Блекаути змушують українців повернутися до розрахунків готівкою. Але взяти її часто немає де: банкомати порожні, у касах банків її теж немає, як і в торгових мережах, які можуть надавати послугу видачі кешу. «Мінфін» розповідає, чому готівка стала таким дефіцитом.
Чому з кас банків зникла готівка і як це впливає на економіку та курс
За даними НБУ, станом на 1 жовтня сума готівки, що була в обігу в Україні, становила 677,7 млрд грн. Зокрема, майже 3 млрд банкнот на загальну суму 672,4 млрд грн.
Це на 50,1 млрд грн, або на 8% більше, ніж на початку 2022 року (на 1 січня 2022 року — 627,6 млрд грн). Чому ж тоді виникають проблеми з її отриманням? Є декілька причин для цього.
Технічна проблема
У моменти блекауту відбувається відключення банкоматів, зазвичай тих, що живляться від найближчої електромережі. Виділених ліній спеціально під банкомати банки, як правило, ніколи не створювали: до війни це було дорого та неактуально.
Тому, коли з'являється електрика, громадяни намагаються «затаритися» максимально в найближчому банкоматі. Те ж саме відбувається і з відділеннями банків, які то не працюють через повітряну тривогу, то в них немає світла та зв'язку через відсутність резервного живлення або небажання фінансистів витрачатися на дорогі генератори та їх утримання.
Це призводить до:
1. Колосального навантаження в рідкісні моменти появи світла на самі банкомати, багато з яких, особливо у регіонах, — вживані, куплені за кордоном ще задовго до пандемії.
Результат — часті поломки таких апаратів, що ще більше скорочує мережу, що реально працює. Тобто на сайтах банків такий банкомат «світиться» як працюючий, а фактично він простоює чи вже без грошей.
2. Значного зростання обсягів готівки, що видається банкоматами, і як наслідок — проблем зі своєчасним їх підкріпленням інкасаторами.
Це збільшує проблеми з логістикою доставлення готівки, її розподілом банкоматними мережами та додатковими операційними витратами банків на обслуговування банкоматів. Якщо у Києві та великих містах банкіри ще хоч якось встигають гасити подібні «пожежі» за рахунок великої кількості банкоматів, то в регіонах складається критична ситуація — як за рахунок обмеженої кількості самих банкоматів, так і через проблеми зі світлом, зв'язком та інтернетом.
Автор статті на власні очі спостерігав подібну картину у смт. Іванків Київської області, коли з декількох наявних там банкоматів та відділень банків (насамперед, Ощадбанк, Приватбанк і Райффайзен банк Аваль) нормально не працював жоден.
Пенсіонери записувалися з ночі на отримання грошей, а потім ще й відстоювали по 2−3 години у черзі, щоб отримати свої пенсії та сплатити комуналку, а частина мала ще й отримати допомогу від міжнародних організацій на деокупованих територіях.
Що ще цікаво, то це те, що, наприклад, в Ощаді клієнти ще й сплачували комісію за зняття готівки в касі банку у розмірі 3%, не маючи при цьому можливості зняти ці кошти без комісії у банкоматах.
3. У ситуації стихійних відключень електроенергії майже неможливо оперативно планувати завантаження банкоматів.
Доки немає світла, вони заповнені під зав'язку, але за ту годину-дві, поки є й електрика, й інтернет (без якого банкомат теж не працює), з них знімають всю готівку. Отже, формально працюючий банкомат насправді виявляється для громадян некорисним, оскільки там немає банкнот для видачі.
Оскільки зараз електрику відключають поза будь-якими графіками, банкіри не мають можливості «вгадати», які з банкоматів у цей момент будуть спустошені в період непрогнозованої за часом і термінами наявності світла.
У неофіційних розмовах банкіри говорять про зростання видачі готівки через банкомати та каси банків за останні декілька тижнів у 3−5 разів та зростання навантаження на інкасаторські служби, щонайменше, у 2−3 рази.
4. Торгові мережі не завжди готові до послуги видачі готівки громадянам із платіжних карток через свої каси.
З одного боку, зростання цін на фоні падіння платоспроможності населення та ще й за відсутності світла серйозно скоригували фактичні обсяги готівки в торгових мережах.
З іншого — більшість громадян у таких умовах намагається розрахуватися картками, тобто фактично готівки у касирів не так багато, і вони не поспішають з нею розлучатися, не знаючи, що буде протягом дня за розрахунками з іншими клієнтами.
До того ж, багато громадян знову активно перейшли на покупки на базарах і ярмарках, де ціни зазвичай трохи нижчі, ніж у магазинах, але, знову ж таки, їм для цього потрібна готівка.
Продуктові мережі намагаються зберегти покупців за рахунок встановлення генераторів, витрати на купівлю та обслуговування яких перекладаються, зрештою, потім на того ж покупця.
Що також робить мережі менш конкурентними, порівнюючи з базарами. Ба більше, наявність генератора та світла в самому магазині не завжди гарантує нормальну роботу інтернету та зв'язку з процесинговим центром банку з проведення транзакцій покупців, що, знову ж таки, змушує покупців розраховуватися готівкою.
Проблема економічна
Відсутність електрики має й інші наслідки — суто економічні.
Переважно це:
1. Суттєве зростання витрат на інкасацію, безпеку банкоматів та кас відділень, а також логістику під час роботи з готівкою, закупівлю генераторів для забезпечення роботи.
Ці витрати банки, за здогадом, повинні закладати у вартість своїх продуктів, але соціальна складова виплат, на кшталт пенсій та допомоги, не дозволяє їм цього робити. Відповідно, суттєво зменшується операційна привабливість подібних банківських послуг, аж до збитковості.
Особливо в невеликих та середніх фінансових установах, які не мають власної інкасації, і вони змушені користуватися послугами своїх успішніших колег чи інкасаторських фірм на аутсорсі.
Ті ж, зі свого боку, за подібних умов швидко підвищують тарифи на свої послуги. У результаті, це призведе надалі до ще більшого згортання банківських відділень і зменшення банкоматної мережі, що загрожує ще більшим відходом громадян у готівку. Особливо у регіонах.
2. Вимушений відхід населення у розрахунки готівкою призводить до різкого збільшення грошового агрегату М0 (готівка в обігу), який включає банкноти і монету в обігу.
Дуже небезпечна тенденція для всіх сегментів фінансового ринку України, оскільки це неконтрольовані Нацбанком «гарячі» кошти, які стають ґрунтом для розширення «тіньової» економіки. А також тиснуть на готівковий валютний курс і в момент паніки здатні суттєво впливати на загальний стан усієї економіки України, що воює.
Поточна ситуація може звести нанівець старання Нацбанку останніх 5−8 років щодо політики cashless. Ба більше, значна частина фізично надрукованих банкнот у цьому випадку не повертається до банків, а осідає на руках у населення і змушує потім Нацбанк знову додруковувати нові гроші для забезпечення повноцінного грошового обігу. Підсумок — нові емісії «живих» грошей з циклічним зростанням цін і тиском на курс, що повторюються. Коло замикається.
Для розуміння ситуації наводимо останні дані Нацбанку щодо грошових агрегатів в Україні:
Зростання готівки поза банками (М0) через поточні проблеми найближчим часом різко посилиться. За моїми прогнозами, цей показник лише за грудень 2022 — січень 2023 року може зрости, щонайменше, до 660−680 млрд гривень, що призведе до зростання й інших грошових агрегатів.
Надалі питання «стерилізації» цих «гарячих та малоконтрольованих» коштів на руках у населення стане серйозною проблемою для регулятора, грошового обігу загалом та почне додатково тиснути на курс.
Як пом'якшити проблему
Потрібно оперативне фізичне перегрупування частини банкоматної мережі банків у ті точки, які забезпечені повноцінним або майже повноцінним електроживленням для забезпечення безперебійного обслуговування населення та зменшення ажіотажу зі зняття готівки.
У регіонах, особливо невеликих містечках та селищах, необхідно посилити комунікацію між банківськими установами, місцевими енергетиками та місцевою владою для більш злагодженої організації роботи інкасації, банкоматів та торгових терміналів у продовольчих мережах та точках реалізації основних товарів для населення.
Дуже важливо, щоб місцеві ритейлери забезпечували спільно з банками якісний та оптимальний обіг готівки у своїх регіонах для зняття напруги у грошових розрахунках за товари першої необхідності. Це зменшить глобальну потребу Нацбанку додрукувати додаткову готівкову гривню.
Читайте також: Блекаут. Німеччина готується до екстрених постачань готівки
Якщо збережеться поточна ситуація з одночасним зростанням цін та «зависанням» значних обсягів готівки на руках у громадян, варто очікувати від Нацбанку швидкої появи купюр більшого номіналу для збереження структури грошового обігу.
І це, у цьому випадку, негативний чинник для нацвалюти загалом. Що б не говорили чиновники Нацбанку, збільшення номіналу купюр в обігу — завжди ознака зростання інфляційних процесів у країні. Тим паче, під час війни.
Коментарі - 79
а затем еще и отстаивали по 2−3 часа в очереди,
чтобы получить свои пенсии и оплатить коммуналку«
Вот бы редакции Минфина почаще пропагандировать безналичные платежи
и побольше озвучивать лайфхаков о том, как рядовым пенсионерам не выходя
из дома оплачивать коммуналку через интернет или мобильные приложения
разных укрбанков без лишних проблем и комиссий.
А не констатировать плачевную ситуацию с совковым
подходом по стоянию в ночных очередях за получением
вожделенной налички, часть которой в этом же отделении
банка, но в другой очереди сразу же отдают в качестве оплаты
коммунальных услуг.
но многие пенсионеры прекрасно водят свой любимый
автомобиль и даже неплохо знают большую часть ПДД,
а вот запомнить пару строчек тарифов банка, в котором
они получают пенсию или научиться оплачивать услуги
ЖКХ через интернет почему-то не горят желанием…
Кстати, многие из пишуших на Минфине комментарии
родились в то время, когда ещё не было интернета,
веб-сайтов, форумов и даже смартфонов.
Но ведь как-то с нуля научились и жалобы писать
на Минфине, и блоги вести в инстаграме, а уж искать
рецепты приготовления вкусняшек вообще без проблем.
и совершенно другое дело оплачивать
услуги ЖКХ без комиссии…
При голосовании был материальный стимул.
При оплате через интернет даже не с кем
парой фраз перекинуться…
«Ага, на базаре с молочницей»
Действительно, прикольно смотриться. когда пенсионер за литровую
или трёхлитровую банку при цене 20 грн за литр суёт купюру в
200 или 500 грн и бедный продавец уже не знает куда бежать
от таких покупателей с такими купюрами.
Лично я на рынке покупаю молоко у одного и того же поставщика
и поэтому оплачиваю свои покупки р2р-переводом.
Покупки молочной продукции в киоске (кефир, творог и т. д.)
оплачиваю банковской картой через терминал.
Кстати, в Харькове во всех киосках тм «Агромол» установлены
банковские терминалыдля удобства покупателей.
«Одинокая бабка или дед с бабкой лет 70+»
А куда смотрят их дети или внуки и почему они не желают
помочь своим родителям или бабушкам с дедушками оплатить
коммуналку не выходя из квартиры, а плюют на здоровье своих
стариков, вынуждая их по несколько часов отстаивать в очередях
в любую погоду и летом и зимой и в дождь и в снег…
Что это за такие бездушные детишки, которые не жалеют своих
родителей или они спят и видят, чтобы их старики заболели
и раньше времени умерли, освободив занимаемую жилплощадь…
«пенсионеры в данном случае снимали наличку еще и потому, что по городу не могли рассчитаться картами в точках и супермаркетах — не было связи и интернета»
Я от вас в шоке…
с февраля и по октябрь месяц в Киеве был и свет и интернет — круглосуточно.
Только несколько дней, начиная с 10 октября были большие перебои со светом.
Лично я не верю в то, что у пенсионеров нет запаса продуктов питания минимум
на неделю, а то и больше, с учётом бесплатной раздачи волонтёрами продуктовых
наборов именно пенсионерам и ежемесячных президентских продуктовых наборов
каждому гражданину Украины, кто пожелал его получить бесплатно.
Выдача налички по БПК на кассах большинства супермаркетов реализована
банками ещё летом. Для бесплатного проезда пенсионерам наличка тоже
не нужна, а вот кризис общения вынуждает пенсионеров создавать
искусственные очереди там, где этого можно было избежать…
«А что в этой ситуации может сделать бабушка, живущая даже не Иванкове, а где-нибудь рядом по селам»
У бабушек в деревнях обычно оформлена субсидия, покрывающая
и газ и свет, которые они потребляют.
Дети и внуки во время войны должны активнее помогать своим старикам,
а не бросать их один на один со своими проблемами.
Кстати, о Приват24.
Очень рекомендую настроить «регулярные платежи»
и тогда отключение света и мобильной связи не помешает
вам провести необходимые платежи в указанные сроки…
«просто сьездите в тот же пгт Иванков, Киевской области, это ж недалеко.»
Я минимум пол-года с марта почти ежедневно ездил в Харькове
на Серверную Салтовку в район улиц Дружбы Народов и Натальи Южвий, который так же ежедневно подвергался обстрелам в пике до 60 прилётов
в сутки со стороны окружной дороги и насмотрелся достаточно.
У людей не один месяц небыло ни света ни воды ни стабильно работающей мобильной связи, магазины и транспорт тоже не работали — воду брали на источнике, еду готовили на кострах возле подъездов и радовались что живы.
Ну нет света в какой-то деревне под Киевом по несколько дней,
так ведь есть газ и запасы еды в погребах, поэтому не надо
раздувать небольшие местные проблемы до уровня всеукраинских
и тем более катастрофических.
Не знаю, как у вас принято в Киеве, а в Харькове люди даже
в многоквартирных высотках помогают друг другу и если в подъезде
живёт одинокая пожилая пенсионерка, то обязательно кто-нибудь
из соседей принесёт ей из магазина что-то из продуктов, о чём она
попросит да и волонтёры не забывают, хотя-бы раз в две недели
привозят продуктовые наборы…
На счёт проблем с работой банкоматов
и терминалов в некоторых супермаркетах…
Я называю такую ситуацию — горе от ума.
Первый пример — при блэкауте супермаркет работает от генератора,
интернет работает база данных в датацентре доступна, а вот почти
все банковские терминалы — в ауте, а всё потому-что почти все терминалы работают по GSM, а ведь при правильном планировании
надо было часть терминалов ставить с ethernet-портом для работы
через локальную сеть супермаркета.
Второй пример — при блэкауте супермаркет работает от генератора
и на крыше стоит базовая станция мобильного оператора,
но она частенько запитана через свой электросчетчик,
и соответственно её не реально перекоммутировать на
работу от генератора, а значит даже при наличии электроэнергии
мобильная связь через время пропадает.
И это не единичные случаи — это такой украинский жлобский подход,
при котором каждая контора сама за себя. Ведь не везде есть люди,
умеющие внедрять комплексные решения не только для надёжного функционирования ИТ-подсистем предприятия,
но и для удобства клиентов.
такого варіанту у мене не було,
та не буде у майбутньому…
Блєкаут в Харькові був всього два рази
та й то кожен раз меньше доби. При цьому
частина супермаркетів працювала
на генераторах.
У мене запас продовольчих товарів не на один день,
тому можу не виходити з дому по декілька діб,
якщо немає потреби їхати на роботу…
«Через це доводиться йти до найближчої торгівельної точки, де немає терміналу і відповідно можливості розплатитися карткою»
У меня нескромный вопрос — неужели у вас дома шаром покати,
что надо каждый божий день идти в магазин и что-то покупать.
Ну нет света во всём городе (блекаут), ну так посидите дома, зачем переться по тем магазинам.
Я ещё могу понять алкоголиков, ежедневно покупающих
пиво или водку, ведь многие из них и пол-дня не могут
прожить без дозы спиртного…
А если купят на несколько дней,
то в первый же день всё выпьют.
но нигде не упоминал, что вы возможный главный
герой этих сценариев, так что не стоит всё принимать
на свой счёт…
От уже упрямый, тебе человек говорит так как есть, а ты опять за своё…
Выйди из бункера в свет, посмотри что хоть в мире творится…
Ваше дело маленькое…
Продолжайте критиковать меня
без всякой аргументации.
На большее вы реально не способны…
Ничего личного…просто ваша глупость заметна не только мне…аргументов предостаточно, я способен видеть у вас бревно в глазу, когда вы видите у других лишь соринку…
Вы бузите так, что просто жесть…:)
LSD75
Да и вы не промах
в части нести всякую муть…
Что касается лично Вас, то тут я пишу истинную правду…
Дуракам закон не писан,
Если писан, то не читан,
Если читан, то не понят,
Если понят, то не так…
Что и следовало доказать в очередной раз, когда нет аргументов, в ход идут примитивные оскорбления, причем один плагиат, своего ты не придумаешь, не удивительно
«У меня есть время прийти на почту. Лучше я наличными. Я в этих ваших телефонах нифига не понимаю… Ну хоть с людьми в очереди пообщаюсь. Комиссия 10 грн? Ну что ж…»
100−200 грн на щоденний транспорт зняти можно завжди, у банкоматі або у касі супермаркету. А знімати усю налічку з карти змісту немає ніякого.
«100−200 грн на щоденний транспорт зняти можно завжди»
Киів — у метро та міському транспорті валідатори приймають БПК.
Львів, Дніпро, Вінниця та в інших містах — проїзд можна сплатити БПК.
Більшість служб таксі приймають безготівкову оплату через
свої мобільні застосунки.
Харків — проїзд у метро та коммунальному транспорті - безкоштовний.
в несколько месяцев и не обязательно
с 1 по 20 число месяца, когда приходят
пенсионные выплаты и очереди в отделениях
банков и к банкоматам — максимальны.
Теперь отключения и даже если есть свет для терминала, обычно нет моб интернета.
Бабушки на лотках смотрят на карточку, как ленин на буржуазию. В мелких лотках платить за терминал (не знаю сколько, но вроде порядка неск. тысяч в месяц) и проценты за расчеты картой — ответ был такой. «Я тогда подниму цены на 10%, и вы перестанете ко мне приходить»
а порожні банкомати у столиці…
За кеш дешевле, зачем платить больше?
Бедный папа
как кеш передаёте через интернет?
неужели почтовыми голубями?
Но у них есть генератор, это уже не мало.
Например, сейчас народ поголовно возмущается, что банки
прекращают обслуживание во время воздушной тревоги.
И ведь претензии предьявляют не к роcсиянам, которые
обстреливают украинcкие города, а к укрбанкам,
которые строго выполняют постановление Кабмина…
«ліпиш горбатого про повітряні тривоги»
Цитую автора:
«То же происходит и с отделениями банков,
которые то не работают из-за воздушной тревоги,
то в них нет света и связи из-за отсутствия резервного питания»
*Например, сейчас народ поголовно возмущается, что банки
прекращают обслуживание во время воздушной тревоги.*
****
Де саме народ поголовно? Отсєбятіна? Знову нічого немає у автора.
Не потрібно нічого додумувати за інших.
Ти ніяк не можеш допетрати, що це у тебе проблем немає, а у інших українців вони є. І автор тобі про це неодноразово розжовує.
Почему у меня нет проблем со снятием налички гривны, валюта по депозитам 3 мес, оплатой картой и т. д.?!
Наверное потом что не верю слухам и страшилкам разных людей, вбросам и т. д. А сам проверяю и живу норм. Понятно сбои могут быть, но они пока «0» повлияли на меня!
купюр в обращении — всегда признак нарастания инфляционных
процессов в стране»
Какой-бы бред не генерили эксперты Минфина,
но факты упрямая вещь — купюра номиналом 1000 грн
была введена в оборот в октябре 2019 года.
И на сегодняшний день нет никаких намёков на
планы НБУ по выпуску купюры номиналом в 2000 грн,
кроме отфонарных предположений одного эксперта,
перебравшего лишнее на эти выходные…
«поговорим через год о номинале купюр»
Я не возражаю поговорить об этом через год,
но я против писать об этом сейчас, когда нет
никаких экономический оснований для этого.
Зачем пудрить народу мозги тем, что пока
отсутсвует даже в проекте — ведь о разработке
дизайна купуры номиналом в 2000 грн
в НБУ никто пока даже не задумывался…
На счёт купюр номиналом свыше 1000 грн
в интернете был только один вброс 27.12.22
и только в вашей публикации.
Вас считают высокопрофессиональным
финансовым экспертом и «лицом» ютуб-канала
сайта Минфина.
После ваших необдуманных высказываний о
необходимости печатанья более высоких номиналов
гривневых купюр — эту бредовую идею, а по другому
я не могу её никак охарактеризовать, подхватили
менее толковые «эксперты» валютного форума, и
благодаря вашему авторитету эта информация теперь
является чуть ли не официальной позицией НБУ.
Понятное дело, что теперь пишут не только о необходимости
печати купюр номиналом в 2000 грн, но хотят видеть и купюры
номиналом в 5000 грн. А рядовые украинцы, которые не способны
отличить сайт Минфина, принадлежащий частной компании,
от сайта Минфина (Министерства финансов Украины) считают
этот вопрос почти решённым и последние сутки создают очереди
в пунктах обмена валюты, скупая на гривневые остатки
хотя-бы сотню-другую баксов…
Единственное, чего вы добились, это повышенный интерес
к вашей публикации, но возможно, вред, наносимый
необдуманными текстами экономике, намного превышает
пользу от увеличения количества просмотров (кликов) как для
сайта Минфина так и для всей страны вцелом.
Надо хоть иногда думать о последстствиях…
АКЦІОНЕРНЕ ТОВАРИСТВО «РАЙФФАЙЗЕН БАНК» — є, а от з назвою що б мiстила слово «Аваль» вже немає
Було б цікаво дізнатися. Дякую
Вы когда в последний раз уезжали из городов с налаженной инфраструктурой? Не в Карпаты и Западную Украину где сервис для отдыхающих также налажен (с учетом в цене), а в обычное село в километрах 50−70ти от большого города? Возможно я и пессимист, но:
1. В обычных районных центрах местами есть терминалы, но они спрятаны далеко и после просьбы оплатить тебе нахомят, потому что ларек/магазин считает каждую копейку для «выживания», а терминал — доп. комиссия продавцу.
2. Оплачивать коммунальные услуги через интернет — боятся, потому что не раз было что или ввели не правильно реквизиты, а обратной связи нет, или пока платеж с накопившимся долгом дойдет — тебя успеют отрезать уже 10ть раз, а потом ходи по всем этим службам и доказывай, что не верблюд. Все равно не докажешь, и платить за подключение будешь. А при оплате в кассе банка — выдают квитанцию, хоть какая-то надежда на переговоры с бригадой приехавших отключать.
Перечислять можно многое, моя точка зрения, что статья написана правильно.
Проблемы с кешом в банках — промах правительства, ладно там в валюте — «не печатаем», а в гривне при ежемесячной эмиссии — 15−30 млрд. грн. просто смешно. Доведите начатое до конца…
У підсумку, по безналу жити можна, але завжди є нюанси. З готівкою ніяких нюансів, приймають скрізь і без питанть. Тому вибір очевидний. Після війни повернуся до безналу, зараз не можу собі цього дозволити.
и совершенно не рассматривается вариант ответственности Кабмина
и депутатского корпуса ВРУ за блокирование внесения изменений
в действующее законодательство в части предоставления
Укрпочте ограниченной банковской лицензии.
Общеизвестно, что отделения Укрпочты есть даже в тех населённых
пунктах, где нет ни одного отделения банка ни банкомата ни банковского
терминала. А там где нет стационарных отделений Укрпочты, дейсвуют
передвижные, в которых есть и кассир и банковский терминал и наличная
гривна для выдачи пенсионерам.
Была бы у Укрпочты ограниченная банковская лицензия, то во всех
населённых пунктах были бы точки предоставления банковских услуг,
в том числе и по приёму БПК и по безналичной оплате…
к доступу населения ко всему комплексу банковских услуг.
Но это и не вопрос коммерческих банков — Ощадбанка и Приватбанка.
Это проблема исполнительной власти в лице Кабмина, которая сначала
принимает постановление КМУ о переводе всех пенсионеров на обслуживание
в укрбанки и даже тендер пытались проводить, но ни один банк не пожелал
взять на себя эту ношу и как результат — в деревнях как были так и остались
отделение укрпочты, но нет хотя-бы усеченного перечня банковских
услуг, ведь у Укрпочты нет банковской лицензии…
Как раз Укрпочта могла бы себе позволить и генератор и Starlink
в крупных посёлках либо как в западных регионах — передвижные
пункты Укрпочты.
И получается реальная фигня:
— власть против Укрпочты, как очередного представителя госбанков
— власть принимает закон о национализации Альфа-банка
т. е. расширить спект услуг Укрпочты предоставлением
банковской лицензии наша власть почему-то сильно противиться,
а вот из ещё одного убыточного частного российского банка сделать
государственный, перевесив на государство его миллиардные долги,
на это наша власть идёт без проблем и колебаний, даже законг приняли…
Кстати, от национализации Альфа-банка в деревнях ни на йоту
не улучшится качество банковского обслуживания населения.