25 січня 2011
Последний раз был на сайте:
17 жовтня 2024 о 04:15
-
Виталий Друт
Одесса
-
Роман Тимощук
Киев
-
Александр Баро
Харьков
-
Natalie11
Одесса
-
15187042
Kiev
-
Александр Каминский
43 року, Тульчин
- 16 квітня 2015, 0:45
Для уплаты юридическими лицами налога на нежилую недвижимость в 2015 году нет законных оснований
Руководитель налоговой практики
Если в сложное для страны время повышаются налоги или вводятся новые, налогоплательщик «затягивает пояс» и платит.
Но все должно быть по закону
(принцип налогового патриотизма)
До 30 апреля юридические лица-собственники объектов нежилой недвижимости должны заплатить авансовый взнос по налогу на недвижимость. Так ли это? Рассмотрим на примере недвижимости, расположенной в Киеве.
Для дальнейшего анализа важны два положения:
- Отчетным периодом по налогу на недвижимость является год (не квартал и не месяц). Об этом так прямо и написано в п.п. 266.6.1. Налогового кодекса Украины;
- Ставки налога на недвижимость устанавливают местные советы. А если местные советы эти ставки не установили, то применяется минимальная ставка. Об этом тоже прямо указано в пп. 12.3.5 п. 12.3 ст. 12 НК Украины. Поскольку минимальной ставки для налога на недвижимость кодекс не предусматривает (есть только максимальная), то минимальная ставка означает «0». Даже ГФС это признала в своей базе «ЗИР» (разъяснение от 27.03.2015 г.):
Таким чином, якщо сільська, селищна або міська рада не прийняла рішення про встановлення ставок з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, то мінімальною ставкою такого податку є «0» відсотків.
Далее будут приведены согласующиеся со здравым смыслом и налоговым законодательством обоснование того, что юридические лица не должны платить в 2015 году налог на нежилую недвижимость.
Доказательство 1: «Общее»
Пункт 266.7.5. НК Украины определяет:
266.7.5. Платники податку — юридичні особи самостійно обчислюють суму податку станом на 1 січня звітного року
Что значит «обчислюють»? Посчитать налог необходимо по состоянию на 1 января. Для нуждающихся в детальных инструкциях кодекс содержит пояснение (п. 29.1. НК Украины):
29.1. Обчислення суми податку здійснюється шляхом множення бази оподаткування на ставку податку із/без застосуванням відповідних коефіцієнтів.
Допустим, база обложения нам известна (это общая площадь объекта недвижимости). А ставка налога по состоянию на 1 января 2015 года местным советом определена не была, а потому составляет 0 % (ГФС с этим согласилась, как было упомянуто выше).
На это может поступить возражение, что законодатель такого не имел ввиду, а даже отвел местным советам месяц на установление ставок. Действительно, в пункте 4 Заключительных положений Закона о налоговой реформе от 28 декабря 2014 года № 71-VIII указано:
4. Рекомендувати органам місцевого самоврядування:
у місячний термін з дня опублікування цього Закону переглянути рішення щодо встановлення на 2015 рік податку на майно (в частині податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки) для об'єктів житлової нерухомості, а також прийняти та оприлюднити рішення щодо встановлення у 2015 році податку на майно (в частині податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки) для об'єктів нежитлової нерухомості, податку на майно (в частині транспортного податку) та акцизного податку з реалізації суб'єктами господарювання роздрібної торгівлі підакцизних товарів.
Думается, что противоречие рекомендаций парламента обязательным нормам, которыми определяется порядок исчисления налога, не должно создавать проблему для налогоплательщика.
И все же, как парламент мог сам себе противоречить? Тут, скорее всего, одно из двух: либо принятый впопыхах закон был низкого качества (я придерживаюсь именно этой точки зрения, ведь она подтверждается другими «ляпами» по тексту закона); либо законодатель предложил советам заблаговременно, еще в январе 2015 года позаботиться об определении ставок, которые начнут применяться в 2016 году (маловероятно, хотя это хоть как-то сохраняло бы лицо парламента).
Тем не менее, мы можем столкнуться с мнением о том, что в 2015 году ставки налога на недвижимость могут устанавливаться на протяжении этого же 2015 года. Если руководствоваться такой логикой, то их можно будет установить и в январе и в феврале, а можно и в декабре (Тогда как применять? Задним числом? Нет. С того квартала, в котором установлены? Но ведь у этого налога отчетынй период год, а поквартально платятся просто авансовые клатежи). Нет, скажут мне, ставки должны быть установлены в течение месяца. Но почему? Ведь упомянутое выше положение о месячном сроке – это лишь рекомендация.
Хорошо, давайте примем, что ставки должны быть установлены в течение месяца (хотя на самом деле мы с этим не соглашаемся, а принимаем лишь из интереса к тому, что будет изложено дальше).
Доказательство 2: «Киевское»
28 января 2015 року (то есть, в пределах рекомендованного срока) Киевский городской совет принял решение № 58/923, которым внес изменения в решение от 23 июня 2011 года № 242/5629 «Об установлении местных налогов и сборов в г. Киеве», изложив его в новой редакции. Решение от 28 января было опубликовано в газете «Хрещатик» (официальное печатное СМИ Киевсовета) в выпуске №13 от 30 января 2015 года.
Получается, что в 30-дневный срок уложились? Нет.
Дело в том, что в самом решении от 28 января 2015 года ставки не установлены (в этом можно убедиться, прочитав решение здесь)
Ставки налога были установлены в приложении 1 к этому решению. А приложение было опубликовано аж 6 марта в № 33 газеты «Хрещатик» (выпуск «Документы» № 20).
То, что рекомендация парламента не выполнена, это еще полбеды. Получается, что ставки были опубликованы после истечения срока для подачи декларации по этому налогу (20 февраля). А ведь именно в декларации определяется сумма налога, подлежащая уплате поквартально авансовыми платежами.
На декларации стоит остановиться отдельно.
По состоянию на последний день срока для подачи декларации действующей формой декларации была форма, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 01.07.2014 г. № 735. Но она не была предназначена для нежилой недвижимости. Минфин с утверждением новой формы не спешил, вывесив соответствующий проект приказа на своем сайте для обсуждения, как это и требуется для проектов регуляторных актов в соответствии с Законом Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». Кстати, это само по себе забавно, поскольку для решений местных советов об установлении в 2015 году ставок налога, требование соответствовать этому закону было специально снято (п. 4 Заключительных положений Закона о налоговой реформе).
ГФС попыталась «выкрутиться» из ситуации отсутствия формы декларации и дала разъяснение (письмо от 28.01.2015 г. № 2444/7/99-99-17-04-01-17):
До утвержденияформы налоговой отчетности плательщикам налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка — юридическим лицам предлагается до 20 февраля 2015 задекларировать объекты налогообложения, используя форму налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, утвержденную приказом Министерства финансов Украины от 01.07.2014 № 735.
В случаеналичия у налогоплательщика объектов нежилой недвижимости в колонке 2 «Тип объекта жилой недвижимости» отмечается значение «3 — другое», при этом в колонке 3 «Общая площадь объекта жилой недвижимости» необходимо указывать общую площадь объекта нежилой недвижимости.
Но это было лишь предложение, которое, к тому же, противоречит законодательству, ведь действующая форма декларации явно не допускала такой вольности, к которой склоняла налогоплательщика ГФС. Если уж и должен был подавать эту декларацию собственник нежилой недвижимости, то с прочерками, «пустышку», поскольку нету у него другой жилой недвижимости (категория «3-другое» используется в декларации сугубо для декларирования другой жилой недвижимости). Кстати, такой подход был бы наиболее правильным и безопасным. Подавать «пустышку» в данном случае обязывает Налоговый кодекс.
ГФС хотела бы (это видно из приведенного выше текста ее письма), чтобы налогоплательщик задекларировал объекты налогообложения (а не сумму налога), пусть даже используя для этого форму декларацию, которая такого декларирования не предусматривает. Получается, что по плану ГФС налогоплательщик декларирует объекты (площадь нежилой недвижимости), ждет опубликования Киевсоветом ставок 6 марта и платит налог (первый платеж до 30 апреля). Проблема только в том, что такой сценарий законом не предусмотрен.
Законный сценарий прост: сумма налога определяется по состоянию на 1 января, декларируется до 20 февраля. А уже задекларированная сумма налога авансовыми платежами вносится поквартально. Это подтверждается и порядком уплаты налога (п. 266.10.1. НК Украины):
266.10.1. Податкове зобов'язання за звітний рік з податку сплачується:
б) юридичними особами — авансовими внесками щокварталу до 30 числа місяця, що наступає за звітним кварталом, які відображаються в річній податковій декларації.
Компромисс от налоговика: Знакомый налоговый инспектор, выслушав эту аргументацию, пожурил за непонимание нужд бюджета и сказал, что компромиссом может быть уплата налога «пропорционально», начиная с того дня, когда были обнародованы ставки. А то и вообще, поскольку ставки утверждены до окончания первого квартала, то за первый квартал, налог платится в полном размере. А когда вступит в действие приказ об утверждении новой формы декларации, налогоплательщикам будет предложено подать ее в виде уточняющей.
Я ему сказал, что это безосновательно, и здесь повторю то же. В начале этой статьи мы установили, что отчетным периодом по налогу является год. Налог исчисляется единожды (по состоянию на 1 января), а не за каждый день в году, и не за квартал или месяц. Налоговый кодекс устанавливает лишь два специальных правила (исключения), когда налог исчисляется иначе (при переходе права собственности на объект и при создании нового объекта).
Для подачи в течение 2015 года декларации по новой форме также нет оснований. Налогоплательщик выполнил свой долг, когда подал «пустышку» до 20 февраля. Уточнять ему нечего. А новая форма декларации может быть применена только в следующем отчетном периоде, то есть в 2016 году.
P.S. Тем не менее, в бюджете города Киева на 2015 год предусмотрено поступление в 23 млн. грн. налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, от юридических лиц, которые являются собственниками объектов нежилой недвижимости…
|
49
|
- 16:01 Комісія з цінних паперів і бірж США схвалила перші гібридні ETF на базі біткоїна та Ethereum
- 11:09 В Україні розглядають зміну регулятора крипторинку
- 21.12.2024
- 16:00 Близько 80 000 жителів Фінляндії отримали тепло від біткоїн-майнінгу
- 14:03 Пенсійне страхування: З початку року українці добровільно сплатили понад 44 мільйони (інфографіка)
- 11:11 ЄС може втратити криптоінвесторів через виключення USDT Tether з лістингу
- 10:04 НБУ за тиждень продав найбільший обсяг валюти на міжбанку з 2022 року
- 20.12.2024
- 17:27 Курс валют на вечір 20 грудня: на міжбанку долар та євро подорожчали
- 15:30 Чи зможе Cardano випередити Solana під час бичачого ралі? ChatGPT вказує на XYZ як на прихованого лідера
- 13:42 Нацбанк пом’якшує низку валютних обмежень
- 12:06 Падіння біткоїна та подорожчання ASIC для майнінгу: що нового на крипторинку
Коментарі - 10
Мне очень нравятся юристы, которые могут и за небольшое вознаграждение всегда готовы доказать, что красное — это белое и наоборот…
Вспоминая недавние судебные иски о признании договоров валютного кредитования юрлиц никчемными, юристы предприятия доказывали, что банки нарушили закон и не получили индивидуальную лицензию для кредитования отдельно взятого заемщика.
И их ничего не останавливало, даже их личная виза на кредитном договоре, говорящая о том, что они подтверждали его законность и правомерность…
Хотя по здравому смыслу, если договор признан никчемным, то юрист, который его завизировал должен лишаться права вести юридическую практику или хотя бы нести административную ответственность за свои действия/бездействие.
Хотя десять правил честного предпринимателя в интерпретации украинской налоговой должны распространяться и на юристов в том числе.
Единственным гонораром за это обширное пояснение откровенных «лаж» налоговых реформаторов, которое я надеюсь получить, будет восклицание читателя, который платит налоги: «А ведь он прав.» Налог на нежилую недвижимость введен с откровенными нарушениями. Если у Вас есть что возразить, пожалуйста, изложите. Укажите на ошибки или на то, где я называю красное белым и наоборот, как Вы пишите
Т.е. если местные власти не захотели (саботируют законы) то применяется норма налогового кодекса по максимуму 2% (в 2015 1%).
А то что Вы там воды налили, так это словоблудие, Вам же надо деньги тоже зарабатывать.
Но в то же время, сами подумайте, по теории этот налог финансирует местный асфальт, Вы же катаетесь по нему, а кто его будет поддерживать в рабочем состоянии? Точнее кто за это будет платить? Только физлица? А юрлица они что голубых кровей?
Не разобрались сами, так не вводите, пожалуйста, других в заблуждение.
Налог не равен 2 % (1 % в 2015 году), как Вы пишете, «или меньше если местные власти захотят меньше».
Ставка составляет столько, сколько установят местные советы, но не больше 2 % ( 1 % в 2015 году). Чувствуете разницу? ГФС чувствует, когда пишет, что если местный совет не установил, то ставка составляет «0 %».
Если Вы разницу не видите, это не повод подгонять остальных финансировать Вашу «теорию местного асфальта»
Налог на недвижимость финансирует благоустройство местной территории. А значит и асфальт.
Источник: Ассоциация украинских городов.
Почему бы Вам меня не забанить кнопкой «игнорировать», я бы на Вашем месте так и сделал.