Мінфін - Курси валют України

Встановити
nstankevcyh
Ирина Кальницкая
Зареєстрований:
31 травня 2013

Останній раз був на сайті:
11 жовтня 2023 о 22:10
Підписчики (64):
ballistic
ballistic
4 року
Alla45
Alla45
Киев
svetlanasavvati
Светлана Маслова
42 року, Одесса
romava
romava
Letos
Letos
39 років
Valeron27
Valeron27
AD666
AD666
vicmarin37
vicmarin37
katrin8
Катерина Абрамчук
Днепропетровск
yuliar89
yuliar89
romanzalizko65
Maestro Maestro
48 років, Иршанск
Irrinas
Irrinas
всі підписчики
Руководитель практики налогового права юридической фирмы GOLAW
25 травня 2015, 11:04

Судебный сбор по - новому

На прошлой неделе Верховная Рада Украины принял Закон, которым вносятся существенные изменения в порядок уплаты судебного сбора и его ставки.

В целом, можно отметить, что украинская система взимания судебного сбора уже давно требовала изменений. Ни в одной европейской стране нет такого количества льгот, освобождающих от уплаты сбора, особенно в отношении государственных органов. Кроме этого, Украина имеет обязательства перед МФВ относительно увеличения поступления в бюджет средств от уплаты судебного сбора. Поэтому, принятие Закона можно расценивать как достаточно позитивное событие. В то же время, для бизнеса и населения нововведение будет иметь и не очень приятные последствия.

Позитивные стороны

Одним из главных позитивных новел Закона является исключения органов государственной власти из числа субъектов, освобождаемых от уплаты судебного сбора. Подобное новшество поможет дисциплинировать некоторых контролёров в отношениях с судами и сделает невозможным злоупотребления ими своими процессуальными правами.

Всем известны примеры, когда государственные органы подают апелляции и кассации просто для того, чтобы подать. При этом их представители могут даже не явиться в заседание, а текст жалобы, в лучшем случае, представляет собой «copy and paste» из возражений на поданный иск, а в худшем случае, — «copy and paste» из возражений по вообще другому делу. Кроме этого, путём подачи безосновательных апелляций зачастую налоговые органы затягивали процесс бюджетного возмещения НДС, которое и без этого крайне сложно получить.

Поэтому факт «бесплатности подачи иска» государственными органами довольно часто приводил к необоснованным обращениям в судебные органы и полностью безответственному отношению к делу.

Для бизнеса это означало не только трату времени, но и финансов на оплату сопровождения дела юристами во всех инстанциях. Страдали от этого и суды, которые попросту перегружены делами и порой решения приходиться ждать больше месяца.

Теперь же налоговые органы перед тем, как подать апелляцию или кассацию, будут задумываться в целесообразности таких действий, учитывая необходимость заплатить сбор в размере 110%/120% от суммы, уплаченной в суде первой инстанции.

В тоже время, непонятным остаётся вопрос момента вступления Закона в силу. Изначально предлагалось дата 1 января 2016 года, что является вполне обоснованным и логичным с точки зрения распределения бюджетных средств. В тоже время, вовремя голосования было предложено ввести Закон в действие с 01 сентября 2015 года. Это может привести к тому, что у государственных органов могут возникнуть проблемы с уплатой судебного сбора. Так как в бюджете 2015 года не были заложены средства под такую статью расходов.

Негативные стороны

Ставки судебного сбора существенно повышаются. Размер сбора зависит, в первую очередь, от того, кто обращается в суд (физлицо или юрлицо) и с требованиями какого характера (имущественные или неимущественные).

Согласно изменениям субъекты хозяйствования (юрлица, ФЛП) за подачу имущественного иска в любой суд в независимости от юрисдикции будут платить судебный сбор в размере 1,5 % от цены иска, но не меньше чем 1 минимальная заработная плата (1218 грн. состоянием на сегодня).

Обычные граждане физические лица при обращении в суд с имущественным иском заплатят сбор в размере 1 % цены иска, но не меньше чем 0,4 минимальной заработной платы (488 грн. состоянием на сегодня).

За подачу неимущественного иска юридические лица и ФЛП будут обязаны уплатить сбор в размере минимальной заработной платы – 1218 грн., а физические лица в размере 0,4 минимальной заработной платы – 488 грн.

Если ранее при подаче апелляции платилось только 50% от ставки, уплаченной в суде первой инстанции, то теперь эта сумма кардинально увеличилась. Субъекты хозяйствования и физические лица за подачу апелляции будут обязаны заплатить сбор в размере 110% от ставки, уплаченной в суде первой инстанции и 120% от такой ставки за подачу кассации.

Теперь перед подачей апелляции и кассации надо будет хорошо подумать, насколько сильна позиция и «стоит ли вообще игра свеч». Ведь если дело проиграно, судебный сбор истцу не возвращается.

Чтобы обратиться в Верховный Суд Украины необходимо будет уплатить судебный сбор в размере 130% от ставки, уплаченной в суде первой инстанции (ранее это было только 70%).

Последствия внесенных изменений почувствуют, в первую очередь, налогоплательщики, которые судятся с представителями налоговой службы за неправомерные доначисления. Ни для кого не новость, что контролирующие органы не стесняясь доначисляют колоссальные суммы налогов и штрафных санкций, зачастую без каких-либо юридических обоснований. В итоге, бремя доказывания своей правоты ложиться именно на субъекта хозяйствования, который обжалует выписанное налоговое уведомление – решение в судебном порядке.

Ранее в статье 4 Закона о судебном сборе существовало положение, позволяющее истцу при подаче административного иска уплачивать только 10% ставки судебного сбора. Остальная сумма взыскивалась пропорционально с истца и ответчика в зависимости от результатов дела. Кроме того, существовала верхняя грань судебного сбора, выше которой сбор не взыскивался. Другими словами, при цене иска в 1 млн. гривен при подаче искового заявления истец уплачивал всего лишь 487 грн.

В предложенной редакции Закона, которая доступна на сайте Верховной Рады, такого положения уже нет. Это означает, что при подаче искового заявления с имущественными требованиями 1 млн. грн. истцу надо будет заплатить 15 000 грн. судебного сбора. Сумма достаточно не маленькая, а для некоторых может быть просто «неподъемной».

Более того, как сообщают представители информационных агентств, во время голосования было предложено установить верхнюю планку сбора для юрлиц в размере 150 минимальных заработных плат, а это на сегодня 182 700,00 грн. Сумма достаточно большая и может существенно ограничивать возможность субъекта хозяйствования обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.

Переглядів: 3416, сегодня — 0
Стежити за новими коментарями

Коментарі - 1

+
0
vicmarin37
vicmarin37
25 травня 2015, 11:49
#
Ну, и вот и хорошо, теперь суды будут в прибыли… спс
Щоб залишити коментар, потрібно увійти або зареєструватися