родителей и детей.
Вы пишите из-за поребрика и не в курсе что и сколько здесь стоит? Или хотите узнать мой средний оборот по картам за последние 12 месяцев? Он таки больше 20 тыс грн в месяц.
Второе — наличку с «конвертов» никакой дурак не забрасывает на БПК, особенно если в «конверте» баксы. Да и гривневую составляющую «конвертов» большинство получателей тратит наличными на рынках или в магазинах, банку от этого ни холодно ни жарко и комиссионный доход равен нулю…
Не все такие «умные» как Вы. Из конверта тяжело отлистывать купюры при покупках на Али, Амазоне или харьковчанину при покупке чего-то там у ФОПа из Львова. И особенно при покупке услуг.
«…таки больше 20 тыс грн в месяц.»
Ну так бы сразу и написали, что это ваши личные достижения, а не средние данные по клиентам Приватбанка, среди которых есть не только граждане страны с доходом выше среднего, но и обычные пенсионеры с пенсией до 5 тысяч гривен и как они могут ежемесячно тратить по 20 тысяч — известно только вам и богу…
«…таки больше 20 тыс грн в месяц.»
Дополнение…
Взял не такую уже и старую статистику по супермаркетам…
Например, средний кассовый чек в сети магазинов «Сельпо» в пределах 200 гривен. Чтобы выйти на уровень 20 тысяч в месяц, это надо всего-лишь сто раз посетить супермаркет или примерно три раза ежедневно и минимум четыре по воскресеньям.
Поэтому остаюсь на своих позициях и не вижу смысла в дальнейшей дискуссии…
Ну вы же спросили о налогообложении доходов
не за основным местом работы…
Потому что никому не нужны все клиенты. Всегда есть клиенты от которых проблем больше чем пользы.
Мой вывод: я не буду давать банку зарабатывать на мне, если банк не дает мне преференций в виде интересных услуг и кредитов. А приват мне все твердил: сделайте оборот, и мы подумаем, давать вам кредит или нет. Пошли в опу приват, я не должен вам доказывать, что я хороший клиент, это вы должны мне доказать, что вы хороший банк.
«Мой вывод: я не буду давать банку зарабатывать на мне»
У Приватбанка иное мнение на этот счёт…
Когда будете рассчитываться в любом супермаркете банковской картой, физической или токенизированной, через банковский терминал Приватбанка — тогда и заплатите банку его законную комиссию за услуги эквайринга не зависимо от вашего желания…
Чтобы ни копейки не досталось Приватбанку — оплачивайте все товары и услуги исключительно наличными или криптовалютой…
но там не всё можно купить, что нужно.
Биток для покупок на базаре
не нужен — хватит и наличной гривны…
Единственную прибыль которую я дал банку (кроме комиссий за снятия, переводы и покупки) — был один депозит, на время пребывания в армии. Далее карты прострочелись и приват 24 перестал мне называть имена владельцев карт)
P.S.
Показывать данные получателя — это нарушение законодательства о банковской тайне.