18 березня 2013
Останній раз був на сайті:
17 жовтня 2024 о 05:04
-
irenjane
34 року, Kiev
-
Genn9262
харьков
-
20087p
54 року, Город будущего
-
Maks M
35 років, Киев
-
Lemon0
Харцызск
-
Tsibulino
Тхорівка
-
SukhovoKobylin
Боярка
-
irina guda
34 року
-
Andrey M
45 років, Киев
-
Сергей Педалькин
44 року
- 29 травня 2015, 16:01
Проблемы банковской системы в первом квартале 2015 года
НБУ опубликовал данные по банкам за первый квартал этого года. Результаты — малоутешительные: 58 банков показали убытки на общую сумму 80,892 млрд гривен — фактически это каждый третий банк из зарегистрированных в стране. И хотя 80% от суммы всех убытков показали банки, в которые введена временная администрация, но и оставшиеся 20% убытков ( более 16,1 млрд гривен) для работающих банков — сумма огромная. Негативный финансовый результат показали все банки — и государственные, и с иностранным капиталом, и банки украинских акционеров. Из первой группы (крупнейшие банки — 14 банков ) только два: Приватбанк и Ощадбанк — показали прибыльную деятельность. По второй группе (крупные — 15 банков) только 9: Креди Агриколь банк, Финансовая инициатива, банк Пивденный, Ситибанк, Мегабанк, Платинум, Укринбанк, Кредобанк и Диамант банк также показали прибыль. Не лучше ситуация с прибыльностью в третьей (средние — из 27 банков прибыльных только 17) и четвертой группах (малые — из 77 прибыльность у 47 банков). По суммарному результату в каждой из групп, первые три группы продемонстрировали убытки и только четвертая группа (малые банки) показала прибыльную деятельность. Результаты по отчетности каждого из банков за первый квартал 2015 года можно посмотреть, перейдя по ссылке.
По крупнейшим банкам — общий убыток 15,130 млрд гривен, по крупным банкам — убыток 1,028 млрд гривен, по средним банкам — убыток 1,767 млрд гривен, и только по малым банкам общая прибыль составила 87,030 млн гривен.
Более 88 % активов банковской системы сосредоточены в первой и во второй группах, и НБУ больше всего уделяет внимание ситуации именно у них, чаще всего приглашая их руководителей на встречи (ранее еженедельные, сейчас реже), но наверное, руководству Национального банка стоило бы отметить для себя тот факт, что именно малые банки смогли показать небольшую, но прибыльность по своей группе.
Их секрет прост — не имеют большой филиальной сети и значительных объемов валютных кредитов в своих кредитных портфелях, поэтому и смогли быстрее приспособиться к новым реалиям. Именно в группе малых банков (77 банков) в настоящее время, потенциально возможны активные процессы эффективных слияний и поглощений, которые сформируют в будущем более крупные и сильные банки после окончания кризиса. Когда гиганты рушатся — малые смогут не только выжить — но и укрепить свои позиции. Кризис для них — это период новых возможностей.
Когда система демонстрирует 80,892 млрд грн убытков за квартал ( а на 01.05.2015 убыток составил уже 82,802 млрд грн), такие результаты нельзя уже все списать только на ошибки менеджмента конкретного банка — это говорит о системных проблемах. Да, есть глобальные проблемы в Украине: Крым, АТО, падение экспорта из-за разрушенной инфраструктуры и т.д., но есть и стратегические ошибки НБУ, часть которых были вынуждены признать даже сами чиновники НБУ в «Основах денежно-кредитной политики на 2015 год»,утвержденных Наблюдательным Советом НБУ.
Такие, нехарактерные для обычной стилистики документов НБУ формулировки как: «не всегда логичная и последовательная политика НБУ в области валютного курсообразования и денежно-кредитной политики, а также недооценка системных рисков и недостаточно взвешенная денежно-кредитная политика, которая привела к глубокому валютному и банковскому кризису...» уже о многом говорят. В этом же документе Наблюдательного Совета НБУ также подвергнута значительной критике политика Национального банка в области взаимоотношений с банками в 2014 году. За период чуть более года, система потеряла уже почти пять десятков финучреждений — более четверти всех банков страны. Многие действительно занимались отнюдь не банковскими операциями и подлежат закрытию, но большинство просто стали заложниками экономической и валютной политики НБУ и ситуации в Украине.
Руководство НБУ утверждает: к лету этого года банковская система очистится от наследия прошлых времен и затем получит перезагрузку, а вслед за этим — начнется стабилизация и рост. Но если валютная стратегия и процентная политика НБУ в некоторых вопросах не изменится, то мы позволили себе не во всем разделить оптимизм чиновников Национального банка и решили поговорить с нашими друзьями из топ-менеджмента банков на условиях анонимности.
Наши мнения по поводу причин, по которым мы не являемся такими оптимистами, как руководство НБУ, совпали. Вот некоторые из негативных причин для очень сдержанного оптимизма, которые нас волнуют в развитии банковской системы по результатам первого квартала 2015 года.
Первая причина — потеря банками своего капитала из-за колоссальных убытков.
Директор департамента рисков банка с иностранным капиталом:
Только за первый квартал 2015 года убыток составил уже 80,892 млрд гривен (для сравнения за 2012 году прибыль по банковской системе составляла 4,899 млрд грн, в 2013 году прибыль составила 1,436 млрд грн, зато в 2014 году убыток составил 52,966 млрд гривен ) и впереди по 2015 году результаты нового стресс-тестирования банков, которые явно приведут к необходимости новой масштабной докапитализации, на которую ни у самих банков, ни у их акционеров нет ресурсов. Сейчас владельцы почти всех банков независимо от того, кто их собственники — иностранные или украинские — готовы рассматривать вопрос продажи своих учреждений. В НБУ это понимают и пытаются контролировать ситуацию, что удается им не всегда.
В СМИ озвучивалась ориентировочная сумма докапитализации в пределах не менее 150-190 млрд гривен, что превышает сумму капитала всей банковской системы на 01 января 2014 года ( составляла по данным НБУ 192,6 млрд гривен).
Но, если в 2014 году хотя бы иностранные «дочки» активно докапитализировались за счет своих материнских банков, то после второго стресс-тестирования проводить новое вливание ресурсов в капитал украинских дочек многие не захотят, предпочтя продать свои дочерние учреждения и зафиксировать убыток. Госбанки также потребуют значительных новых вливаний в капитал, так как большинство госкорпораций — заемщиков этих банков, начнет объявлять технические дефолты (как уже это сделала Укрзализныця) или будут просить долгосрочную пролонгацию по своим кредитам, а это снизит их характеристики, как заемщиков и потребует увеличение резервов под выданные им госбанками кредиты. Сформировать такие резервы в этом году прибыль госбанков не позволит и это приведет к очередной потере ими значительной части капитала и необходимости новых вливаний со стороны государства.
Аналогичная ситуация и с банками с украинским капиталом, которые оказались: заложниками девальвации гривны, необходимостью доформировать огромные резервы под валютные кредиты (до 100% от сумм такой задолженности) и невозможностью заимствования при этом средств ни на внутреннем, ни на международных рынках. Большинство акционеров таких банков уже не смогут дать новые средства в капитал, так как потеряли их из-за масштабной девальвации гривны.
Это понимают в НБУ, смягчив банкам требования по адекватности капитала и другим нормативам, но этого явно мало, так как до 2016-2019 годов и далее — когда банки будут обязаны постепенно войти в нормативы по капиталу — многие из них могут просто не дожить.Встанет вопрос фактической распродажи банковской системы, при чем за очень незначительные деньги, что приведет к масштабному переделу банковского рынка. А такой сценарий вряд-ли понравится и так изрядно потрепанной валютными экспериментами Национального банка экономической элите Украины (фактическими владельцами большинства банков), что при неблагоприятном развитии событий выразится в очередных корпоративных дефолтах предприятий-клиентов и банкротстве следующих банков.
Вторая причина – невозможность экономически выдерживать постоянные валютные качели — как заемщиками банков, так и самими банками, а также непосильные с точки зрения банковской экономики процентные ставки по вкладам населения, депозитам юридических лиц, кредитам рефинансирования НБУ и по ресурсам межбанковского рынка.
Директор казначейства крупного банка:
По первому вопросу мы видим результаты в виде убытков банков (52,966 млрд гривен в 2014 году и 82,802 млрд грн по первому кварталу этого года) и предприятий ( более 400 млрд грн по 2014 году). По результатам раскрываемой ими публичной отчетности — одна из самых главных причин — огромная девальвация национальной валюты. Рост официального курса с 7,993 грн за доллар на 6 февраля 2014 года (дата начала проведения НБУ «политики плавающего курса») до уровня 23,4514 грн за доллар (по состоянию на 01.04.2015 года), эпохи «многокурсия», валютных качелей до отметок почти до 40 гривен за доллар, запомнится банкам, их клиентам и населению очень надолго. Ключевой вопрос, который возникает при этом: «Зачем и кому это выгодно?»
Заместитель председателя правления банка из первой группы:
По вопросу непосильных процентных ставок — необходимо пояснить: рост учетной ставки НБУ в первом квартале 2015 года с 14% до 19,5%, а затем до 30% годовых с 04.03.2015 привел к значительному подорожанию как кредитов рефинансирования НБУ и уровня межбанковских ставок, а на фоне значительных показателей инфляции — и ставок по привлечению средств населения и юридических лиц. Для банков обслуживание таких подорожавших ресурсов ( а других в этой ситуации найти они просто не могут) приводит к значительному «вымыванию» живой ликвидности денег из системы, а получение «живых» ресурсов в виде процентных доходов по кредитованию для перекрытия расходов при такой экономической обстановке в стране весьма проблематично.
Например, по официальным данным НБУ по состоянию на 01.04.2015 валютные средства юридических и физических лиц составляли 16,6 млрд долларов при общей средневзвешенной ставке их привлечения 6,56% годовых, гривневые остатки юридических и физических лиц составляли 345,2 млрд гривен при общей средневзвешенной ставке привлечения 12,36 % годовых. Если предположить, что средневзвешенные остатки клиентов банков в валюте и гривне приблизительно равны зафиксированным по банковской системе на 01.04.2015, то в среднем в месяц процентные расходы по обслуживанию таких средств составляют более 5,633 млрд гривен. Кроме этого, из-за кризиса доверия между банками (вызванного банкротством части финансовых учреждений) круг банков, работающих на межбанковском рынке резко сузился, а средняя ставка привлечения средств в гривне уже составила 26,3% годовых. Лимиты банков друг на друга сейчас урезаны до предела и экономической саморегуляции ликвидности в системе не происходит.
Повышение учетной ставки до уровня 30% годовых, фактически автоматически подняло цену рефинансирования по новым заимствованиям у НБУ до ставок выше 30% годовых (например, ставка по кредитам овернайт составила 33% годовых). Остатки задолженности банков перед НБУ по рефинансированию составляли на дату написания статьи почти 109,0 млрд гривен (сейчас эти суммы значительно превышают 130 млрд грн) и обслуживание этих ресурсов под ставку выше 30% на фоне невозможности привлечь внешнее финансирование и ресурсы на межбанковском рынке приводит к потере значительной части ликвидных ресурсов для большинства из банков в виде процентов регулятору.
Восполнять их системе сейчас нечем, так как реальный сектор экономики не может «отбить» такие ставки при кредитовании. Рост проблемной задолженности на 01.04.2015 года до уровня 17,2% от кредитного портфеля (а у многих банков просрочка в портфеле достигает 30% и выше) тому подтверждение. Банкам становится все труднее и это может привести к продолжению процесса банкротства новых банков уже именно из-за потери ликвидности из-за возросшей стоимости ресурсов на фоне низкого уровня поступлений.
Повышение учетной ставки сейчас (даже в привязке к высокому уровню инфляции) только увеличило количество потенциальных банков на введение временной администрации по экономическим причинам и явно не стимулирует активизацию кредитования реального сектора экономики, так как при стоимости ресурсов от 30% годовых и выше, ставка по кредитам должна быть выше 35% годовых, а ни один реальный сектор экономики не выдержит такой долговой нагрузки. Учитывая ситуацию с падением ВВП Украины ( ЕБРР прогнозирует падение не менее 7,5%), политика «дорогих» денег и их недоступность большинству заемщиков, проводимая сейчас НБУ, приведет к еще большему снижению активности реального сектора экономики.
Это не логично, так как в кризис для стимуляции роста ВВП и поддержания финансовой системы, наоборот – правительство и центральный банк максимально снижают цену денег, активно накачивают реальный производственный сектор финансовыми ресурсами, проводя параллельно комплекс мер по снижению налогообложения и созданию новых рабочих мест.
О том, что нужно срочно менять политику для стимулирования производства (что невозможно без кредитных вложений в реальный сектор) говорят и данные Государственной службы статистики Украины — падение ВВП в первом квартале 2015 года по сравнению с первым кварталом 2014 года (в постоянных ценах 2010 года) составило 17,6%. При таких темпах падения ВВП ни одна банковская система не сможет комфортно развиваться.
Третья проблема — остановить отток средств из банковской системы со стороны населения и восстановление доверия к банковской системе.
По словам, главы НБУ Валерии Гонтаревой за 2014 год отток вкладов населения составил более 126 млрд гривен, а в первом квартале 2015 года отток уже составил в гривневом эквиваленте более 20 млрд гривен. Причины оттока — девальвация гривны, инфляция, банкротство более четверти всех банков системы, риск продолжения АТО. Сумма оттока средств населения более 146 млрд гривен за период чуть более года впечатляет и сопоставима с размерами траншей МВФ и других международных кредиторов. Население справедливо не готово нести средства в банковскую систему, пока идет не всегда прогнозируемая и просчитанная политика закрытия банков. О необходимости частичной коррекции политики по объявлению банков неплатежеспособными говорится и в рекомендациях Набсовета НБУ Правлению Национального банка в «Основах денежно-кредитной политики на 2015 год». На кону возврат 146 млрд грн средств населения в экономику страны, которые сейчас не работают. Средства граждан собственной страны — вот где основой источник инвестиций в Украину.
Возможный путь увидеть свет в конце туннеля
Председатель правления банка третьей группы:
Пути выхода из сложившейся ситуации следующие: активное рефинансирование банков, которые кредитуют стратегически важные предприятия реального сектора экономики всех форм собственности, выпуск валютных облигаций под обеспечение — имущество госпредприятий и землю, сроком от 10 до 30 лет на условиях близких к условиям выпуска американских казначейских обязательств, средства от продажи которых должны идти на масштабную реорганизацию экономики страны и улучшение ее инфраструктуры, выкуп с дисконтом у банков кредитов госпредприятий для снижения долговой нагрузки на стратегически важные предприятия страны, масштабная прозрачная приватизация, создание программы общественных работ и переподготовки кадров для украинцев потерявших сейчас работу (по прогнозам МВФ таких может быть до 2 млн человек к концу года), создание фонда поддержки банковской системы за счет государственных средств, основная задача которого выкуп у собственников банков, неспособных докапитализировать свои финучреждения, их банков за справедливую цену для избежания продолжения процесса банкротства банков, стимуляция поглощения таких банков их более удачливыми коллегами путем выдачи принимающему банку долгосрочных кредитов для проведения слияния и поглощения без потерь для клиентов, введение суммы гарантирования возврата средств не только для физлиц, но и для юридических лиц.
Начальник аналитического отдела банка четвертой группы:
Необходимо значительное снижение учетной ставки и обязательная привязка к ней всей депозитно-кредитной политики банков всех форм собственности путем установления максимальных ставок по кредитам и депозитам, для снижения той части инфляционных процессов, которые «завязаны» на инфляции издержек, возврат доверия к банковской системе и к действиям НБУ со стороны населения и бизнеса, путем проведения четко прогнозированной и прозрачной валютной и денежно-кредитной политики.
Кроме этого, в условиях отсутствия больших свободных ресурсов для кредитования реального сектора экономики возможно необходимо дополнить нормативную базу НБУ нестандартным решением — различными вариантами консорциумного кредитования, одним из участников которого может быть сам НБУ совместно с пулом банков, для кредитования приоритетных экономических проектов.
В этом случае, риски для банков диверсифицируются и снижаются, поэтому часть государственных программ, которые сейчас страдают от отсутствия финансирования, могли бы начать работать. В первую очередь, это актуально для инфраструктурных проектов, аэрокосмических и авиастроительных программ, агропромышленного комплекса и оборонной отрасли.
|
7
|
- 19:11 США ввели санкції проти «Газпромбанку» та ще понад 50 російський банків
- 18:10 Велика Британія запровадила санкції проти Фірташа та його дружини
- 17:40 Курс валют на вечір 21 листопада: долар подешевшав на міжбанку на 6 копійок, а євро — на 9 копійок
- 16:37 НБУ змінив порядок відкриття та закриття рахунків
- 16:10 ЦБ Туреччини знову зберіг ставку на рівні 50%
- 15:56 Курс біткоїна вперше перевищив $98 тис. та оновив історичний максимум
- 13:52 Що буде з гривнею? Депозити та ОВДП: чи варто зараз робити на них ставку (відео)
- 12:20 росія витратила понад $18 млрд на повітряні атаки по Україні
- 11:55 MicroStrategy увійшла до топ-100 найбільших публічних компаній у США
- 11:34 Команда Трампа розглядає прихильницю криптовалют на посаду нового глави SEC — CoinDesk
Коментарі