На прошлой неделе парламент принял в первом чтении законопроекты о доступной растаможке евроблях (№ 4643-д и 4644-д). В них заложен новый механизм переоформления авто на иностранной регистрации. «Минфин» оценил, как разрешение вопроса с евробляхами повлияет на авторынок.
Евробляхеры обвалят цены на б/у авто
Принятие законопроектов прошло на фоне акций протестов евробляхеров, которые требовали внести в повестку дня ВР другой законопроект — № 3704. В нем предлагается другая формула растаможки, но главное — увеличение транспортного сбора с владельцев новых авто.
Но в итоге общественная организация АвтоЕвросила, которая отстаивает интересы бляхеров, дала отмашку на прекращение протестов и заявила, что будет добиваться изменений условий растаможки в проекте ко второму чтению. Так что в итоговом документе могут быть изменения.
Читайте также: Владельцы евроблях оказались в ловушке. Массово получают штрафы на 170 тысяч
Также остается немало вопросов по запуску новой льготной растаможки. Во-первых, все ли авто смогут переоформить по формуле, во-вторых, как массовая растаможка евроблях повлияет на авторынок. Ведь не исключено, что владельцы блях начнут массово избавляться от этих авто, что может сказаться на средних ценах в сегменте подержанных иномарок.
Что записано в проектах
Напомним основные нововведения проектов № 4643-д и 4644-д:
-Льготной растаможке подлежат авто, которые были ввезены в Украину до 31 января 2020 года и находятся в режиме временного ввоза или транзита.
-Легковое авто на иностранной регистрации должно быть не ниже стандарта Евро-2 (под эту категорию подпадают авто, выпущенные в1995 г и позже), а грузовое — не ниже стандарта Евро -5 (с 2009—2010 гг.).
-На одного человека можно растаможить по одному авто из следующих категорий: легковое, грузовое или прицеп.
-Режим льготной растаможки будет действовать 180 дней с даты вступления закона в силу. Закон вступает в силу через 2 месяца с момента публикации. По этому пункту возможны изменения. В «АвтоЕвросиле» анонсировали переговоры с профильным комитетом по пересмотру сроков растаможки в проекте ко второму чтению.
-Растаможка авто будет проводиться по формуле: базовая ставка +Ve+Fe, где базовая ставка, привязанная к возрасту авто. Она составляет от нуля (для авто до 9 лет) до 150 евро (для 15-летних машин). Ve — объем двигателя в кубических сантиметрах умноженный на коэффициент. Коэффициент зависит от объема двигателя и варьируется от 0,2 до 0,5. Fe — ставка налога, которая зависит от типа мотора. Она составляет 100 евро для всех авто, кроме гибридных и электрокаров (для них ставка — нулевая).
-НДС будут рассчитывать не с полной стоимости авто, как сейчас, а от суммы, рассчитанной по формуле. То есть, если по формуле за растаможку насчитают 600 евро, то НДС — 20% от этой суммы или 120 евро.
-Ввозная пошлина в размере 10%, которая сейчас действует при импорте всех автотранспортных средств, при льготной растаможке начисляться не будет.
Таким образом общая сумма растаможки любой евробляхи не должна превысить тысячу евро, а во многих случаях будет еще дешевле. Это, бесспорно, главный плюс проектов, ведь многие евробляхеры не таможили авто именно из-за цены.
Читайте также: Схема с евробляхами закрыта: как теперь сэкономить на ввозе авто
Выигрывают владельцы дорогих авто
В отличие от предыдущих формул растаможки, включая действующую, в новой формуле не учитывается стоимость авто.
С одной стороны, это плюс так как убирается одна из самых коррупционных составляющих, — отмечают в Институте исследова-ний авторынка.
Завышение стоимости авто на таможне давно уже стало проблемой номер один для владельцев подержанных иномарок. Ведь все налоги (НДС, ввозная пошлина, то есть, в общей сложности треть от стоимости транспортного средства) сильно зависели от того, в какую сумму оценят авто.
Таможня же зачастую оценивала выше реальной стоимости, причем, нередко — в разы. Это аргументировали тем, что, дескать, водители занижают инвойсы. Таможенники взяли на вооружение так называемую методику Шваке, когда при оценке авто учитывается его цена в салоне, степень износа, средний ценник на вторичном рынке. То есть, получалась цифра в буквальном смысле с потолка. А, чтобы получить более низкую оценку, приходилось искать «своих»" брокеров, услуги которых стоили недешево (до 500 долларов и выше).
Если же новые проекты получат статус законов, от завышенной оценки удастся избавиться.
С другой стороны, как говорит один из руководителей «АвтоЕвросилы» Александр Чернявский, растаможка получается «несправедливой», ведь одинаковую сумму придется платить и за дорогое авто, и за иномарку эконом-класса.
Читайте также: Полиция начала штрафовать водителей «евроблях»
«Чем новее и, соответственно, дороже авто, тем меньше придется заплатить. Растаможка элитных авто обойдется дешевле, чем бюджетной малолитражки», — отмечают эксперты Института исследований авторынка.
К примеру, растаможка авто за 3 тысячи евро и за 30 тысяч евро с примерно одинаковыми исходными данными (тип двигателя и его объем) будет стоить в районе тысячи евро. Но для авто за 3 тысячи это 30% стоимости, а для машины за 30 тысяч — только 3%.
«Вечные» евробляхи и распродажа на авторынках
«С принятием законов по льготной растаможке всплывет и ряд практических вопросов», — говорит глава адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
Один из главных — как переоформить авто, если с документами на него есть проблемы. А таких случаев будет немало. Ведь в свое время авто на еврономерах оформлялись на иностранных собственников или зарубежные фирмы (литовские, польские), в том числе, «однодневки».
По прошествии нескольких лет многие формальные европейские собственники попытались избавиться от проблемного имущества, а некоторые фирмы давно закрылись. То есть, найти «собственника», чтобы он снял с учета авто по месту регистрации и оформил сделку купли-продажи с украинским водителем, удастся далеко не всем.
Что делать тем, кто не сможет переоформить документы — вопрос открытый. Ведь согласно отечественному законодательству не снятые с иностранной регистрации автомобили к таможенному оформлению в Украине не допускаются.
Глава компании AutoConsulting Олег Омельницкий считает, что многие евробляхеры могут отказаться таможить авто по новой формуле и из-за цены. «Она все же отлична от нуля, а те, кто покупал авто за 500 евро, вряд ли захотят платить за переоформленние тысячу», — говорит эксперт.
Впрочем, с учетом того, что на сегодняшний день по дорогам страны колесит 500−750 тыс евроблях, даже растаможка части из них может буквально взорвать рынок.
Дело в том, что сейчас евробляхи фактически не влияют на уже сложившуюся ценовую конъюнктуру украинского рынка б/у авто. На перепродажу выставляются авто, которые прошли растаможку по достаточно высоким расценкам, и эти затраты учтены в ценнике.
К примеру, BMW 520 2009 года выпуска на украинской специализированной площадке по продаже авто стоит около $11 тыс. Но в Германии цена аналогичного автомобиля — всего порядка $6 тыс. То есть, если владелец такого авто на евробляхах растаможит его за тысячу евро, то сможет выставить машину на перепродажу за $7,5−8 тыс и при этом не только покрыть все расходы, но и заработать.
Тогда как для собственника авто, растаможенного в прошлые годы, такой ценник — сплошные убытки.
Еще больший ценовой разрыв может быть по дорогим иномаркам, растаможка которых ранее стоила целое состояние, а с принятием новой формулы подешевеет в разы.
«Возможны временные искажения цен на автомобили. Растаможенные по специальным условиям машины могут появиться в продаже по ценам ниже рыночных. Особенно — элитные авто, разница по которым может составлять до нескольких десятков тысяч долларов», — отмечают в Институте исследований авторынка.
Понятно, что потенциальным покупателям б/у авто такая ситуация выгодна, ведь появляется возможность сэкономить. Но вот для продавцов подержанных иномарок это чревато сплошными разочарованиями, так как придется отдавать авто со значительным дисконтом.
Комментарии - 82
«А у вас когда мусор собирается в мусорном ведре, вы его выносите или с улицы начинаете еще нести?»
Любой грузовик и куча автобусов утрут нос легковушке с евро-2. Но нет, будем ныть что имено евробляхи убивают нашу природу.
Автобусы — это отдельная тема, называется «Не корупмированный тех осмотр», что здесь обсуждать — вообще не стоит.
Ну и притензия к ЕВРО-2 далеко не на первом месте, процетирую сам себя, но тем не менее…
Ну и тут дискуссия свернула куда-то не туда — причем тут нищеброды? Нищеброды не нищеброды, но путь налоги платят. Какого черта я платил все налоги, да еще и в пенсионный фонд 5%, «энтузиасты» на битках из штатов растаможку оплачивают, а тут какие-то неадекватные черты требуют каких-то преференций, основываясь на чем?
Во вторую очередь, это то что эти машины без учета и в 99% концы к тому, кто там был за рулем не найти.
В третью, что 80% этих машин — это кусок ***, который по дорогам вообще ездить не должен.
А в четвертую ток, то что «нищеброды» заполонили дороги.
Этот закон, решает только вторую проблему, но никак не первую. Налоги должны либо платить все, либо никто.
Одно дело использовать лазейки, как с ФЛП и так называемими офшорами, и совсем другое — шантажем государства отменять налоги, для группы лиц, которая и в формировании ВВП при всем этом, далеко не ведущую роль играет, в большинстве своем. «преференций, основываясь на чем?»
Нельзя сделать отдельный техосмотр только для евроблях. Он или для всех, включая родные украинские корчи, или не для кого как сейчас.
Хотя целевая аудитория в большинстве своем конечно намекает на то, что вырежут все, но тем не менее.
Ну и о том, что гнилая беха 1996 года выпуска, сильно безопасна — я бы тоже поспорил…
Ты пишешь так будто из ЕС только гнилые бехи 96-го года и возят.
А вот что безопасней, такая беха или жигуль-копейка 1974 года выпуска, или двадцаьчетвертая волга — это вопрос.
так, чтобы у мужиков всегда был повод собраться в гараже:)
…У меня знакомый заехал перед новым годом с Польши на ауди 1998 год 1.9TDI, сколько ему получится растаможка? …
…Да, я это все учел. Так там металлолом лучше наших новых приор, калин и т. д. и тп)…
Это же вы писали и буквально неделю назад!
— это означает делать через Женеву??))
Исключено — они ввезли эту машину черт знает когда, всё это время на ней ездили. Смысл её продавать? А ездить на чём?
даже если бывшему бляхеру тачила станет в 8к бачей, а на рынке такие машины стоят по 11к, то продавать он ее будет за все 12 кусков ибо он же самый умный (типа «без пробега по Украине», «в Германии дед ездил», «топливо наше не видела» и т. д. тп, как продаваки любят натрушивать)…
обвалят они рынок, ага, как бы не так
Что еще опасно, это бросовые цены, когда надо срочно продать, а тут чем больше дешевых авто на руках, тем чаще они начнут вылезать по бросовым ценам. А как только бросовая цена становится массовой, так и регулярная начинает подтягиваться.
Я эти 2 фактора вполне могу себе предстваить воплотившимися в жизнь
Слово «опасно» здесь опасно. Когда цены благ падают по причине роста предложения, то они становятся более доступны широкому загалу. Это хорошо.
І ввезені ці авто були здебільшого не тими водіями, які хотіли собі чогось кращого (як, наприклад, роблять ті, хто везе зараз хороші авто з Німеччини 2015−2017 років випуску з «автобанним» пробігом 150−180 тис. і з поверненням ПДВ, платячи за той же б/у VW Golf 7 усього 11тис під ключ), а тими водіями, які в принципі ледве назбирали ці 1−1,5 тис євро на авто, розраховуючи, що ця халява буде вічною. А їм взяли і обрубали халяву.
Так после любого закона будут такие авто, и что? Проблема с евробляхерами совсем не в этом. Эта проблема появилась как раз после принятия закона в 2018, а проблема евробляхеров аж с 2011 года когда покупка евроблях стала массовым явлением при том что расстможить их было нельзя.
Вот эту основную проблему существующую уже 10 лет, а точнее даже больше вспоминая когда впервые появились запреты — и надо решить так чтобы не приходилось опять и опять возвращаться к вопросу.
Растаможка должна быть простой и сумма расстаможки не должна догонять цену автомобиля.
По мнению рабочих, стране не хватает квалифицированного президента.
То же и с владельцами меньших авто.
— «Я ніколи не приховував, що я дебіл. Жартую, звичайно ж». (Тимофій Милованов)
— «Я президент цієї країни, а не л*х якийсь». (Володимир Зеленський)
З того часу нічого не змінилось? Стало тільки гірше.
Закон должен быть один для всех — условно, с 1.06.2021 начинает действовать льготная растаможка БУшек по такой формуле, всех, что будут ввезены ПОСЛЕ этой даты. Все, что ввезли раньше — по старым законам, на момент ввоза авто. Это — честно и справедливо, а не эта фигня, что прошла во второе чтение.
Это попытка убрать полностью «бляхеров» с наших дорог.
Такое впечатление, что большинство читающих и спорящих об обвале рынка — «смотрят в книгу и видят фигу».
Эти законы НЕ направлены на развитие рынка автомобилей благодаря именно вот этому выделенному ограничению.
Это — не для спекулянтов и перекупов, а чтобы сделать автомобиль более доступным для широких слоёв населения.
Хочу обратить ваше внимание на следующий факт — данный «ганебный» закон для всех «хитро…опых» бляхеров, имеет в преамбуле следующую фразу … ввезенных автомобилей на таможенную территорию Украины в режиме «временный ввоз» и «транзит»… Ну, а теперь рекомендую разобраться уважаемым «экспЕртам» по каким схемам завозят авто в Украину наши автосалоны и как это отразиться на сумме налогов. И пока вы выясняете кто в этой истории «житро … опей» и кто платит или не платит налоги, кто-то будет зарабатывать на официальной не уплате части таможенных сборов.
Ну и э о для размышления о сущности нашего «защищенного» автопрома!
https://minfin.com.ua/blogs/grugoriyholand/164478/
неправда! У меня одна из 4-х машин — нулёвая, с автосалона. Рено Дастер.
Две машины — «антикварные» (производства СССР), и одна б/у — Фьюжик 2012 года выпуска, перед самым первым карантином купил.
Ну то виходьте і протестуйте, вони протестують — вони отримають, ви сидите на дивані — Е ні то ваше все :)
а тепер вимагають щоб їм це пробачили
Їм вже це пробачили! По факту з 2010 року вже 10 років деякі їздять і нічого не платять. То влада навпаки вимагає! Вимагає впорядкувати це питанння.