- 1 грудня 2015, 17:18
Кто и как тратит деньги, которые мы зарабатываем
Чтобы оценить важность налоговой реформы, важно понять, что она значит для каждого украинца. Налоги — это источник наполнения бюджета и Пенсионного фонда.
Это значит, что с каждой заработанной гривны часть мы отдаем государству, и это позволяет содержать пенсионеров, депутатов, депутатов-пенсионеров, вести войну, строить дороги и платить учителям.
Итак, с каждых 100 гривен, выделенных на фонд оплаты труда среднестатистического украинца около 29 гривен (100-100/1,41=71, если учитывать, что средняя ставка ЕСВ равняется 41%) сразу уходят в виде Единого социального взноса в Пенсионный фонд и фонды социального страхования: в стране 13 млн пенсионеров, и их нужно содержать. Из оставшихся 71 грн еще 14,3 грн уходят на налог на доходы, военный сбор и налог в Пенсионный фонд (71*0,79=56,7. НДФЛ -15%, Пенсионный фонд — 3,6% и 1,5% — военный сбор).
Остается 56,7 гривны, которые мы и получаем в виде заработной платы. По данным Госстата, 92% доходов украинцы тратят и 8% — откладывают. Но все отложенные деньги будут рано или поздно потрачены, или просто пропадут. Со всего, что мы тратим, покупая товары и услуги, еще 20% мы отдаем государству в форме НДС. Даже если покупаем что-то у неплательщика НДС, этот налог все равно почти всегда где-то должен был быть уплачен — например, при импорте. Так что отнимаем еще 9,40 грн (шестая часть от 56,7). Получается, что на себя мы тратим 47,3 грн с каждой заработанной купюры с портретом Тараса Шевченко.
На самом деле, эта схема отражает идеальную для государства картину, когда все законы соблюдаются, а ненавистной правительству «упрощенкой» никто не пользуется. В реальности производители/поставщики товаров и услуг всячески стараются построить свой бизнес так, чтобы заплатить меньше. Это делается как законными путями — с помощью упрощенной системы налогообложения и с помощью стран, в которых налоги более гуманны, — так и незаконными — с помощью контрабанды, фиктивных сделок, и неучтенной налички. Сэкономленные на налогах деньги можно раздать работникам в виде «черной зарплаты», с которой уже не платятся налоги. Все это позволяет украинцам тратить на себя немного больше, чем отдавать Родине. По оценкам Министерства экономического развития, экономика Украины примерно на 65% живет своей жизнью вне учета и контроля, поэтому государство у нас бедное, а все работающие граждане — преступники.
С каждой сотни, попадающей непосредственно в государственный бюджет, 28 гривен мы отдаем на неприкосновенные вещи — 14 грн на безопасность и оборону, и столько же на обслуживание госдолга. Меньше эта сумма никак не станет, пока не закончится война и долги.
С каждых ста гривен в бюджете 24 опять идут на пенсионеров — средств ПФ на всех не хватает. Эти деньги тратятся прежде всего на тех, кто не наработал за всю жизнь на минимальную пенсию или не платил достаточно взносов — государство их «дотягивает» до прожиточного минимума. Сюда же относятся выплаты на рождение детей, поддержка бойцов АТО и их семей и другие акты государственного человеколюбия. Для того, чтобы сократить расходы, Министерство финансов планирует как минимум посчитать тех, кого мы содержим — кто из них жив, кто реально воевал, кто ликвидировал аварию на ЧАЭС и кому на самом деле нужны деньги.
Такая же ситуация с медициной — она бесплатна, но фактически не обеспечивает наших потребностей. Деньги из бюджета выделяются на койко-место, поэтому койко-мест много, а сервиса нет. Врачи всегда рассчитывают на частную благодарность, в бесплатных больницах при поступлении пациент получает платежку на пару сотен гривен «благотворительного взноса», а потом идет в аптеку покупать себе лекарства. Тем временем в МОЗ каждый месяц решают, кому закупить лекарства — «туберкулезникам» или «сердечникам», кто еще поживет, а кому не повезло. И наши 8,60 грн с каждой «бюджетной» сотни растворяются в этом болоте. Для начала правительство предлагает выделять деньги не на место, а на предоставляемые услуги, а также дать клиникам больше финансовой независимости. Но людей, которые хорошо наживаются на болоте, слишком много, и они слишком хорошо сопротивляются.
Около 3 гривен из 100 бюджет тратит на коммунальные услуги. Само слово «коммунальный» означает «принадлежащий низшей административно-территориальной единице», то есть «общинный», «муниципальный». Это расходы, которые по природе своей не могут ложиться на госбюджет. Эти расходы состоят из субсидий для населения и дотаций местным бюджетам, потому что ни населению, ни общинам не хватает денег на тепло, электричество и водоснабжение. Некоторые депутаты пытаются нас убедить в том, что проблема в слишком высоких тарифах, но с тарифами все нормально, проблема в том, что у людей мало денег. А денег мало потому, что с заработанной сотни нам оставили 47,3 гривны, а не, скажем хотя бы 65.
То же самое с государственными дотациями в местные бюджеты на всевозможные льготы — ведь проезд в транспорте и связь не бесплатные, просто за тех, кто не платит, платим мы все. Но самое страшное, что никто не знает, сколько на самом деле этих льготников, пользуются ли они транспортом и существуют ли вообще в природе.
Более 13 гривен идут на обеспечение экономической активности государства. По определению, сюда входит содержание работников госсектора, приобретение товаров и услуг для обеспечения их работы, текущие расходы и государственные инвестиции. В теории государственных финансов рост государственных расходов должен вести к росту доходов — в виде прибылей госпредприятий и налоговых поступлений. В Украине затраты на госпредприятия почему-то летят в пропасть. Из 3340 госпредприятий реально работают 1829, а остальные просто существуют, причем на наши деньги.
В прошлом году крупнейшие госпредприятия получили совокупный убыток в размере 116,6 млрд гривен. Из них 88,4 млрд — убыток НАК «Нафтогаз». В Кабмине подсчитали, что если продать лишнее (перестать бросать деньги в пропасть) и правильно управлять тем, что останется — это сэкономит нам около 2 гривен с каждой сотни в бюджете.
С этой же целью правительство предлагает сократить количество госорганов и работающих в них чиновников. Недавно премьер-министр озвучил предложение объединить Министерство аграрной политики с Министерством экологии, Министерство регионального развития разделить между МВД и Мининфраструктуры, а Минкульт, Минздрав и Минспорта слить воедино. Аналогичные процессы происходят и на других уровнях — ведомства объединяются и ликвидируются.
Результатом всех этих усилий должно стать сокращение расходов госбюджета с 37,5% ВВП (на 2015 год) до 33,5%. Их можно было бы сократить и больше, если бы депутаты поддерживали соответствующие законопроекты: по реформе образования, медицины, управления госпредприятиями, госслужбы, по дерегуляции и приватизации. Снижать налоги, возможно, было бы гораздо проще.
|
0
|
- 17:27 Курс валют на вечір 20 грудня: на міжбанку долар та євро подорожчали
- 15:30 Чи зможе Cardano випередити Solana під час бичачого ралі? ChatGPT вказує на XYZ як на прихованого лідера
- 13:42 Нацбанк пом’якшує низку валютних обмежень
- 12:06 Падіння біткоїна та подорожчання ASIC для майнінгу: що нового на крипторинку
- 11:34 НБУ випустив пам’ятну монету зі срібла «Новорічна іграшка» (фото)
- 10:37 Курс валют на 20 грудня: євро в банках подешевшало на 20 копійок
- 08:01 Офіційний курс: НБУ знизив гривню на дві копійки
- 19.12.2024
- 19:35 Іранський ріал досяг рекордно низького рівня через регіональну напруженість та енергетичну кризу
- 19:03 Банк Англії зберіг процентну ставку на рівні 4,75%
- 17:53 Гривня продовжує оновлювати історичний мінімум
Коментарі