- 20 вересня 2016, 15:57
Цыплят по осени считают
На текущий момент рано говорить об эффективности монетарной политики НБУ в рамках управления инструментом учетной ставки. Но сейчас стоит задуматься о верности выбранной стратегии инфляционного таргетированния на ближайшие 2 года (см. цели и задания монетарной политики https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=85391&cat_id=85371).
Квинтэссенция стратегии которую избрал регулятор (выражена на 16 и 17 слайдах презентации https://bank.gov.ua/doccatalog/document?id=28704716), достаточно дискуссионная и не в полной мере стыкуется со следующими факторами:
1. Вектор изменения учетной ставки (ключевой ставки) как правило противоположен вектору инфляции (наиболее доступное объяснение можно найти по следующей ссылке fingeniy.com/k-chemu-privedet-povyshenie-uchetnoj-stavki/):
Факты– учетная ставка понижается.
2. Цель которую ставит перед собой регулятор в достижении показателей таргета (языком оригинала):
А) Збереження внутрішньої вартості гривні за рахунок відносно високих процентних ставок (політика дорогих грошей).
Факты– учетная ставка понижается ( https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=53647&cat_id=44580)
Б) Спрямування монетарної політики винятково на цілі цінової стабільності, недопущення використання емісійних коштів для фінансування фіскальних та квазіфіскальних потреб.
Факты – увеличение денежной базы с начала года на 21,6 млрд.грн/ (https://bank.gov.ua/doccatalog/document?id=44440)
- проект бюджета страны на 2017 год предполагает дефицит в размере 77,5 млрд.грн., который частично будет покрыт дополнительной миссией (личное мнение) http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=60032
3. Презентация регулятора не содержит информации об отрицательных последствиях стратегии инфляционного таргетирования — а они есть, и логически следуют из документа центра исследований деятельности центральных банков Банка Англии (Руководство №29 Практика инфляционного таргетирования):
http://www.bankofengland.co.uk/education/Documents/ccbs/handbooks/pdf/ccbshb29.pdf
- Инфляционное таргетирование подразумевает концентрацию только на показателе инфляции, и не уделяет должного внимания другим макроэкономическим показателям – показателю занятости населения, прироста ВВП. В краткосрочном периоде таргетирование инфляции ведет к падению производительности труда, большой волатильности занятости населения и ВВП;
- Инфляционное таргетирование предполагает, что уровень государственных заимствований стремиться к нулю, что говорит о том, что государство не рассчитывает на поступления в виде доходов центрального банка.
Факты– рост уровня безработицы по методологии МОП среди работоспособного населения растет (1 квартал 2016 года – 10,3.% — против 9,5 по итогам 2015 года) (http://www.ukrstat.gov.ua/ раздел Статистична інформація – Ринок праці – Занятість та безробіття – Основні показники ринку праці (квартальні данні) – Архів)
— бюджет, в том числе, фондируется регулятором в 2017 году в размере 41,0 млрд.грн. (что составляет 5.8% доходной части бюджета) (Статья 15 проекта Закона Украины про государственный бюджет http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=60032)
4. А была ли дефляция? Данные статистики говорят о том, что (языком оригинала) «У серпні 2016 року споживчі ціни знижувалися третій місяць поспіль. Дефляція у місячному вимірі становила 0.3%. У річному вимірі споживча інфляція прискорилася – до 8.4%. Про це свідчать дані, опубліковані Державною службою статистики України.» ( https://bank.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=36329504&cat_id=55838)
НО, есть факты, которые могут косвенно говорить о том, что данные показатели не соответствуют реальности:
— за последние 3 года не пересматривались весовые значение продуктов, товаров и услуг входящих в потребительскую корзину, в которой продукты питания и коммунальные услуги продолжают занимать 50,8% и 11,4% соответственно 2013 и 2015 год, при этом средняя заработная не выросла таким образом, что бы сохранить данную пропорцию ( http://www.ukrstat.gov.ua/ раздел Статистична інформація – Ціни — Вагова структура для розрахунку ІСЦ).
— индекс изменения цен производителей за аналогичный период констатирует инфляцию в 19,0%, о его динамике и связи с индексом инфляции можно прочесть по следующей ссылке http://index.minfin.com.ua/index/prod/
Выводы (личное мнение)
Инфляционное таргетирование – модный тредн 90 – 2000 годов, эффективность которого является спорной в мировой практике.
Показатель инфляции, выбранный для таргетирования, с целью отражения реального уровня жизни требует либо уточнения в части методологии расчета (что сделали некоторые центробанки применявшие данную практику), либо дополнения в краткосрочной перспективе как минимум показателями объема ВВП и количества рабочих мест.
Учитывая эволюцию политики таргетирования в мировой практике, действия регулятора должны быть направлены на сближения выбранного инструмента с текущей реальностью — на которую по мимо экономических законов (которыми еще можно управлять) также влияет АТО и курс на Евроинтеграцию.
Любая политика должна предполагать протекционизм, как внутреннего производителя так и граждан.
ДУМАЙ…
|
8
|
- 19:13 Грошові перекази в Україну продовжують падати
- 18:52 Попит населення на валюту зростає: у квітні обсяг купівлі валюти перевищив продаж на $728 мільйонів
- 18:34 Огляд ринку криптовалют у першому кварталі року — Binance Research
- 18:15 З початку року аграрії отримали понад 40 мільярдів на розвиток господарств
- 17:46 Спецрахунок НБУ на оборону за квітень поповнився на 303 млн грн
- 17:32 Курс валют на вечір 2 травня: на міжбанку долар та євро пішли вниз
- 17:01 Підтримка ієни: Банк Японії міг витратити близько $22,5 млрд на валютні інтервенції
- 16:38 Яка вартість великоднього кошика в Україні та Польщі — дослідження
- 14:45 Standard Chartered: Курс біткоїна може впасти до $50 000
- 14:15 Відомий трейдер пояснив, чому ціна Біткоїна наближається до позначки $300 000
Коментарі - 2
Новая власть завралась, реформы только на словах. Если так пойдет и дальше, ничего хорошего Украине не светит.
— каково сравнение наших циплят к американским будет к концу года (было бы интересно услышать Ваш прогноз)?
— по дефляции давайте посмотри в итогах года 2016 в сравнении с 2016. Так как летний период всегда проседает по ценам.
Знаете тут уже конечно не смешно о доле расходов на питание и комуналку. И тут вспомнился анекдот:
Встречаются два знакомых бизнесмена:
— Ты как налоги заплатил?
— Да, заплатил.
— И что, теперь спишь?
— Нет.
— Почему???
— Да вот сижу объясняю налоговой, откуда взял столько денег, чтобы заплатить…
Так и мы — заплати за всы так тебе еще повысят ну или спросят откуда деньги.